Полезные техники принятия решений
Решение — это обязательство что-то сделать. Оно может быть частью процесса решения проблемы, а может и не быть. Здесь мы будем предполагать, что оно не является частью процесса решения проблемы и что возможные варианты решения, между которыми необходимо сделать выбор, либо достаточно очевидны — например, выбрать наиболее удачный способ найма персонала из обычно применяемых в Вашей организации, - либо рекомендованы Вам «сверху».
Модель для сравнения вариантов и выбора
Основные шаги процесса принятия решения, помогающего Вам выбрать наилучший вариант из имеющихся, представлены в таблице.
Шаг 1 | Установите цели | Определите, чего Вы хотите достичь |
Шаг 2 | Установите критерии решения | Установите реалистичные критерии для получения успешных результатов. Убедитесь, что они соответствуют критериям SMART (конкретные, измеримые, согласованные - с теми, на кого повлияет решение, - реалистичные и определенные по времени) |
Шаг 3 | Сравните варианты решений | Оцените каждый вариант согласно критериям, выбранным на шаге 2 |
Шаг 4 | Выберите предпочтительный вариант | Примите решение, базируясь на шаге 3 |
Шаг 5 | Спланируйте реализацию решения | Подготовьте план действий, соответствующий критериям SMART |
Список
Самой простой формой схемы является список. Если, например, Вы стараетесь выбрать одну из двух альтернатив, полезно зачастую составить перечень «за и против» для каждой. Например, если Вы старались решить, переместить ли некоторых работников на другое место, Ваш перечень «за и против» мог быть таким:
Преимущества Недостатки
Более вместительный офис Срыв работ во время перемещения
Более обустроенная столовая Дробление отдела
Стоимость новой мебели
Матрицы
Матрица — это двумерная форма списка, которая облегчает быстрые сравнения. Для этого вы:
· формируете критерии обязательные для того или иного решения;
· определяете значимость каждого критерия в %;
· оцениваете каждую альтернативу решения;
· выбираете наиболее подходящее.
Дерево решений
Дерево решений обычно используется для графического изображения существующих вариантов решений, т.е. различных путей решения проблемы. Оно помогает ясно увидеть взаимосвязь различных вариантов, а также точки принятия решений. Использование дерева решений проиллюстрировано в примере.
Дерево решений позволяет Вам показать соотношение вариантов, которые Вы имеете, и помогает определить различные уровни решений. Схема показывает, что в этом примере было три разные точки принятия решения, в каждой из которых существует два или более варианта выбора. Очевидно, что перед принятием решения каждый вариант должен быть оценен, а возможные последствия должны быть спрогнозированы. Данная схема позволяет сделать это с высокой степенью достоверности. Кроме того, если что-то происходит не так, Вы можете исследовать вновь принятое решение и задаться вопросом:
«А правильное ли решение было принято в действительности?» Эта простая техника может быть использована, когда решение проблемы состоит в выборе одной из цепочек вариантов, связанных между собой.
Команда
Работа в группах и командах
В современных организациях все больше работы выполняют команды и группы людей, работающих вместе на достижение общей цели. Создание результативно работающих команд и групп является сложнейшей задачей для руководителя. Сведение отдельных людей вместе может замедлить и усложнить ежедневные процессы, а конфликт способен превратить даже самую простую задачу в трудновыполнимую.
Но как бы то ни было, у командной работы есть свои преимущества. Она обеспечивает структурные и инструментальные возможности согласования людей, располагающих соответствующим набором навыков и знаний; поощряет обмен идеями, творческим потенциалом, мотивацией и удовлетворением от работы и может расширить индивидуальные роли и возможности обучения. Соответственно таким образом можно улучшить производительность, качество и ориентацию на потребителя, а также поощрить сотрудников быть более гибкими и улучшить способность организации реагировать на быстро изменяющуюся окружающую среду.
Команда может добиться того, чего не может ни один из членов команды в одиночку; при правильной динамике коллектив обычных людей может достигнуть экстраординарного мастерства. Но может произойти и обратное: команда может оказаться не в состоянии достигнуть того, что легко мог выполнить любой из ее участников.
Для того чтобы научиться создавать работающую команду, необходимо сначала понять, что такое команда и группа.
Определение группы и команды
Термины «группа» и «команда» часто используются как взаимозаменяемые. Существует ли в действительности различие между двумя терминами и каково оно? Можно начать исследование различий с утверждения, что все команды — группы, но не все группы - команды. Следовательно, все сказанное о группах будет относиться и к командам, но у команд будут собственные специфические характеристики.
Группы могут быть формальными или неформальными, первичными или вторичными.
В первичных группах участники часто и регулярно взаимодействуют друг с другом в работе над реализацией общих интересов или задач. Небольшая рабочая группа и проектная команда - первичные группы, часто оказывающие серьезное влияние на ценности, отношения и убеждения своих участников. Такие группы могут быть формальными, в том смысле что они преднамеренно созданы, чтобы удовлетворить потребность организации; или неформальными, когда группа формируется вне официальных структур. Неформальные команды - сильная сторона организационной жизни, поскольку они объединяют людей с общими интересами и проблемами, готовых обмениваться знаниями и информацией.
Вторичные группы — такие, участники которых реже взаимодействуют. Зачастую они больше, чем первичные группы (пример — большой комитет). Участники этих групп не имеют возможности хорошо узнать друг друга, и в результате они обычно менее сплоченные, чем первичные.