Предупреждение травматизма на занятиях
Занятия физическими упражнениями при определенных условиях сопряжены с возможностью получения занимающимися некоторых повреждений (травм), опасных для здоровья, а иногда и жизни. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма. Действия, направленные на предупреждение травматизма, называются страховкой. В это понятие входит и так называемая помощь — физическое содействие успешному выполнению двигательного действия.
Причинами травматизма могут быть: несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательности; отсутствие систематического контроля за деятельностью занимающихся, страховки и помощи; неправильная страховка, незнание приемов самостраховки; плохая дисциплина; нерациональное размещение занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления оборудования; несоответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям.
Эффективность страховки зависит от правильной методики и организации занятия, от систематического решения воспитательных задач, от соблюдения всех правил безопасности, в частности «Правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательной школе», где подчеркивается, что учитель или лицо, проводящее занятия физической культурой, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся. Они обязаны перед началом занятия провести тщательный осмотр места, убедиться в исправности спортивного инвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, соответствии его санитарно-гигиеническим требованиям. Правила обязывают проинструктировать занимающихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений, следить за соблюдением принципов обучения и воспитания.
9.3.6. Контроль за деятельностью и состоянием
занимающихся
Систематический контроль за деятельностью, поведением и состоянием занимающихся становится наиболее эффективным при сочетании его с самоконтролем. Данные самоконтроля существенно дополняют получаемую преподавателем информацию и облегчают выбор срочных решений в процессе занятий физидескими упражнениями. Не менее важным является своевременное осмысливание преподавателем и занимающимися данных о состоянии, содержании, характере и результативности деятельности, влиянии на нее различных условии, выяснение причин и поиск конкретных путей устранения возникающих ошибок. '
Контроль за деятельностью занимающихся должен быть всесторонним. Выясняется заинтересованность конкретными заданиями, упражнениями, учебной деятельностью, а также уровень сознательности, ответственности, добросовестности и увлеченности. В поле зрения должно быть отношение занимающихся к преподавателю, взаимоотношения занимающихся (межличностные, групповые), дисциплинированность и эстетические отношения.
Существенное значение приобретает контроль за выполнением правил охраны природы, за проявлением исполнительности, личной инициативы, творческой активности, умением контролировать свои действия, эмоции, поведение, осмысливать и оценивать результаты, вносить в личные действия своевременные и правильные коррективы.
Нельзя упускать из виду объективные и субъективные трудности, возникаю'щие в деятельности занимающихся, волевые усилия по их преодолению, трудолюбие и культуру учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач, взаимоконтроль и взаимопомощь. Контролем преподавателя должны быть охвачены конкретные результаты, успешность индивидуальной и групповой деятельности занимающихся.
Обязательным является постоянный контроль за состоянием организма занимающихся. В массовой физкультурной практике, особенно при большом числе занимающихся в группе, пользуются простыми, общедоступными методами. Это — наблюдение за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности. Небесполезным является учет мнения и жалоб занимающихся по поводу предъявляемых требований, нагрузок. Поскольку почти все эти способы контроля за состоянием занимающихся опираются на субъективные оценки, следует проявлять осторожность в выводах и неоднократно проверять результаты наблюдений.