The perception of a political leader in russia

В.М. Полковников

Vladislav M. Polkovnikov

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

Статья посвящена восприятию роли политического лидера и трактовке воздействия, которое лидер оказывает на общество и государство. Сильный лидер – это тот, без кого не может обойтись ни одна сильная страна. Личность, репрезентирующая интересы государства, должна обладать определенными чертами, чтобы достойно представлять свой народ.

Ключевые слова: политика, политический лидер, общество, термин, история, человек

The article is devoted to the perception of the role of political leader and the interpretation of the impact that leader has on the society and the state. A strong leader is one who can not do any one strong country. The person representing the interests of the state must have certain characteristics to adequately represent his people.

Keywords: politics, political leader, society, term, history, people

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе.

Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву — чтобы отпугнуть волков.

Никколо Макиавелли. Государь.

Большая часть аналитиков считают, что политика в России сильно привязана к конкретной личности, следовательно, отношение к власти перекладывается на отношение к политическим лидеру.

Согласно статистике от Левада-Центра, на июнь 2015 г. деятельность действующего президента одобряют 89 % респондентов [3, 1]. Это очень высокий показатель доверия, а значит и легитимности института. Нельзя забывать два важнейших обстоятельства, которые определяют не только текущее положение института президентства, но и так называемую, «загадку Путина».

Первым пунктом является то, что В.В. Путин владеет подавляющим большинством среди народных масс. Его сторонники являются подавляющим большинством среди всего населения России. Люди, которые голосовали за Путина, прослеживаются почти во всех социально-демографических категориях и весьма чётко прослеживаются во всех группах населения, которые разнятся по доходу. Исходя из этого, можно сказать, что Путин является президентом всех жителей России.

А вторым пунктом то, что электорат Путина является ядром в идеологическом спектре массового сознания, что способствует стабильности института президентства, а так же всей системе в стране.

Определенное количество исследователей утверждают, что избрание реальных политиков напрямую зависит от того, насколько они отвечают тому образу, который сложился в головах граждан. Но это может показаться не совсем правдой. Конечно же, у людей имеется некий идеальный образ, или же набор черт, которым, по их мнению, должен обладать политик. Но как бы то ни было, зачастую выбор избирателей обусловлен совсем не тем, что политик почти полностью подходим под определённый идеальный образ. Так же, стоит принять во внимание, что большая часть социологических опросов, что проводились в России, делают акцент на рациональных оценках образов политиков и на желании за них голосовать. Что предоставляет обширный материал для анализа ценностей, установок и отношений к политикам или политическим институтам.

К примеру, Р.Ф. Ромашкина привязывает личные черты к архетипам русского человека и выводит черты, которые должны быть продемонстрированы политиками для достижения личного успеха: сила, властность, справедливость, щедрость и доброта [7, 154].

В.А. Зорин отмечает, что грамотный президент совершенствует характеристики необходимые для выполнения своей работы, приспосабливая обязанности к особенностям своего характера. Исследования В. А. Зорина смогли доказать, что люди дают оценку политикам исходя из собственных критериев. В определенные моменты отдельные черты повышают свою значимость, а другие могут не учитываться вовсе. Что означает, что массовое сознание отбирает необходимые качества, исходя из актуальности черт характера у политиков [2, 25].

И. Ирхин считает, что жителям России необходим лидер, способный наказать чиновника, пожурить народ и удовлетворить его запросы, характеризующийся лаконичностью и образностью речи. Одна из черт политического лидера, связанной с архетипом, – это целостность образ [4, 121].

То же самое отмечал еще Бердяев о Ленине, «в характере Ленина были типичные русские черты, ни интеллигента, а именно русского человека: простота, цельность и нелюбовь к риторике… Ленин был сделан из одного куска камня, он монолитен» [1, 3]. Именно с цельностью и подверженностью одной идеи связывает Бердяев способность Ленина влиять на массы.

Политик оценивается исходя из позитивных черт, но и негативные черты так же имеют свое место: желание власти, политическая слабость, не стабильность, жадность, непостоянство, эгоизм. Важной составляющей чертой лидера является способность к эмпатии. А одним из сильно выраженных недостатков – желание обогатится, набить свой карман.

Р. Такер подмечает, что среди факторов, которые определяют успех или же провал лидеров, преобладающим будет озабоченность руководителем проблемами, которые волнуют его подчиненных, нежели способность представлять интересы отдельных социальных групп [9, 71].

Психолог Ф. Хайдер говорит, что «если лидер воспринимается как человек, способный достичь благоприятного результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, не способным достичь желаемого, но предпринимающего явные усилия для достижения цели» [8, 56]. Одна из черт, которая считается некоторыми специалистами как недостаток, – отсутствие чёткой линии и нерешительность.

К примеру, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже приближенные президента не могут точно определить его взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой» [5, 88]. С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики.

Но идеальные образы скорее показывают ценности и установки людей по отношению к политическим лидерам, чем выясняют причины, почему они проголосовали за одного, а не за другого.

Подтверждением вышесказанного будет тот факт, что исследовательская работа ВЦИОМа при сопоставлении идеального президента с реальными политиками показывают, что все они сильно далеки от идеального образа. Но сравнивая облик идеального президента с реальными кандидатами используя такие же критерии, выходит, что большая часть кандидатов далеки от идеального образа.

В.В. Лапкин настаивает на том, что дело в недостаточной разработке методов, которые позволяют показать личные предпочтения граждан. И одним из важных вопросов остается тот, «какие черты формируют прямую или обратную корреляцию с его электоральным рейтингом, а какие – нейтральны»? Чтобы точнее воспринимать установки избирателей В.В. Лапкин предлагает использовать кроме традиционного вопроса «за кого вы будете голосовать в ближайшее воскресенье?» еще один – за кого вы не будете голосовать ни при каких обстоятельствах [6, 22].

Исследователи ВЦИОМа предположили идею того, что необходимо изучать не близость того или иного политика к идеалу, а скорее сравнивать реальных политиков между собой.

Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие политиков в нашей стране опирается на личностные образы каждого человека. Несомненно, что лидеры обладают как позитивными, так и отрицательными чертами. Но благодаря этому они и являются тем, кем стали. В заключении можно сделать вывод, что в России всегда необходим сильный политик и лидер, который всеми средствами может заставить людей поверить в себя. В подтверждение этому, достаточно знать историю нашей страны. Ведь моменты наибольшего развития или упадка (если речь идет о народе) приходятся именно на правление сильных лидеров.

Научный руководитель – д. филос. н., профессор Е.А. Когай

Литература

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж: ИМКА-Пресс, 1955. – 155 с.

2. Зорин В.А. Роль личностного фактора в становлении президентства в России, Украине и Белоруссии: политико-психологический анализ личностей В.В. Путина, Л. Д. Кучмы, А. Г. Лукашенко: автореф. дис . канд. полит. наук: 19.00.12 / Зорин В.А. – М., 2003. – 25 с.

3. Июньские рейтинги одобрения и доверия. [Электронный ресурс] – URL: http://www.levada.ru/2016/06/30/iyunskie-rejtingi-odobreniya-i-doveriya-6/ (дата обращения: 11.04.2017).

4. Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблема теории и психологии политики. – М. РГГУ, 1996. – 224 с.

5. Кувалдин В. Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М. Альпина Бизнес Букс, 2005. – 436 с.

6. Лапкин В.В. Политические изменения в глобальном мире: теоретико-методологические проблемы анализа и прогнозирования. Редкол.: И.С. Семененко (отв. ред.), В.В. Лапкин, В.И. Пантин. – М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 218 с.

7. Ромашкина, Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера : диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. – М.: Рос. акад. гос. службы, 1995. – 154 с.

8. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. New York: Wiley, 1958. – 322 с.

9. Tucker R.C. Politics as Leadership. University of Missuri Press, 1981. – 228 с.

УДК 316.752

Наши рекомендации