Структура физической культуры
Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой. деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации, или структуру. В понятие «структура» входит два основных характерных признака: состав и строение.
Состав—это количество частей или элементов, из которых состоит данное явление. Это количество должно быть вполне достаточным, но вместе с тем и совершенно необходимым.
В структуру культуры общества входит много элементов (частей). Каждый из них представляет собой конкретную область деятельности со своими специфическими целями, задачами, средствами. Физическая культура также имеет исторически сложившуюся структуру, в состав которой входят такие ее части, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.
Физическое воспитание является самой древней частью физической культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламентированным элементом физической культуры. Оно имеет стройную, исторически сложившуюся систему целей и задач применительно к возрасту, полу, физическому развитию и состоянию здоровья занимающихся.
В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективные средства, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.
Другим составным компонентом физической культуры является спорт. В спортивной деятельности раскрываются психофизические способности человека на предельных уровнях. Это своего рода «лаборатория», в которой моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных условиях. Каждый рекордсмен, чемпион выполняет роль первопроходца, который показывает остальным людям возможность достижения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения собственной личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.
В сфере спорта расширяются возможности общения людей, сопереживания, эстетического и высокоэмоционального восприятия, разумного использования внерабочего времени. Это особенно важно в настоящее время, в условиях убыстряющегося темпа развития научно-технической революции. Люди, вовлеченные в стремительный ритм современной жизни, испытывают острый дефицит общения, неформальных отношений и связей между собой. А это неблагоприятно сказывается на их психике, состоянии психического здоровья.
Общение в сфере спорта способствует установлению взаимо-
понимания между народами стран с различными социально-экономическими условиями, борьбе за мир, за разрядку международной напряженности.
Самостоятельной частью физической культуры является физическая рекреация. Ее необходимость обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах активного отдыха и восстановления сил. Дело в том, что характер производства оказывает весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться из-за воздействия производственной среды (загазованность, шум, вибрация и т. п.), характера самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенности рабочей позы, статичности и других факторов. Поэтому средства предотвращения неблагоприятных влияний и устранения нежелательных последствий труда на человека должны быть разные. От жестких, экстремальных (спортивные состязания) до мягких, доступных людям любого возраста (прогулки, подвижные игры, пассивный отдых, сон).
Кроме того, научно-техническая революция в системе производства, а также процессы урбанизации жизни и быта людей формируют у них чувство естественного желания более частого общения с природой.
ЦК КПСС и Советское правительство уделяют большое внимание вовлечению в занятия физическими упражнениями советских людей самых различных возрастов, воспитанию у них потребности к занятиям такого рода. Рекреативные формы физической культуры являются одним из реальных и доступных путей решения этой задачи.
В силу всего этого рекреативные формы физической культуры являются мощным фактором вовлечения различных слоев населения в занятия физическими упражнениями, внедрения физических упражнений в повседневную жизнь и быт советского народа.
Составной частью физической культуры является физическая реабилитация, т. е. процесс восстановления с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных физических способностей, лечения травм, полученных в процессе труда или спортивных занятий. Физическая реабилитация непосредственно смыкается с лечебной физической культурой (ЛФК).
Совокупность всех этих частей физической культуры полностью удовлетворяет все общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой деятельности, в восстановлении сил, израсходованных в процессе труда, а также и в раскрытии всего многообразия двигательных возможностей человека.
Структура физической культуры характеризуется не только составом, но и строением. Под строением понимается характер связей -между частями физической культуры. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие на одном^ уровне), либо подчиненный, субординационный.
Все части физической культуры (физическое воспитание,
и
спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) носят однопорядковый характер, являясь органическими частями физической культуры, не подчиненными друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других частей физической культуры, и все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Так, например, в процессе физического воспитания широко используются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы. В спортивной тренировке широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического воспитания и спорта.
Тем не менее каждая часть прежде всего решает свои, особые, конкретные задачи посредством не только общих, но и своих специфических методов и форм организации. Каждая из этих частей также имеет свою структуру (т. е. состав и строение), о чем будет сказано в соответствующих главах учебника.
ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи прежде всего общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как образовательная, воспитательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др.
Главные направления развития советской физической культуры, общекультурные социальные функции определены в ряде партийных и правительственных программных документов. В них постоянно подчеркивается, что физическая культура направлена на решение задач создания материально-технической базы коммунизма, на формирование коммунистических общественных отношений и воспитание нового человека, повышение его творческой социальной активности, воспитание воли, целеустремленности, мужества и т. п.
Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции с помощью своих специфических средств.
Как самостоятельная часть культуры общества, физическая культура имеет свои специфические социальные функции. Они органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.
Эти функции по признакам общности их проявления можно свести в следующие группы.
1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, сдерживание процессов инволюции и т. п.).
2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и зищите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).
3. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе и рациональном использовании нерабочего времени (развлечения, игры).
4. Развитие волевых, физических способностей и двигательных возможностей человека до предельных уровней.
Чтобы правильно понять функции физической культуры, следует иметь в виду, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную деятельность.
Преобразовательная деятельность физической культуры по отношению к природе носит сугубо опосредованный характер (создание загородных баз, открытых бассейнов, гребных каналов и т. п.). По отношению к обществу она проявляется в области организации, управления физической культурой. Главная цель всей преобразовательной деятельности физической культуры— физическое и духовное преобразование самого человека. Одним из видов преобразовательной деятельности с целью физического или духовного самоусовершенствования является изменение форм и функций человеческого организма под воздействием целенаправленных физических упражнений, применение которых научно обосновано с позиции биологии, педагогики и психологии.
Социалистическое общество, имея главной целью всестороннее и гармоническое развитие личности и создание реальных социально-политических и материально-экономических условий для этого, на каждом этапе своего развития принимает программы, реализация которых ведет общество к намеченной цели. Такими общесоциальными программами являются Программа партии, пятилетние планы.
Физическая культура развивается на методологической основе этих программных документов, а ее конкретные, специфические функции отражены в комплексе ГТО, Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК), в высших достижениях советских и зарубежных спортсменов.
Каждая часть физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) имеет свои конкретные функции, которые по отношению к специфическим функциям физической культуры являются внутренними.
Таким образом, физической культуре, как органической части культуры общества, присущи три категории функций: общекультурная, специфическая и внутренняя.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«Основы теории и методики физической культуры» — научная дисциплина,представляющая собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функ-
ционирования и направленного использования с целью всестороннего и гармонического развития людей.
Эта дисциплина создавалась и развивается на основе марксистско-ленинских методологических концепций теории и истории культуры общества.
Развиваясь под влиянием труда в процессе своей культурной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершенствовались в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникали первобытные стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере исторического развития общества, выделилась и физическая культура как область специальной деятельности, в которой решаются задачи физической подготовки людей к труду и жизни.
В ходе развития человека и общественного производства возникла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физической подготовки людей к жизни, методы (способы) использования этих средств. На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались по интуиции, стихийно. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию.
Чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, современный специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких знаний, основанных на последних данных науки.
Физическая культура постепенно превратилась в область широкой и сложной социальной деятельности, которая требует научно-практического подхода с позиции различных наук: философии, истории, социологии, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.).
Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Возникает и развивается теория физического воспитания — наука об общих закономерностях физического воспитания как педагогического процесса и необходимой части общего воспитания.
Теория физической культуры относится к категории социальных педагогических наук, так как она связана с процессами обучения и воспитания человека в интересах определенных классов, общества. Она изучает физическую культуру как органическую часть культуры общества, сложную область социально необходимой деятельности, тесно связанную с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.
Задачи теории физической культуры заключаются в том, чтобы обнаружить, раскрыть, объяснить и обосновать влияние средств физического воспитания на человека, найти рациональные методы их использования и целесообразные формы.
«Основы теории и методики физической культуры» также и учебная дисциплина, вооружающая специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности.
В содержание «Основ теории и методики физической культуры» входят такие вопросы, как определение ее структуры и функций, цели, задач и средств, создание и практическое использование понятийного аппарата, выявление целей, задач, содержания, принципов и методов ее составных частей. Раскрываются сложные взаимосвязи с другими областями деятельности общества и другими сторонами коммунистического воспитания: нравственным, умственным, трудовым, эстетическим.
Как учебная дисциплина «Основы теории и методики физической культуры» является главной, профилирующей в учебном плане техникумов физической культуры. Она определяет общее профессиональное образование специалиста в данной области, его знания, конкретную профессиональную направленность деятельности, взгляды, убеждения. Любая конкретная деятельность в области физической культуры непременно опирается на теорию физической культуры.
Таким образом, «Основы теории и методики физической культуры»— единая научно-учебная дисциплина, тесно связанная с другими дисциплинами учебного плана. Она создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста, для понимания путей и перспектив развития любого конкретного направления в области физической культуры, уяснения ее социального значения, роли и места в условиях зрелого социализма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятий «культура», «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилитация».
2. Почему физическая культура является частью культуры общества?
3. Какова структура физической культуры?
4. Каковы задачи каждой части физической культуры?
5. Что такое социальные функции физической культуры и их структура? Дайте характеристику ее функций.
6. Дайта характеристику «Основ теории и методики физической культуры» как учебного предмета и научной дисциплины.