Отличительные черты занятий урочного типа

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной фор­мой организации занятий в физическом воспитании признана урочная, исторически оправдавшая себя в учебно-воспитатель­ной практике. Взаимоотношения между педагогом и занимающи­мися на уроке основаны на непосредственном контакте, благодаря чему педагог может своевременно контролировать и оптимально направлять познавательную и двигательную деятельность зани­мающихся. Учебно-воспитательный процесс на занятиях урочного типа характеризуется системой непрерывных взаимодействий пре­подавателя и занимающихся, решающих очередные педагогиче­ские задачи в соответствии с официальной программой и конкрет­ными планами.

Урок является общепризнанной формой систематических за­нятий как в физическом воспитании, так и в спортивной трени­ровке и прикладной физической подготовке. Главной особенно­стью занятий урочного типа является наличие квалифицирован­ного педагога, который в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит двигательной деятель­ностью относительно постоянной и однородной по составу группы занимающихся, учитывая их особенности и индивидуальные воз­можности. При этом соблюдается строгая регламентация содер­жания занятий, их частота, длительность и взаимосвязь.

Структура занятий урочного типа.На уроках имеется возмож­ность наиболее всесторонне и полно решать все основные задачи,

а приобретаемые занимающимися знания, умения и двигатель­ный опыт позволяют рационально организовывать неурочные формы занятий, включая самостоятельные.

Трехчастная структура занятий урочного типа характеризует­ся следующими особенностями.

Вводная (подготовительная) часть урока обеспечивает глав­ным образом создание предпосылок для основной учебно-воспи­тательной работы. Типичными задачами вводной части являются: начальная организация занимающихся и активизация их внима­ния, ознакомление с намеченным содержанием, создание соответ­ствующей психологической установки и положительного эмоци­онального состояния, постепенная подготовка организма к пред­стоящим нагрузкам. В этой части урока решаются и некоторые прямые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб ее специ­фической функции — введению занимающихся в работу.

Для решения задач вводной части используются разнообраз­ные физические упражнения, однако они должны быть относи­тельно простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфич­ными являются построения и перестроения, общеподготовитель­ные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичных прыжков, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не требующие больших напряжений или длительных пауз в дейст­виях занимающихся).

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно здесь решаются все задачи физического воспитания (вос­питательно-образовательные, физического развития и др.). К ним относятся: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирова­ние и поддержание хорошей осанки, закаливание организма, обу­чение знаниям в области двигательной деятельности, умению уп­равлять движениями, а также совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортив­ного характера, развитие физических, моральных, интеллектуаль­ных и волевых качеств.

Для решения задач основной части урока применяются любые физические упражнения, но прежде всего предусмотренные со­ответствующими программами.

Заключительная часть осуществляет функцию завершения урока. Во-первых, двигательная деятельность нередко сопровож­дается такими повышенными физическими и эмоциональными напряжениями, которые могут привести к неблагополучному для последующей деятельности состоянию занимающихся. Поэтому возникает необходимость в специально организованных упражне­ниях для приведения организма в оптимальное для предстоящей деятельности состояние и сохранения общей рабочей установки. Во-вторых, необходимо сосредоточить внимание на достигнутом и ориентировать занимающихся в дальнейшей работе.

Типичными задачами третьей части урока являются: приведе­ние организма и психики занимающихся в оптимальное состо­яние, фиксация хорошей осанки, подведение итогов учебной дея-




тельности, ознакомление с содержанием заданий для самостоя­тельного выполнения и др.

В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на вни­мание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т. п. После заключитель­ной части желательно проводить гигиенические процедуры: умы­вание, душ, массаж и др.

Содержание и продолжительность каждой части весьма измен­чивы, так как зависят от задач, вида и продолжительности заня­тия, от особенностей и состояния занимающихся, от условий ра­боты и др. Важно избегать в этом каких-либо шаблонов. Так, совсем необязательно и даже вредно планировать решение всех типичных для каждой части задач. Например, может оказаться, что К началу занятия занимающиеся уже внимательны и находят­ся в состоянии готовности к предстоящему. В этом случае отпа­дает необходимость постановки соответствующих задач и приме­нения специальных средств. Продолжительность вводной части чаще всего ограничивается 5—10% времени всего урока. Если же на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить типичные для вводной части средства. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые ва­рианты бега, игра, танцевальная комбинация, «свободный мо­мент» могут одинаково успешно послужить и организации вни­мания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.

Общая схема построения урочных занятий конкретизируется с учетом целевой направленности и предметного содержания уро­ков, этапности учебно-воспитательного процесса и т. п.

Типы урочных занятий.По целевой направленности различают уроки общей и специализированной прикладной физи­ческой подготовки, а также учебно-тренировочные (спортивно-тре­нировочные) уроки.

Уроки общей физической подготовки служат целям широкой общефизической подготовки занимающихся к разнообразной дви­гательной деятельности в жизни. К ним относятся уроки физиче­ской культуры (в средней общеобразовательной школе), уроки физического воспитания (в средних специальных и высших учеб­ных заведениях), занятия общей физической подготовкой (в груп­пах ГТО, секциях ОФП) и т. п.

Уроки специализированной прикладной физической подготовки направлены на подготовку к конкретной деятельности (спортив­ной, профессионально-прикладной и др.)- Уроки профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки включа­ют специфические виды двигательной деятельности в зависимо­сти от особенностей профессии.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содержание, а отчасти и построение

спортивно-тренировочных занятий, в различных видах спортивной специализации характеризуется специфическими особенностями. Но их сближает общность видов подготовки (технической, так­тической и др.), а также направленность на повышение трени­ровочных нагрузок.

По направленности уроков на решение задач оптими­зации состояния здоровья занимающихся, повышения общей и спортивной работоспособности организма различают ле­чебные, профилактические, реабилитационные, компенсаторные уроки и др.

Уроки лечебной физической культуры (ЛФК) содействуют ле­чению заболевания и восстановлению функций организма, нару­шенных или утраченных вследствие заболевания, травм и других причин.

Профилактические уроки ставят своей целью профилактику имеющихся отрицательных влияний в некоторых видах производ­ства (вибрация, действия большого шума и т. п.). Они проводят­ся до или после работы и включают средства, способствующие быстрому переключению с «работающих» на «неработающие» нервные центры, ликвидации застойных явлений венозной крови в организме.

Реабилитационные уроки направлены на восстановление функ­циональных или приспособительных возможностей организма в тех случаях, когда они понижаются в результате неблагоприят­ного воздействия производственных или тренировочных нагрузок. Реабилитационные занятия органически входят в систему науч­ной организации труда на производстве и современную систему подготовки спортсменов.

Компенсаторные (рекреационные) занятия служат восполне­нию недостатка двигательной активности в повседневной жизни или целям активного отдыха и восстановления работоспособно­сти. Они отличаются относительно умеренными требованиями к нагрузке и ее регламентации (как в рамках отдельного занятия, так и в системе занятий).

В зависимости от того, какой этап учебно-воспитатель­ного процесса находит наибольшее отражение на уроке, различают вводные, базовые, контрольные и комплексные уроки.

Вводные уроки проводятся перед началом прохождения ново­го самостоятельного раздела программы. В них предусматрива­ют решение общих задач учебно-воспитательного процесса, вы­яснение методических или организационных вопросов.

Базовые уроки в зависимости от преимущественной направлен­ности в них одной из сторон процесса физического воспитания могут акцентироваться на обучении двигательным действиям или воспитании двигательных способностей. В первом случае они обозначаются как уроки изучения, повторения или закрепления учебного материала, во втором — как уроки развития или под­держания двигательных способностей:

1) уроки изучения (повторения) учебного материала включа­ют сообщение неизвестных учащимся знаний, формирование дви-

гательных умений и навыков, незнакомых тактических приемов и действий. Полученные знания и умения закрепляются, повторя­ются и совершенствуются как в стандартных, так и в изменяю­щихся условиях двигательной деятельности. При этом воспита­тельные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопря­женно) и только в той мере, которая допускается основным содержанием и обстоятельствами учебной работы;

2) развивающие (поддерживающие) уроки направлены на развитие двигательных способностей (координационных, силовых, скоростных, выносливости и т. п.), а также интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных качеств или на под­держание степени их развития на уровне, обусловливаемом ха­рактером возрастных особенностей занимающихся, этапом про­цесса физического воспитания или спортивной тренировки, целе­вой направленностью занятий. В физкультурной практике уроки такого вида нередко называют тренировочными.

Контрольные (учетные, зачетные) уроки направлены на выяв­ление успеваемости или подготовленности занимающихся, провер­ку усвоения ими знаний, умений, навыков, на измерение различ­ных морфофункциональных показателей, состояния тренирован­ности и т. п.

Комплексные (смешанные) уроки сочетают в себе характерные для названных выше видов уроков задачи. В таком уроке могут совместно решаться задачи обучения, развития физических спо­собностей, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко исполь­зуется в физкультурной практике.

По предмету занятий, составляющему основное содержа­ние урока, различают уроки с однопредметным содержанием (гимнастики, бокса и т. п.) и комбинированные уроки, характе­ризующиеся разнопредметным сочетанием средств (например, основной гимнастики и спортивных игр или легкой атлетики и борьбы).

В практике учебных заведений, на факультетах повышения квалификации, курсах и сборах учителей и преподавателей физи­ческого воспитания, тренеров и инструкторов по спорту прово­дятся так называемые методические уроки. Они служат целям подготовки будущих педагогов, а также повышению квалифика­ции уже работающих. Отличительной особенностью методических уроков является направленность не на физическое воспитание этих лиц, а на их профессионально-педагогическую подготовку.

Подготовка преподавателя к занятию

Успех проведения урока зависит от основательной подготов­ки, обеспечивающей целенаправленную деятельность педагога и занимающихся, благоприятную рабочую атмосферу и дисципли­ну. Для этого необходимо прежде всего учесть исходный уровень подготовленности занимающихся, определить, какие знания, умения, навыки и качества потребуются в работе над новым

материалом и имеются ли они в наличии. Если исходный уро­вень подготовленности не соответствует требованиям, преподава­тель должен предусмотреть его повышение или же начать обу­чение с более простого материала.

Определение задач является решающим для подготовки занятия. Сначала определяются главные образовательные, вос­питательные и гигиенические задачи, а исходя из них — частные и дополнительные. Обучение знаниям, умениям и навыкам не должно являться единственной целью занятия. Предусматривают­ся также требования к физическому развитию занимающихся, воспитанию определенных качеств и способностей. Формулировки задач должны быть предельно конкретными и ясными. Правиль­но сформулированные задачи способствуют убеждению занима­ющихся к важности изучаемого, возникновению или повышению интереса к нему, преодолению трудностей.

Предметное содержание урока определяется педагогом в соответствии с намеченными задачами. На этой же основе под­бираются необходимые методы обучения, воспитания и органи­зации учебной деятельности занимающихся. В процессе разра­ботки содержания занятия важно наметить использование нагляд­ных пособий и технических средств обучения, применение кото­рых не должно быть целью, а лишь средством повышения эффективности обучения.

После выяснения всех сторон содержания урока приступают к разработке его структуры, т. е. к определению последователь­ности, внутренних связей и согласованности между намеченными физическими упражнениями. Главным является обеспечение пол­ноценной связи между действиями педагога и занимающихся, причем каждое очередное их действие должно создавать бла­гоприятные предпосылки к последующим. Учебные ситуации сле­дует разрабатывать с учетом их влияния на все стороны лично­сти занимающихся. Требования к физическому воспитанию с точ­ки зрения задач всестороннего развития так велики, что в учеб­ных ситуациях должны быть предусмотрены условия также для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспита­ния.

Содержание и структура конкретного урока разрабатываются на основе плана учебно-воспитательной работы, с учетом степени его выполнения, конкретного состояния занимающихся и условий проведения очередного занятия. Вначале целесообразно раз­работать основную часть урока, а затем уже, исходя из особен­ностей его содержания и намеченных нагрузок, вводную и заклю­чительную. Результаты разработки содержания и структуры уро­ка необходимо оформить письменно в виде плана-конспекта.

Важное место в подготовке к проведению очередного урока занимает речевая и двигательная подготовка самого педа­гога, поскольку от нее во многом зависит успешное руковод­ство работой занимающихся. Важно заранее сформулировать и запомнить определения, которые должны быть усвоены занима­ющимися, продумать изложение требований, заданий, правил,

определить содержание и форму ведения предполагаемой бесе­ды, рассказа, игры, спортивного события и т. п. Необходимо обе­спечить образность изложения, впечатляемость тона, интонаций голоса. Может оказаться необходимым проверить и потрениро­вать себя в подаче команд, в подсчете темпа движений.

Опробование и совершенствование движений, действий, кото­рые намечено демонстрировать занимающимся, приемов поддерж­ки и страховки обеспечат двигательную подготовку педагога к проведению урока. Неуверенный и тем более неточный показ может сыграть отрицательную роль в обучении и воспитании. Прочувствование и уточнение собственных движений открывает или напоминает педагогу существенно важные в методическом отношении элементы техники движений, что повышает эффектив­ность управления обучением.

Немаловажное значение имеет безукоризненный внешний об­лик педагога. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятия и выполняемым упражнениям, удовлетворять гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эсте­тическом вкусе. Необходимо отработать и манеру держаться пе­ред занимающимися, передвигаться, пользоваться жестом и др.

Подготовка помощников (групповодов, судей, раз­датчиков учебного инвентаря, дежурных и др.) к предстоящим занятиям направлена на обучение их организационно-методиче­ским знаниям и умениям (например, знание назначения и уме­ние правильно выполнять упражнения, знание ошибок в техни­ке движений и умение их исправлять, умение страховать и ока­зывать физическую помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов). Такая подготовка носит характер краткого инструктирования и осуществляется заблаговременно или непо­средственно перед занятием.

Подготовка мест занятий, оборудования и учеб­ного инвентаря сберегает время, обеспечивает продуктив­ность и безопасность учебно-воспитательной работы. Необходимо систематически проверять техническую исправность снарядов, мелкого инвентаря, состояние и укладку матов, разрыхленность места приземления при прыжках на легкоатлетической площадке, отсутствие опасных предметов вблизи границы площадки для игр, выбоин на дорожке для бега. Должны быть определены, а зачастую ограждены места для метаний, обучения плаванию на открытой воде и т. п.

Наши рекомендации