Методы организации деятельности занимающихся

Осуществляя функцию руководства, преподаватель должен обеспечить благоприятные условия обучения для всех занимаю­щихся. С этой целью используются различные методы организа­ции учебной работы: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой. Каждый из них имеет свои варианты, которые исполь­зуются в различных сочетаниях.

1. Фронтальная (общегрупповая) организация характеризует­ся тем, что весь состав занимающихся выполняет одни и те же задания, притом в заранее установленных рамках времени и, как правило, в общем построении и едином ритме работы. Этот спо­соб требует непосредственного руководства педагога и обеспе­чивает высокую плотность занятия. Он целесообразен в тех слу­чаях, когда упражнения и нагрузки доступны всем или могут индивидуализироваться без существенного нарушения общего ритма работы. Наибольшее применение фронтальный способ на­ходит в вводной и заключительной частях занятия, а в основной — при проведении игр, общеподготовительных упражнений, при обу­чении бегу, простым прыжкам, метаниям, лыжным ходам, при наличии снарядов массового применения, достаточного количе­ства мелкого инвентаря.

Результаты фронтальной деятельности занимающихся зависят от понимания ими задач и заданий, от личных возможностей и желания выполнить заданное. Несмотря на то что учебно-воспи­тательный процесс направляется педагогом к достижению еди­ной цели одинаковым путем, результаты выполнения заданий не во всем окажутся одинаковыми, так как зависят и от индивиду­альных особенностей. Поэтому приходится варьировать приемы фронтальной организации занятий и даже сочетать ее с групповой и индивидуальной.

Основными вариантами фронтальной работы являются: одно­временное выполнение задания всеми занимающимися; попере­менное выполнение упражнения и связанных с ним заданий в па­рах или тройках; посменное выполнение упражнений; поточное выполнение упражнения.

Одновременно, как правило, упражнения выполняются под счет, музыку, шумовой аккомпанемент. Но для развития «чувства темпа» внешнюю регулировку движений можно временами пре­кращать, с тем чтобы занимающиеся приучались самостоятельно удерживать заданную частоту движений. С целью индивидуали­зации нагрузок более слабым даются указания раньше других закончить упражнение.

Попеременное выполнение физических упражнений при­меняется в тех случаях, когда требуются взаимопомощь, взаимо­страховка, взаимоконтроль, взаимооценка. Этим стимулируется проявление сознательности, активности и самостоятельности за­нимающихся. Такой вариант неизбежен при ограниченной про­пускной способности оборудования. Попеременное выполнение осуществляется под счет, по команде и в свободном темпе, наибо­лее подходящем для каждой пары, тройки (при некоторой инди­видуализации нагрузок).

Посменная организация заключается в том, что весь со­став занимающихся распределяется на несколько смен (по 4— б человек и более), которые последовательно, как бы волнами, выполняют одно и то же. При необходимости педагог оценивает работу отдельных лиц или смены в целом, дает указания и част­ные задания. Иногда в процессе обучения целесообразно дать

одной смене 2—3 повторения подряд, остальные привлекаются к наблюдению, оценке. Посменное выполнение особенно удобно в работе над прыжками, метаниями, лазаньем, некоторыми упраж­нениями в равновесии. При этом устанавливаются необходимые требования к действиям и поведению занимающихся, определяет­ся порядок завершения сменой упражнения и подготовки к по­вторной работе (например, порядок перехода на отведенное место отдыха или наблюдения, построения для следующей попытки).

Поточная организация заключается в том, что каждый поочередно передвигается в указанный момент (чаще бегом), с тем чтобы выполнить задание и возвратиться на исходное место. Этот вариант фронтальной работы обычно применяется в трени­ровочных целях: для воспитания двигательных, моральных, воле­вых качеств (например, быстроты реакции и движений, скорост-но-силовых способностей, решительности, смелости, ловкости), а также в целях совершенствования двигательных действий в ме­няющихся условиях (прыжки, преодоление препятствий).

2. Групповая организация заключается в том, что весь состав занимающихся распределяется на несколько подгрупп (отделе­ний), желательно по полу и уровню физической подготовленно­сти. Каждой подгруппе предназначены задание, место работы, ма­териально-техническое обеспечение и руководитель (групповод), работающий под наблюдением педагога. В течение занятия воз­можна смена мест и задания для всех и некоторых подгрупп. Порядок работы в подгруппах чаще всего сводится к последова­тельному выполнению заданного упражнения каждым занима­ющимся. Во избежание потерь времени и бездеятельности после очередной попытки важно заполнить возникающие паузы отды­хом или дополнительными заданиями (наблюдением, анали­зом, оценкой, самостоятельным выполнением того же упражнения в облегченных условиях или подготовительных к нему). Такое усложнение организации работы сопряжено со значительными трудностями, но позволяет рационально использовать учебное время, приучать занимающихся к самостоятельным действиям, к самодисциплине.

Для групповой организации характерны все варианты фрон­тальной. Так, при изучении вольных упражнений, акробатических элементов, гимнастических упражнений с предметами и подго­товительных упражнений к метаниям подойдет одновременное и попеременное выполнение. Кроме того, может иметь место посмен­ное, а в отдельных случаях даже поточное выполнение упражне­ний.

Групповая организация требует достаточной учебно-воспита­тельной надежности и безопасности занятий. Это зависит от пол­ноценной в методическом отношении подготовки помощников-групповодов, а также от своевременного контроля не только за их работой, но и за действиями всех занимающихся. Определяя место занятий для подгрупп, важно обеспечить возможность на­блюдения за всеми даже тогда, когда педагог непосредственно руководит лишь одной из подгрупп.

3. Индивидуальная организация учебной деятельности заклю­
чается в том, что отдельным лицам предлагаются персональные
задания (в устной или письменной форме), которые выполняются
самостоятельно (независимо от содержания и условий работы
остальных). Как правило, индивидуальные задания предназначены
для занимающихся, значительно отличающихся от основного со­
става группы по своей подготовленности, особенностям и способ­
ностям, а иногда по состоянию здоровья.

Основным вариантом организации индивидуальной учебной деятельности является самостоятельное выполнение задания, но по плану педагога. Более ценными являются задания, требующие от занимающегося самостоятельной разработки и творческого вы­полнения плана.

Руководящая деятельность педагога при организации инди­видуальной работы занимающихся значительно усложняется. Тре­буются тщательная разработка заданий, своевременный контроль и оценка действий.

Не следует смешивать индивидуальную учебно-воспитатель­ную работу с частичным включением элементов индивидуализации во фронтальную и групповую формы организации. Нельзя отож­дествлять с ней и случаи индивидуального исполнения упражне­ний по вызову с целью демонстрации остальным или для полу­чения оценки.

4. Круговой метод организации работы занимающихся («кру­
говая тренировка») характеризуется тем, что каждый, обычно
в составе небольшой группы, выполняет заданное количество
разных упражнений (серию заданий), последовательно переходя
(как бы по кругу) к специально подготовленным местам. Серия
заданий, как правило, рассчитана на комплексное развитие физи­
ческих качеств.

Плотность занятия

Различают общую и двигательную (моторную) плотность за­нятия.

Общая плотность является обобщенным показателем ра­диального (педагогически оправданного) использования вре­мени урока. Она определяется отношением суммы всех необхо­димых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные Паузы в работе) к продолжительности заня­тия и выражается в процентах. К педагогически оправданным затратам относится время, необходимое для словесного изложе­ния и показа упражнений и заданий, для осмысливания этих упражнений занимающимися, проектирования предстоящих дейст­вий, взаимоконтроля, взаимооценки, обсуждения вопросов, пере­мещения и установки снарядов, раздачи и сбора учебных посо­бий, для подготовки мест занятий, взаимопомощи, отдыха и др. Общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%.

Двигательная плотность определяется отношением

суммы показателей времени, использованного на двигательные (по преимуществу) действия занимающихся, к общей "продолжитель­ности урока. В зависимости от задач, специфики учебного" мате­риала, состояния и работоспособности занимающихся, матери­ально-технических возможностей и других условий, определяю­щих особенности занятия, показатель двигательной плотности изменяется и может достигать высокого уровня. Так, при совер­шенствовании техники движений и развитии качеств она дости­гает 70—80%. В уроке с образовательной по преимуществу на­правленностью, где предусмотрено обучение знаниям и разучива­ние сложных двигательных действий, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность, двигательная плот­ность может находиться в пределах 50% и ниже.

В зависимости от деятельности педагога умственные и дви­гательные действия занимающихся, а также паузы отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и не­эффективными. Например, для выполнения смешанных висов на брусьях преподаватель вызывает по одному ученику, вместо то­го чтобы использовать имеющиеся возможности для выполнения упражнения тремя учениками сразу. В этом случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократились бы, поскольку уп­ражнение в смешанном висе не сопровождается значительными нагрузками. Нецелесообразные, неэффективные действия и про­стои способствуют разрушению рабочей установки и дисциплины, снижают интерес к занятию и могут привести к травмам. Вот почему преподаватель должен заботиться об обеспечении опти­мальной плотности уже при подготовке к занятию. Особое вни­мание уделяется подбору методов и методических приемов обу­чения, воспитания и организации занимающихся. Важно избе­гать простоев и свести до минимума время, затрачиваемое на вспомогательные действия. Для этого необходимо предусматри­вать наиболее рационалыше__спрсрбы размещения занимающих­ся, исключать неоправданные перестроения и передвижения, чаще активизировать самостоятельноств занимающихся, привлекать в качестве помощников заранее подготовленных учеников, прово­дить установку и уборку снарядов-, раздачу и сбор мелкого ин­вентаря в игровой и соревновательной форме с оценкой действий всех занимающихся, использовать круговую форму„организации и др.

Такие вспомогательные действия, как установка и уборка снарядов, могут эффективно использоваться для решения образо­вательных и воспитательных задач--я»обучения прикладным спо­собам переноски тяжести, умению согласованно взаимодейство­вать в коллективе,- для воспитания предупредительного отношения к товарищам, особенно к девочкам. Общую и двигательную плот­ность занятия можно повысить заполнением пауз при ожидании очереди специальными заданиями по наблюдению, анализу и оценке действий других, работой с учебными карточками и на­глядными пособиями, по выполнению подводящих, подготовитель­ных упражнений и упражнений на расслабление.

Зак. 831 129


Наши рекомендации