The role of values in socio-cultural transformation of social processes
Д. О. Мельникова, С. М. Калашникова
D. Melnikova, S. Kalashnikova
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
Voronezh State University, Voronezh, Russia
В статье рассматриваются основные ценности современного общества и их роль в социокультурных процессах. Данное исследование показывает, что состояние ценностно-идеологического аспекта пришло в упадок. Общественная жизнь нуждается в существенных преобразованиях, решение которых – незаконченный процесс, требующий много сил и времени.
Ключевые слова: современное общество, ценности, изменения, молодежь, трансформация, индивид
The article examines the main values of modern society and their role in sociocultural processes. This study shows that the state of the value-ideological aspect has fallen into decay. Social life needs substantial changes, the solution of which is an unfinished process, which requires a lot of effort and time.
Key words: modern society, values, changes, youth, transformation, individual
Современное общество – общество противоречий и волнений, нестабильности и недоверия. На сегодняшний день возникла сложная ситуация, когда экономические и политические элементы вступили в противоречие с элементами духовно-культурной сферы. Такие трансформационные процессы не только затрагивают различные стороны общественной жизни, но и, непосредственно, касаются самих индивидов. Вследствие всего этого, из-за быстрых темпов развития общества все стремительнее происходит переоценка существующих ценностей. Именно поэтому проблема роли ценностей в общественной жизни на данный период времени имеет актуальное значение, а исследования в этой области являются крайне необходимыми.
Разработка основных теорий и подходов в западной социологии предшествуют появлению российских представлений о ценностях. Первое в социологии определение понятия «ценность», служащее ориентиром для дальнейшего развития, можно увидеть в работе У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». В ней ценность рассматривается как «данность, обладающая доступным для членов социальной группы эмпирическим содержанием и тем значением, в отношении которого она является или может являться объектом деятельности» [3, 21]. В дальнейшем исследованиями в области ценностных установок занимались такие ученые, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, В. А. Ядов, А. А. Ручка и многие другие.
Касаемо современного общества, необходимо отметить несколько его основных характеристик в культурно-ценностном аспекте. Во-первых, происходит значительная переоценка существующих ценностей: ценности семьи и брака сменяются установкой на материальное благополучие. Во-вторых, характерной чертой социума является высокая динамика. Возможно, вследствие усиленного расслоения на два противоположных полюса, на бедных и богатых, на властвующих и подчиняющихся, общество больше не ассоциирует себя в качестве социального единства, присутствует обособленность индивидов друг от друга. В-третьих, из-за активных политических процессов и влияния СМИ на общественное сознание, возникает искаженная картина мира, вследствие чего, проявляется неспособность молодежи правильно расставлять ориентиры и оценивать ситуации. Кроме того, процесс передачи старшим поколением культурных традиций, норм, знаний и ценностей давно изменился. Значительным переменам подверглась и идеология, присущая обществу в данный период времени. Все это впоследствии привело к противоречию между предшествующим и нынешним поколениями. Между ними существует разрыв, пресечь который в настоящее время является неисполнимой задачей. И наконец, в связи с глобальными изменениями общественных сфер, стремлением к постоянному обновлению существующего общественного устройства возникает проблема истинности ценностей. Как обнаружить «лжеценности», воспринимаемые обществом как истинные? И по каким критериям их можно определить? Эти вопросы остаются на поверхности, и от их решения зависит то, каким будет последующее поколение.
Существует ли выход из сложившейся ситуации? Вместе с распадом СССР разрушились и коммунистические системы воспитания, а создание новой идеологии происходило стихийно. Поэтому современное общество нуждается в новой ценностной системе. Следует объективно взглянуть и проанализировать происходящие процессы и возможные пути решения.
1. В первую очередь, необходимо укрепление института семьи и брака, возрастание роли его значимости и престижности. Ведь именно в семейных, межличностных отношениях вырабатываются различные нравственные идеалы и ценности.
2. Возможно, стоит поднять вопрос о роли ценностей в образовательном процессе, так как именно в данных учреждениях происходит социализация индивида и внедрение ценностных ориентиров, «характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, возникающих в результате обобщения личностных целей, иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций» [1, 126].
Также необходимо обратить внимание на преобразовательные действия в отношении молодежи. Неуверенность в завтрашнем дне, проблемы трудоустройства, вопросы материального благополучия – все это вызывает беспокойство среди молодого поколения. «Молодежь должна выбирать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру» [2, 35].
3. Воздействие культуры. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих поведение общества. В ней накоплен общечеловеческий опыт с уже готовыми образцами и способами решения каких – либо задач. Но присвоение культурного опыта – длительный путь, причем совершенно индивидуальный. Каждый человек должен самостоятельно осознать свою принадлежность к культуре, ее значимость в воспитании, в сохранении культурного наследия.
Таким образом, современный мир характеризуется высокой динамичностью и подвижностью. Ценностная система не успевает за хаосом общественной жизни. Роль ценностей велика, однако для решения определенного круга проблем необходима как активная деятельность государства не только в политической сфере, но и социокультурной, так и заинтересованность со стороны общества.
Литература
1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 174 с.
2. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. – М.: Наука, 2003. – 193 с.
3. Томас У., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке // Собр. соч.: в 5 т. / Методологические заметки. – Нью-Йорк, 1927. – Т. 1. – С. 18 – 48.
УДК 334.02