Часть i социально-педагогические основы физической культуры

Глава 1 ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понима­ние и толкование (а тем более незнание профессиональных тер­минов) затрудняют как общение специалистов, так и препода­вателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.

В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенст­во», «физические упражнения» и др.

Для освоения этих специфических понятий необходимо знать понятия более общего характера, существующие в науке и в быту, так как профессиональные термины формируются и опре­деляются на основе общих, родовых понятий.

Для физической культуры родовым является понятие «кулы тура». Это очень сложное и многогранное явление, присущее всему человеческому обществу и каждому человеку.

В научном понимании культура — это способ и качественная сторона деятельности человекаГТйассов, всего общества по освое­нию, созданию, хранению и распространению материальных и ду­ховных ценностей*. Значит, культура — это и сам процесс дея­тельности, и его результаты. В классовом обществе культура всег­да имеет классовый характер.

Деятельность человека может быть материально, социально и духовно преобразующей. Она может быть направлена на при­роду (окружающую среду), на общество и на самого человека. Изменяя природу, человек изменяет и себя, совершенствует свои физические, интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества. В этом весьма сложном социальном процессе человек выступает, с одной стороны, как носитель (субъект) определен-

* В быту этот термин применяется часто по отношению к одному какому-либо виду деятельности (культура поведения, культура производства, культура бытаи т. п.).

ного уровня собственного культурного развития, поскольку имен­но он является деятелем. Его развитие определяется как наслед­ственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности, класса, общества. С другой стороны, он является объектом деятельности, так как все, что делается в области куль­туры, прямо или опосредованно направлено на человека, на со­вершенствование его биологической и социальной сущности.

Следовательно, культура направлена на формирование, разви­тие и практическое использование сил и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие по­требностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей челове­ка происходит только в процессе деятельности, побудитель­ной причиной которой являются потребности общества и личности. В свою очередь, человеческая деятельность состоит из отдельных взаимосвязанных действий (например, трудовая деятель­ность—'из трудовых действий, движений; учебная — из учебных; спортивная — из спортивных). Специфическими действиями в об­ласти физической культуры являются физические упражне­ния. / Физическаякультипа^- органическая часть культуры общества и личности. Sffo такаяобласть деятельности, которая удовлетво­ряет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности, \и-прежде всего к труду.

Ее частями являются физическое воспитание, спорт, физиче­ская рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удов-f летворяет определенные потребности общества и личности.

rh,,r,„t,„n„„„ „„|^щтпи"п — nnAri-TTHH-nnvfiti процесс, направлен­ный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей че­ловека. Как и воспитание в целом, физическое воспитание является общей категорией личности и общества. Конкретное содержание и направленность этой общественно необходимой деятельности обусловливаются классовыми интересами и особен­ностями исторического развития общества, его потребностями в физическом совершенствовании людей. ЛщАгчнюсть фттрншпт.. воспитания содтртгг п Т9М, ит pf' fy"i"!"nft явпигтпт ПРШГутггт ^венно**о^у"риир"71р"'дгр»нян v рачиитир физических гппрпАнпгтрй занимающихся. В процессе физического воспитания осуществля­йся также общее воспитание личности, поскольку оно формиру­ет интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их цен­ностные ориентации и т. п.

Физическая подготовка — часть физического воспита­ния, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта). Так, например, су­ществует физическая подготовка монтажника-высотника, пожар­ника, танкиста, легкоатлета. Результатом физической подготовки

б

является физическая подготовленность человека к успешным действиям в области своей профессии и занятия. Различают о б-щую физическую подготовку (ОФП) к труду вообще и специальную (СПФ), к данному конкретному труду или виду деятельности (например, спортивной).

Физическо д_ р g flu? " тд° — часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также резуль­тат этого изменения (рост, вес и т. п.) ."Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправ­ленно, под влиянием специально подобранных физических упраж­нений в процессе физического воспитания или тренировки. По­этому управление физическим развитием людей в соответствии ^ современными требованиями представляет собой одну из глав­ных задач физической культуры.

Cnopj1 — игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками как части физической куль" туры. Спорт удовл^тв.пра<"г "^тр^бир^ти в .гпргп1швато|Щ|Ттап""1т.г и трлкндгтн" и в изучении и раскрытии резервных возможностей

Физическая рекреация — осуществление активного от­дыха людей с помощью физических упражнений, получение удоволь­ствия от этого процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от обычных ви­дов ее (бытовых, профессиональных, спортивных).

Физическая реабилитация — деятельность по-^восста-новлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребно­сти в лечении и восстановлении сил человека средствами физи­ческой культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.

Таким образом, указанные части (компоненты физической культуры) полностью удовлетворяют все потребности в физиче­ской подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все мно­гообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к, соответству­ющей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.

1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ _

Как уже указывалось, культура направлена не только на пре­образование внешней социальной и природной среды, но прежде всего на воспитание человека, формирование его личности, миро-

воззрения, форм и характера поведения и т. п. В процессе куль­турной деятельности человек не только создает ценности, но и формирует себя в многообразии форм своего выражения. Его задатки формируются в способности, которые, в свою очередь, воплощаются в результатах его деятельности.

Развитие человека определяется в основном двумя факторами. Первый характеризуется естественными, биологическими (ге­нетическими) предпосылками к развитию. Раскрытие законо­мерностей этого естественного развития позволяет избирательно и целенаправленно воздействовать на организм человека, исходя из заложенных в нем, генетически обусловленных предпосылок, планировать и прогнозировать результаты его всестороннего раз­вития. Второй фактор определяется социальными потреб­ностями общества в подготовке людей к разнообразным фор­мам и способам жизнедеятельности. С этой целью создаются средства и методы комплексного воздействия на человека.

Наиболее общей социальной потребностью в советском обще­стве является всестороннее и гармоническое развитие людей и создание объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.

Человека и его культуру создал труд, т. е. преобразующая деятельность, в процессе которой человек, изменяя природу, из­менял и свою собственную природу. Как органическая часть культуры, физическая культура также решает проблему воспро­изводства человека, его сил и способностей, является одним из важных средств формирования культуры человека и общества.

Связь физической культуры с культурой общества в целом обусловлена единством их происхождения и ролью в формирова­нии человека, а также взаимным влиянием всех частей культуры в процессе ее развития. Поэтому физическая культура является внутренне присущей человеческому обществу частью культуры на любой стадии его развития.

Физическая культура связана с такими общекультурными сто­ронами жизни общества, как экономика, политика, образ жизни, историко-этнографические особенности развития народов и др. Она обогащает общество такой информацией, какую культура не может получить ни из какого другого источника (например, о деятельности человека в экстремальных условиях космоса, спор­та).

Таким образом, физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением только задач физического развития, а выполняет и другие со­циальные заказы общества в области политики, морали, воспи­тания, эстетики. Она не имеет границ — социальных, профессио­нальных, биологических, возрастных, географических. Однако в классовом антагонистическом обществе физическая культура всег­да имеет классовый характер.

Физической культуре посвящены специальная литература, средства массовой информации (журналы, газеты, кино, радио, телевидение). Она способствует возникновению новых направле-

яий в развитии материальной и духовной культуры (техника, стро­
ительство, наука, художественная литература, музыка, кино, архи­
тектура, театр, живопись, скульптура). Все это взаимосвязано
и выступает-одной иа форм проявления социальной обусловлен­
ности и классового характера физической культуры как специ­
фической "Области общественно необходимой деятельности. Так,
например, "физическая культура удовлетворяет потребности лю­
дей в общении, в играх и развлечениях. в пе.рр.мр.нр. двяталъдрсти,
в некоторый фирМсЯ^самовыраженй'Й личности через социально-
&ктЩ^ую'^п^^^-?^'г'>п^' """*"""—"•"-"""'"""' * -

Физическая культура включает в себя науку (комплекс спе­циальных научных дисциплин), органы руководства и управления, систему организации, кадры и систему их подготовки (физкуль­турное образование), материальную базу (инвентарь, оборудо­вание, базы, Дворцы спорта и т. п.). В ее содержание входит также специфическая двигательная деятельность и активность людей, основой которых являются физические упражнения.

Физическая культура имеет деятельную (т. е. сами про­цессы деятельности) " р fi ft у т ь т п т гг п п у гп (л виде специфиче­ских материальных, духовных и иных ценностей, полученных в данной области) стороны. К ним относится степень физического совершенства людей и физической их подготовленности к труду и другим формам общественно полезной жизнедеятельности, со­стояние здоровья, осознанный интерес к физическим упражнениям, внедрение физической культуры в жизнь и быт советских людей и многое другое.

Советская физическая культура, тесно связанная с политикой партии, способствует коммунистическому воспитанию. Именно поэтому она всегда была и остается одним из важнейших и обя­зательных средств всестороннего развития человека.

В нашем обществе всестороннее и гармоническое развитие ин­
дивида осуществляется не только в интересах общественного про­
изводства, но и самого человека. <Фииздз£ская культура личности
представляет собой ту часть-культуры человека.'^'Г^^'^п^е^ЗВР"
^ ет стёгГЕнь радвихия^физических сил и двигательных наЪыковГ"а
'также уровень жизнедеятельности и жизнеспособности человека,
"Состояние е.щ здоровья, раскрывает пот^циаЯШШ'^ЗШбЖШ^Ж'
физической деятрльупггр* ■*f*fft'R?4?'"Пптимя~льн1мУ"ур^^чУ^ияи'"Р!'
лЗГощ развития"^ггает возможность осуществлять на высоком урТов-
JS^ft0Фeccйш^aлl^ . куль;

^УЛЗ-выступает как обширная социальная ~о"бласть^ проявления результатов содержательного творческого труда, личных дарова-

Наши рекомендации