Методы организации деятельности занимающихся
Осуществляя функцию руководства, преподаватель должен обеспечить благоприятные условия обучения для всех занимающихся. С этой целью используются различные методы организации учебной работы: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой. Каждый из них имеет свои варианты, которые используются в различных сочетаниях.
1. Фронтальная (общегрупповая) организация характеризуется тем, что весь состав занимающихся выполняет одни и те же задания, притом в заранее установленных рамках времени и, как правило, в общем построении и едином ритме работы. Этот способ требует непосредственного руководства педагога и обеспечивает высокую плотность занятия. Он целесообразен в тех случаях, когда упражнения и нагрузки доступны всем или могут индивидуализироваться без существенного нарушения общего ритма работы. Наибольшее применение фронтальный способ находит в вводной и заключительной частях занятия, а в основной — при проведении игр, общеподготовительных упражнений, при обучении бегу, простым прыжкам, метаниям, лыжным ходам, при наличии снарядов массового применения, достаточного количества мелкого инвентаря.
Результаты фронтальной деятельности занимающихся зависят от понимания ими задач и заданий, от личных возможностей и желания выполнить заданное. Несмотря на то что учебно-воспитательный процесс направляется педагогом к достижению единой цели одинаковым путем, результаты выполнения заданий не во всем окажутся одинаковыми, так как зависят и от индивидуальных особенностей. Поэтому приходится варьировать приемы фронтальной организации занятий и даже сочетать ее с групповой и индивидуальной.
Основными вариантами фронтальной работы являются: одновременное выполнение задания всеми занимающимися; попеременное выполнение упражнения и связанных с ним заданий в парах или тройках; посменное выполнение упражнений; поточное выполнение упражнения.
Одновременно, как правило, упражнения выполняются под счет, музыку, шумовой аккомпанемент. Но для развития «чувства темпа» внешнюю регулировку движений можно временами прекращать, с тем чтобы занимающиеся приучались самостоятельно удерживать заданную частоту движений. С целью индивидуализации нагрузок более слабым даются указания раньше других закончить упражнение.
Попеременное выполнение физических упражнений применяется в тех случаях, когда требуются взаимопомощь, взаимостраховка, взаимоконтроль, взаимооценка. Этим стимулируется проявление сознательности, активности и самостоятельности занимающихся. Такой вариант неизбежен при ограниченной пропускной способности оборудования. Попеременное выполнение осуществляется под счет, по команде и в свободном темпе, наиболее подходящем для каждой пары, тройки (при некоторой индивидуализации нагрузок).
Посменная организация заключается в том, что весь состав занимающихся распределяется на несколько смен (по 4— б человек и более), которые последовательно, как бы волнами, выполняют одно и то же. При необходимости педагог оценивает работу отдельных лиц или смены в целом, дает указания и частные задания. Иногда в процессе обучения целесообразно дать
одной смене 2—3 повторения подряд, остальные привлекаются к наблюдению, оценке. Посменное выполнение особенно удобно в работе над прыжками, метаниями, лазаньем, некоторыми упражнениями в равновесии. При этом устанавливаются необходимые требования к действиям и поведению занимающихся, определяется порядок завершения сменой упражнения и подготовки к повторной работе (например, порядок перехода на отведенное место отдыха или наблюдения, построения для следующей попытки).
Поточная организация заключается в том, что каждый поочередно передвигается в указанный момент (чаще бегом), с тем чтобы выполнить задание и возвратиться на исходное место. Этот вариант фронтальной работы обычно применяется в тренировочных целях: для воспитания двигательных, моральных, волевых качеств (например, быстроты реакции и движений, скорост-но-силовых способностей, решительности, смелости, ловкости), а также в целях совершенствования двигательных действий в меняющихся условиях (прыжки, преодоление препятствий).
2. Групповая организация заключается в том, что весь состав занимающихся распределяется на несколько подгрупп (отделений), желательно по полу и уровню физической подготовленности. Каждой подгруппе предназначены задание, место работы, материально-техническое обеспечение и руководитель (групповод), работающий под наблюдением педагога. В течение занятия возможна смена мест и задания для всех и некоторых подгрупп. Порядок работы в подгруппах чаще всего сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым занимающимся. Во избежание потерь времени и бездеятельности после очередной попытки важно заполнить возникающие паузы отдыхом или дополнительными заданиями (наблюдением, анализом, оценкой, самостоятельным выполнением того же упражнения в облегченных условиях или подготовительных к нему). Такое усложнение организации работы сопряжено со значительными трудностями, но позволяет рационально использовать учебное время, приучать занимающихся к самостоятельным действиям, к самодисциплине.
Для групповой организации характерны все варианты фронтальной. Так, при изучении вольных упражнений, акробатических элементов, гимнастических упражнений с предметами и подготовительных упражнений к метаниям подойдет одновременное и попеременное выполнение. Кроме того, может иметь место посменное, а в отдельных случаях даже поточное выполнение упражнений.
Групповая организация требует достаточной учебно-воспитательной надежности и безопасности занятий. Это зависит от полноценной в методическом отношении подготовки помощников-групповодов, а также от своевременного контроля не только за их работой, но и за действиями всех занимающихся. Определяя место занятий для подгрупп, важно обеспечить возможность наблюдения за всеми даже тогда, когда педагог непосредственно руководит лишь одной из подгрупп.
3. Индивидуальная организация учебной деятельности заклю
чается в том, что отдельным лицам предлагаются персональные
задания (в устной или письменной форме), которые выполняются
самостоятельно (независимо от содержания и условий работы
остальных). Как правило, индивидуальные задания предназначены
для занимающихся, значительно отличающихся от основного со
става группы по своей подготовленности, особенностям и способ
ностям, а иногда по состоянию здоровья.
Основным вариантом организации индивидуальной учебной деятельности является самостоятельное выполнение задания, но по плану педагога. Более ценными являются задания, требующие от занимающегося самостоятельной разработки и творческого выполнения плана.
Руководящая деятельность педагога при организации индивидуальной работы занимающихся значительно усложняется. Требуются тщательная разработка заданий, своевременный контроль и оценка действий.
Не следует смешивать индивидуальную учебно-воспитательную работу с частичным включением элементов индивидуализации во фронтальную и групповую формы организации. Нельзя отождествлять с ней и случаи индивидуального исполнения упражнений по вызову с целью демонстрации остальным или для получения оценки.
4. Круговой метод организации работы занимающихся («кру
говая тренировка») характеризуется тем, что каждый, обычно
в составе небольшой группы, выполняет заданное количество
разных упражнений (серию заданий), последовательно переходя
(как бы по кругу) к специально подготовленным местам. Серия
заданий, как правило, рассчитана на комплексное развитие физи
ческих качеств.
Плотность занятия
Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятия.
Общая плотность является обобщенным показателем радиального (педагогически оправданного) использования времени урока. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные Паузы в работе) к продолжительности занятия и выражается в процентах. К педагогически оправданным затратам относится время, необходимое для словесного изложения и показа упражнений и заданий, для осмысливания этих упражнений занимающимися, проектирования предстоящих действий, взаимоконтроля, взаимооценки, обсуждения вопросов, перемещения и установки снарядов, раздачи и сбора учебных пособий, для подготовки мест занятий, взаимопомощи, отдыха и др. Общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%.
Двигательная плотность определяется отношением
суммы показателей времени, использованного на двигательные (по преимуществу) действия занимающихся, к общей "продолжительности урока. В зависимости от задач, специфики учебного" материала, состояния и работоспособности занимающихся, материально-технических возможностей и других условий, определяющих особенности занятия, показатель двигательной плотности изменяется и может достигать высокого уровня. Так, при совершенствовании техники движений и развитии качеств она достигает 70—80%. В уроке с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено обучение знаниям и разучивание сложных двигательных действий, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.
В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы отдыха могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, для выполнения смешанных висов на брусьях преподаватель вызывает по одному ученику, вместо того чтобы использовать имеющиеся возможности для выполнения упражнения тремя учениками сразу. В этом случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократились бы, поскольку упражнение в смешанном висе не сопровождается значительными нагрузками. Нецелесообразные, неэффективные действия и простои способствуют разрушению рабочей установки и дисциплины, снижают интерес к занятию и могут привести к травмам. Вот почему преподаватель должен заботиться об обеспечении оптимальной плотности уже при подготовке к занятию. Особое внимание уделяется подбору методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся. Важно избегать простоев и свести до минимума время, затрачиваемое на вспомогательные действия. Для этого необходимо предусматривать наиболее рационалыше__спрсрбы размещения занимающихся, исключать неоправданные перестроения и передвижения, чаще активизировать самостоятельноств занимающихся, привлекать в качестве помощников заранее подготовленных учеников, проводить установку и уборку снарядов-, раздачу и сбор мелкого инвентаря в игровой и соревновательной форме с оценкой действий всех занимающихся, использовать круговую форму„организации и др.
Такие вспомогательные действия, как установка и уборка снарядов, могут эффективно использоваться для решения образовательных и воспитательных задач--я»обучения прикладным способам переноски тяжести, умению согласованно взаимодействовать в коллективе,- для воспитания предупредительного отношения к товарищам, особенно к девочкам. Общую и двигательную плотность занятия можно повысить заполнением пауз при ожидании очереди специальными заданиями по наблюдению, анализу и оценке действий других, работой с учебными карточками и наглядными пособиями, по выполнению подводящих, подготовительных упражнений и упражнений на расслабление.
Зак. 831 129