Структура физической культуры

Любое сложное общественное явление и каждая область че­ловеческой. деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации, или структуру. В понятие «структура» вхо­дит два основных характерных признака: состав и строение.

Состав—это количество частей или элементов, из которых состоит данное явление. Это количество должно быть вполне до­статочным, но вместе с тем и совершенно необходимым.

В структуру культуры общества входит много элементов (час­тей). Каждый из них представляет собой конкретную область деятельности со своими специфическими целями, задачами, сред­ствами. Физическая культура также имеет исторически сложив­шуюся структуру, в состав которой входят такие ее части, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.

Физическое воспитание является самой древней частью физи­ческой культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламен­тированным элементом физической культуры. Оно имеет стройную, исторически сложившуюся систему целей и задач применительно к возрасту, полу, физическому развитию и состоянию здоровья занимающихся.

В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективные средства, поз­воляющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, фор­мировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реа­лизуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и об­щепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как от­носительно самостоятельной части физической культуры.

Другим составным компонентом физической культуры явля­ется спорт. В спортивной деятельности раскрываются психофизи­ческие способности человека на предельных уровнях. Это своего рода «лаборатория», в которой моделируется, изучается и раскры­вается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях. Каждый рекордсмен, чемпион выполняет роль первопроход­ца, который показывает остальным людям возможность дости­жения результата, который когда-то казался немыслимым. Люди находят в спорте один из способов самоутверждения собственной личности, победы над временем, весом, соперником, над собой.

В сфере спорта расширяются возможности общения людей, сопереживания, эстетического и высокоэмоционального восприя­тия, разумного использования внерабочего времени. Это особен­но важно в настоящее время, в условиях убыстряющегося темпа развития научно-технической революции. Люди, вовлеченные в стремительный ритм современной жизни, испытывают острый де­фицит общения, неформальных отношений и связей между собой. А это неблагоприятно сказывается на их психике, состоянии пси­хического здоровья.

Общение в сфере спорта способствует установлению взаимо-

понимания между народами стран с различными социально-эко­номическими условиями, борьбе за мир, за разрядку междуна­родной напряженности.

Самостоятельной частью физической культуры является физи­ческая рекреация. Ее необходимость обусловлена потребностями производства и других видов деятельности в средствах активно­го отдыха и восстановления сил. Дело в том, что характер произ­водства оказывает весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на чело­века может проявляться из-за воздействия производственной среды (загазованность, шум, вибрация и т. п.), характера само­го труда (тяжелый физический, монотонный), особенности рабо­чей позы, статичности и других факторов. Поэтому средства предотвращения неблагоприятных влияний и устранения нежела­тельных последствий труда на человека должны быть разные. От жестких, экстремальных (спортивные состязания) до мягких, до­ступных людям любого возраста (прогулки, подвижные игры, пассивный отдых, сон).

Кроме того, научно-техническая революция в системе произ­водства, а также процессы урбанизации жизни и быта людей формируют у них чувство естественного желания более частого общения с природой.

ЦК КПСС и Советское правительство уделяют большое вни­мание вовлечению в занятия физическими упражнениями совет­ских людей самых различных возрастов, воспитанию у них по­требности к занятиям такого рода. Рекреативные формы фи­зической культуры являются одним из реальных и доступных пу­тей решения этой задачи.

В силу всего этого рекреативные формы физической культуры являются мощным фактором вовлечения различных слоев насе­ления в занятия физическими упражнениями, внедрения физиче­ских упражнений в повседневную жизнь и быт советского народа.

Составной частью физической культуры является физическая реабилитация, т. е. процесс восстановления с помощью физиче­ских упражнений временно утраченных или сниженных физиче­ских способностей, лечения травм, полученных в процессе труда или спортивных занятий. Физическая реабилитация непосредст­венно смыкается с лечебной физической культурой (ЛФК).

Совокупность всех этих частей физической культуры полно­стью удовлетворяет все общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой деятельности, в восстановлении сил, израсходованных в процессе труда, а также и в раскрытии всего многообразия двигательных возможностей человека.

Структура физической культуры характеризуется не только составом, но и строением. Под строением понимается характер связей -между частями физической культуры. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие на од­ном^ уровне), либо подчиненный, субординационный.

Все части физической культуры (физическое воспитание,

и

спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) носят однопорядковый характер, являясь органическими частями физи­ческой культуры, не подчиненными друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других частей физической культуры, и все они взаимосвязаны и взаимно обусловлены.

Так, например, в процессе физического воспитания широко используются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы. В спортивной тренировке широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементар­ными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического воспи­тания и спорта.

Тем не менее каждая часть прежде всего решает свои, особые, конкретные задачи посредством не только общих, но и своих спе­цифических методов и форм организации. Каждая из этих частей также имеет свою структуру (т. е. состав и строение), о чем будет сказано в соответствующих главах учебника.

ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи прежде всего общекультурные социаль­ные функции. К ним можно отнести такие, как образовательная, воспитательная, нормативная, преобразовательная, познаватель­ная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др.

Главные направления развития советской физической куль­туры, общекультурные социальные функции определены в ряде партийных и правительственных программных документов. В них постоянно подчеркивается, что физическая культура направлена на решение задач создания материально-технической базы ком­мунизма, на формирование коммунистических общественных от­ношений и воспитание нового человека, повышение его творче­ской социальной активности, воспитание воли, целеустремлен­ности, мужества и т. п.

Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции с помощью своих специфических средств.

Как самостоятельная часть культуры общества, физическая культура имеет свои специфические социальные функции. Они органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как об­щественно необходимой деятельности, ее способность удовлетво­рять запросы общества в области физического воспитания.

Эти функции по признакам общности их проявления можно свести в следующие группы.

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей неза­висимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физиче­ского развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укреп­ление здоровья, сдерживание процессов инволюции и т. п.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и зищите Родины (повышение работоспособности, устойчивости про­тив неблагоприятных условий труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе и рациональном использовании нерабочего времени (развлечения, игры).

4. Развитие волевых, физических способностей и двигатель­ных возможностей человека до предельных уровней.

Чтобы правильно понять функции физической культуры, сле­дует иметь в виду, что вся культура в целом представляет собой преобразовательную деятельность.

Преобразовательная деятельность физической культуры по отношению к природе носит сугубо опосредованный характер (создание загородных баз, открытых бассейнов, гребных кана­лов и т. п.). По отношению к обществу она проявляется в обла­сти организации, управления физической культурой. Главная цель всей преобразовательной деятельности физической культу­ры— физическое и духовное преобразование самого человека. Одним из видов преобразовательной деятельности с целью физи­ческого или духовного самоусовершенствования является измене­ние форм и функций человеческого организма под воздействием целенаправленных физических упражнений, применение которых научно обосновано с позиции биологии, педагогики и психологии.

Социалистическое общество, имея главной целью всесторон­нее и гармоническое развитие личности и создание реальных со­циально-политических и материально-экономических условий для этого, на каждом этапе своего развития принимает программы, реализация которых ведет общество к намеченной цели. Такими общесоциальными программами являются Программа партии, пя­тилетние планы.

Физическая культура развивается на методологической основе этих программных документов, а ее конкретные, специфические функции отражены в комплексе ГТО, Единой всесоюзной спортив­ной классификации (ЕВСК), в высших достижениях советских и зарубежных спортсменов.

Каждая часть физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация) имеет свои конкретные функции, которые по отношению к специфиче­ским функциям физической культуры являются внутренними.

Таким образом, физической культуре, как органической части культуры общества, присущи три категории функций: общекуль­турная, специфическая и внутренняя.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«Основы теории и методики физической культуры» — научная дисциплина,представляющая собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функ-

ционирования и направленного использования с целью всесто­роннего и гармонического развития людей.

Эта дисциплина создавалась и развивается на основе маркси­стско-ленинских методологических концепций теории и истории культуры общества.

Развиваясь под влиянием труда в процессе своей культурной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных дейст­вий. Его физические способности вначале совершенствовались в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между под­готовкой к труду и его результатами. Возникали первобытные стихийные основы обучения и воспитания как необходимые усло­вия подготовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепен­но, по мере исторического развития общества, выделилась и фи­зическая культура как область специальной деятельности, в ко­торой решаются задачи физической подготовки людей к труду и жизни.

В ходе развития человека и общественного производства воз­никла социальная (общественная) потребность определить общие цели и конкретные задачи, а также и специальные средства физи­ческой подготовки людей к жизни, методы (способы) использова­ния этих средств. На первых порах развития человеческого обще­ства все эти вопросы решались по интуиции, стихийно. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию.

Чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, со­временный специалист по физической культуре должен владеть большим объемом достаточно глубоких знаний, основанных на последних данных науки.

Физическая культура постепенно превратилась в область ши­рокой и сложной социальной деятельности, которая требует научно-практического подхода с позиции различных наук: фило­софии, истории, социологии, педагогики, психологии, биологиче­ских наук (физиологии, анатомии и др.).

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требований к физической подготовленности людей, к деятельно­сти в различных областях жизни появляются предпосылки к воз­никновению теории. Возникает и развивается теория физиче­ского воспитания — наука об общих закономерностях физи­ческого воспитания как педагогического процесса и необходимой части общего воспитания.

Теория физической культуры относится к категории социаль­ных педагогических наук, так как она связана с процессами обу­чения и воспитания человека в интересах определенных классов, общества. Она изучает физическую культуру как органическую часть культуры общества, сложную область социально необходи­мой деятельности, тесно связанную с другими явлениями и сто­ронами социальной жизни общества.

Задачи теории физической культуры заключаются в том, что­бы обнаружить, раскрыть, объяснить и обосновать влияние средств физического воспитания на человека, найти рацио­нальные методы их использования и целесообразные формы.

«Основы теории и методики физической культуры» также и учебная дисциплина, вооружающая специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности.

В содержание «Основ теории и методики физической культу­ры» входят такие вопросы, как определение ее структуры и функ­ций, цели, задач и средств, создание и практическое использова­ние понятийного аппарата, выявление целей, задач, содержания, принципов и методов ее составных частей. Раскрываются слож­ные взаимосвязи с другими областями деятельности общества и другими сторонами коммунистического воспитания: нравствен­ным, умственным, трудовым, эстетическим.

Как учебная дисциплина «Основы теории и методики физиче­ской культуры» является главной, профилирующей в учебном плане техникумов физической культуры. Она определяет общее профессиональное образование специалиста в данной области, его знания, конкретную профессиональную направленность дея­тельности, взгляды, убеждения. Любая конкретная деятельность в области физической культуры непременно опирается на теорию физической культуры.

Таким образом, «Основы теории и методики физической куль­туры»— единая научно-учебная дисциплина, тесно связанная с другими дисциплинами учебного плана. Она создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершен­ствования специалиста, для понимания путей и перспектив раз­вития любого конкретного направления в области физической культуры, уяснения ее социального значения, роли и места в условиях зрелого социализма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятий «культура», «физическая культура», «физи­ческое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилита­ция».

2. Почему физическая культура является частью культуры общества?

3. Какова структура физической культуры?

4. Каковы задачи каждой части физической культуры?

5. Что такое социальные функции физической культуры и их структура? Дайте характеристику ее функций.

6. Дайта характеристику «Основ теории и методики физической культуры» как учебного предмета и научной дисциплины.


Наши рекомендации