Euthanizing phenomenon in the modern world

А.И. Изотов

Alexander I. Izotov

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk state university, Kursk, Russia

В статье рассматривается один из самых дискуссионных вопросов времени – применение эвтаназии. Эвтаназия порождает множество споров. Некоторые из них не касаются сущности смерти, а затрагивают способы умирания, тем самым, поднимая множество философских, этических, правовых и психологических проблем.

Ключевые слова: эвтаназия, этика, неизлечимые заболевания

In article one of the most debatable matters of time – use of an euthanizing is considered. The euthanizing generates a set of disputes. Some of them don't concern essence of death, and affect ways of dieding, thereby, lifting a set of philosophical, ethical, legal and psychological problems.

Key words: euthanasia, ethics, incurable diseases

Отношение человека к смерти всегда было неоднозначным. Некоторые люди боятся смерти, другие отрицают её, третьи стараются как можно сильнее оттянуть этот момент, а есть и те, которые, наоборот, желают умереть как можно быстрее. Всех их объединяет одно – отношение к смерти как к очень важному этапу жизненного пути.

Эвтаназия является одним из способов ухода из жизни, поэтому это тема, которая является источником споров в медицине, философии, юриспруденции, психологии и религии. Само понятие эвтаназии (от греческих слов καλός – хорошо и θάνατος – смерть) означает практику прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием или испытывающего невыносимые страдания. Выдвигаются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение врачами поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему пациенту медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). Также необходимо учитывать то, что эвтаназия бывает добровольная и недобровольная. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия. Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т.п.

В современном мире эвтаназия рассматривается как гуманная помощь тому, кто страдает от неизлечимой болезни или увечья. Но нужно учитывать тот факт, что эта помощь – благо тогда и только тогда, когда люди желают друг другу добра. Если отношения людей насыщены враждой и недоверием, то эвтаназия как гуманная помощь невозможна вообще. Для недоброжелателей это ещё один способ навредить кому-нибудь [1]. Так и появляется сложность в легализации и применении эвтаназии.

В западном мире эвтаназия легализована в Нидерландах, Бельгии и Канаде, а также в 5 штатах США (Орегон, Вашингтон, Вермонт, Джорджия, Калифорния). Иначе дело обстоит в России и странах СНГ. В них эвтаназия запрещена и расценивается как убийство, поэтому уголовно наказуема. По сущности своей, эвтаназия и есть убийство, и её легализация осложнена тем, что она окажется брешью в законе. К тому же, не каждый, кто желает, чтобы эвтаназия была законна, готов к её применению. «Никто не хочет быть причастным к смерти, никто не хочет сам дать смертельную дозу, никто не хочет, чтобы за него решили – жить ему или умереть» [2].

Но, с другой стороны, это может вызвать проблемы и в развитии медицины. Если эвтаназия будет массово распространена по миру, то надобность в разработке лекарств и методов лечения тяжёлых заболеваний отпадёт. Можно же просто ускорить процесс умирания человека [3]. Да и врачи вместо того, чтобы выполнять свой долг – бороться за жизнь пациента до конца, будут убеждать последнего в том, что проще умереть, чем надеяться на излечение. Эта возможность сэкономить на средствах жизнеобеспечения тяжелобольных будет соблазном и для родственников, которым в корыстных целях необходима смерть их члена семьи.

Рассмотрим такой случай. Человек впал в кому. И хотя кома не всегда смертельное состояние, но бывают случаи, когда из неё тяжело выбраться или нет шансов на пробуждение вообще. К ним относятся комы третьей и четвертой степени. В таких случаях врачи будут поддерживать жизнь в теле пациента до тех пор, пока он не умрёт. Но это может оказаться долго и дорого. И семья больного, которая не может найти выхода из подобного случая, будет ждать и надеяться, что всё-таки их родственник поправится. В таком случае эвтаназия является оправданным решением. Проще пережить смерть родного человека, чем долгое время надеяться впустую. Но если у пациента есть шанс поправиться, а его семья желает ему смерти? В таком случае они, прикрываясь законом, совершают убийство.

Учитывая данный аспект, появляется другой вопрос: а имеем ли мы право распоряжаться чужой жизнью? Мы точно не знаем, кто нам её дал изначально, и никто не знает, что будет после смерти. Этим вопросом занимался психиатр А.В. Гнездилов. Он считает, что даже если шансов на спасение нет, для человека ещё не всё закончено. В моменты близкой смерти человеку очень важно, чтобы с ним были его любимые люди и те, кто его понимает. В таком случае могут помочь службы хосписа и паллиативная медицина. Люди, которые там работают, специально обучены помогать подобным пациентам [4]. Однако достаточно много случаев, когда человек не может воспользоваться помощью хосписов. Случается так, что уже невозможно ничего сделать: например, наступает смерть мозга – это такое состояние, когда тело живое, оно поддерживается системами искусственного жизнеобеспечения, но мозг уже мёртв. Есть и такие случаи, когда человек находится в вегетативном состоянии. Такой пациент может дышать, питаться (внутривенно), но он уже не будет тем, которого знали его знакомые и семья. Именно подобные моменты заставляют задуматься об эвтаназии.

Любая религия, настаивает на том, что жизнь – это священный дар, которым нельзя распоряжаться. Человек не имеет право отнять жизнь у других или у себя. И даже в таких случаях, когда ему невыносимо больно, он должен жить дальше. Каждому уготовано своё время смерти и никто не в праве его менять. Если человеку было дано страдание, значит, надо его преодолевать, бороться. В христианстве человек лишь с помощью веры сможет пережить трудности. И только одному Богу ведомо, чего смертный заслуживает. Поэтому прерывание жизни – это грех. Неважно, когда человек умрёт, важно, как он умрёт. И в таком случае очень важна жизнь земная. Что было сделано на земле, потом будет учитываться перед Богом. В этом и смысл жизни по христианству. Лишь правильные поступки и подготовка к жизни не на земле имеют значение. А эвтаназия активная или пассивная – это лишь убийство, которое греховно и не должно быть использовано [5].

С позиции философии всё не так однозначно. В философии Востока смерть рассматривалась как проходная точка в колесе превращений. В античности смерть являлась окончанием жизни. В Средневековье жизнь на земле рассматривалась как дар Божий, а смерть как её завершение. В материализме смерть – это окончание существования белковых тел, из которых состоит человек [6]. Шопенгауэр в своих трудах отрицал существование личности после разрушения тела и в то же время утверждал, что воля неразрушима [7]. Вообще в философии в связи с материалистическим и идеалистическим подходом к изучению мира существует как минимум две точки зрения на понятия жизни и смерти. Если придерживаться материализма, то после смерти нет ничего, а человеческое тело – лишь одна из форм существования материи. Идеализм же в качестве субстанции подразумевает дух. И даже если материальное тело уже разрушено или утрачено, душа является бессмертной. Эвтаназия, как разделитель между жизнью и смертью в контексте философии, порождает множество вопросов, в том числе и этического характера.

Таким образом, эвтаназия – спорная тема для человечества. То, что она затрагивает так много областей научного знания, показывает трудность решения проблем, которые она порождает. Трудности в легализации обоснованы тем, что создается брешь в законе, которой могут воспользоваться злоумышленники. Для врачей это вопрос этический. Как спасать жизнь пациента, если они её отбирают? Для философии это ещё одна загадка о существовании человека в этом мире.

Но высокую популярность эвтаназия получила именно в современном мире. В мире, где есть множество неизлечимых заболеваний, люди нередко считают, что лучше умереть, чем страдать от созерцания бессилия врачей и мучений его близких. Рак – один из ярких примеров. Процесс течения болезни и лечения от неё поистине ужасен. Эвтаназия – один из способов помочь облегчить страдания, спасти разум, который ещё не затуманен отчаянием и осознанием своей беспомощности. Но нельзя забывать, что эвтаназия – это в первую очередь убийство. Это прослеживается как с медицинской точки зрения, так и с законодательной. Религиозные идеи, запрещают прерывать любую жизнь, ибо она священна. И, в конце концов, не каждый человек осмелится брать на себя ответственность за убийство, даже сочувствующий врач. И, несмотря на то, что это совершается из гуманных соображений, трудно назвать помощью то действие, которое лишает жизни.

Научный руководитель – к. филос. н., доцент М.А. Емельянова

Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Эвтаназия // Этика. – М.: Гардарики, 2000.

2. Инвестиции, бизнес и право [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl.ru/konf/041208/73.html (дата обращения: 09.05.2017

3. Абдрахманова Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 709-711.

4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиатив­ной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. –162 с.

5. Протоиерей И.Г. Рождение для бессмертия. Таинство Крещения. – М.: Издательство «Лепта Книга, Христианская жизнь», 2013. – 64 с.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 14. –М.-Л.: Соцэкгиз, 1931. – 359 с.

7. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Перев. Ю.И. Айхенвальда под ред. Ю.Н. Попова. – М.: Изд-во «Московский клуб», 1992.

УДК 316.752.4

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Наши рекомендации