Сущность социокультурного проектирования.
Существует множество определений понятия «проект». Так в переводе с
Проект –это идеальное видение конечных результатов деятельности, идеальное описание конкретной социальной услуги.
Проектвсегда направлен на достижение конкретной цели.
В зависимости от цели и организационных средств, которыми пользуются организаторы, проекты подразделяются на:
- проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;
- проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;
- социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;
- социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.
По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.
Для чего необходимо писать проекты?Создание социокультурных проектов позволяет:
- во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;
- участвовать в конкурсах на получение грантов;
- отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;
- приобрести дополнительные знания и навыки по преобразованию культурной среды, планированию и менеджменту, приобрести новых партнеров, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Проектная деятельность также развивает социальные и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность подчинена некоторым правилам, главные из которых:
- актуальность проекта – проект должен быть востребован обществом;
- целенаправленность проекта – четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий – проект всегда реализуется в коллективе, необходимо четкое распределение обязанностей и ответственности;
- ограниченность реализации проекта по времени;
- уникальность проекта – проект возникает из новой идеи, предлагает специфическое решение проблем в специфическом контексте. Принцип инновации требует, чтобы каждый проект был по-своему уникальным. При этом стимулируется творческое начало как в исполнителях, так и в организации;
- реалистичность проекта – цели проекта должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами;
- масштабность проекта – максимальные количественные и качественные результаты деятельности;
- перспективность проекта – возможность развития проекта в будущем.
Факторами, влияющими на успех проекта, являются следующие:
- понимание проблемы и ее адекватная оценка;
- стратегия решения данной социальной проблемы методом реализации проекта;
- достаточный баланс навыков, ресурсов, обеспечивающий достижение конкретных результатов;
- финансовая и административная поддержка проекта.
Успешная реализация проекта зависит также от наличия у организации опыта, возможностей в смысле соблюдения сроков оплаты, способности наладить внутреннее взаимодействие.
Идея социокультурного проекта – это результат поиска эффективной комбинации между решением конкретной социокультурной проблемы, миссией организации – заявителя и используемыми ресурсами.
Проект реализуется успешно в том случае, когда организаторы осознают проблемы, с которыми им придется работать: понимают и правильно оценивают истоки проблемы, симптомы, масштабы.
Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
- выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологическая безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);
- освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;
- оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.
Проекты объединяются в программы. Программа – это ряд связанных между собою проектов, управление которыми координируется для более эффективного управления.
Проекты и программы объединяются в портфели, объединенные вместе для достижения стратегических целей управления. В качестве самостоятельной области знаний,управления проектами начинает свое развитие в середине ХХ века, когда общество вступило на путь нового качественного развития, именуемое – информационное общество, для которого характерны стремительные перемены во всем. Сегодня инновации – характерная и неотъемлемая часть любой деятельности.
Наиболее известными центрами, разрабатывающими стандарты в области управления проектами являются: Российская ассоциация Управления Проектами «СОВНЕТ», PMI, ProjectManagementInstitute, PMBOK– американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004, IPMA, InternationalProjectManagementAssociation.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа - это развернутый документ, в котором в масштабах
конкретной территории (района, города, региона, федерации) отражена
совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных
ценностей, норм, традиций, технологий). Программа включает в себя функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Вопросы для закрепления материала темы:
1.
ТЕМА 2.