Сущность социокультурного проектирования, классификация проектов

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние развития общества характеризуется стремительными переменами, определяющими необходимость применения адекватных интеллектуальных усилий, технологий, технических средств, способов организации деятельности и восприятия действительности. Во всех областях, деятельности начинает применяться программно-целевой подход, реализующийся в разработках проектов и программ, как инструментарий реализации управления сложными, меняющимися процессами общественной жизни.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключаются в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования.Однако, в отличие от планирования проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.

При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельностиПроектная деятельность в условиях возрастающего усложнения культурных процессов, создающий необходимость развития многообразных гуманитарных технологий, направленных на решение значимых для общества и культуры проблем, рассматривается как механизм реализации культурной политики. Выделяя проектную деятельность как особый вид организационно-управленческой активности субъектов культурной политики, проектная деятельность способствует интеграции субъектов культурной деятельности, активизирует их взаимодействие, позволяя разрешать значимые для общества и культуры проблемы и совершенствовать методы их разрешения.

Создавая образцы решения конкретных социокультурных значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной проблемной ситуации.

Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности),разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное
образование, включающее в себя две подсистемы: социум и культуру.

Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями автора проекта о норме
(задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом)
составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных
проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или
воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Основная цель социокультурного проектирования — это создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах
его жизнедеятельности, а также разрешение или минимизация проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Смыслом социокультурного проектирования является также активизациясовместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в требуемом для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями. Одним из структурных элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку для социального проектирования важно знать реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы).

Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, отражающей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп набором условий. Границы проектной деятельности фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для сохранения ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды.

ТЕМА 1.

ТЕМА 2.

ТЕМА 5.

СОСТАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА. РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ И МЕДИА-ПЛАНА ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Разработка пошаговой программы реализации проекта (сетевой и календарный план)

Рабочий план реализации проекта лучше оформлять в виде таблицы. Например:

Виды работ Янв. Февр. Март Апр. Май
Проведение рекламной кампании по продвижению проекта +        
Организационный сбор участников   +      
Подготовка участников (обучение, репетиции, конкурсные отборы и др…)     +    
Финальное мероприятие проекта       +  
Рассылка итоговых пресс-релизов и информационных материалов о мероприятиях проекта в СМИ       +  
Подготовка отчетной документации по проекту         +

Это условный план реализации проекта, для каждого проекта он содержит самые разнообразные виды работ, а в части календаря может быть разбит как на месяцы, так и на недели или дни, в зависимости от вида работ. Рекомендуется на некоторые виды работ создавать отдельные календарные планы, например, медиа-план размещения информационных материалов во время проведения рекламной кампании.

Другой вид рабочего плана-графика может выглядеть так:

Наменование вида работ Дата начала работ Дата окончания работ Длительность (в днях) Ответственный Ресурсы
           

ТЕМА 7. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СМЕТА РАСХОДОВ, ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. ПОИСК ГРАНТОДАТЕЛЕЙ И ДЕРЖАТЕЛЕЙ ФОНДОВ

Составление бюджета проекта

Бюджет проекта – наиболее сложный пункт оформления проекта, так как требует некоторых знаний бухгалтерского учета и наличия данных о стоимости тех или иных товаров и услуг. Оформляется в виде отдельного пакета документации. Впоследствии по нему делается отчетная документация о реализации проекта и соответствующем расходовании средств. Финансовый отчет являются неотъемлемой частью проектной документации.

Примечание: зачастую проект может рассчитывать на финансовую поддержку в случае, когда процентное соотношение имеющихся и требующихся средств распределяется как 40% к 60%.

Структура документа.

1. Название проекта.

2. Срок выполнения проекта.

3. Оплата труда, в т. ч.:

- оплата труда штатных специалистов и сотрудников;

- оплата труда привлеченных специалистов.

Для лучшего понимания необходимости тех или иных затрат составляется комментарий к бюджету проекта. Комментарий содержит дополнительные пояснения и обоснования затрат, в особенности тех, которые, на ваш взгляд, могут вызвать вопросы у распорядителей фондов, грантодателей и др.

Некоторые конкурсы и фонды, финансирующие молодежные проекты:

- Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов «Моя страна - моя Россия»

- Губернаторский конкурс развития молодежи

- Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки
- Красноярский краевой фонд науки Международный благотворительный научный фонд имени К.И.Замараева
- Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева

- Международный научно-технический центр (МНТЦ);
- Российский гуманитарный научный фонд (РФФИ);
- Международный фонд "Поколение";
- Независимый Институт Социальной Политики;
- Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского;
- Фонд содействия отечественной науке;
- Фонд некоммерческих программ "Династия"

-Региональный Общественный фонд Константина Богданенко «Энергия участия».РФ


ТЕМА 8.

РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Экспертиза проекта.

Рекомендуется обсудить задачи с представителями целевых аудиторий, для которых предназначен проект. Определить, насколько удачно определены и сформулированы цели и задачи проекта.

Написание заявки, оформление документации. Адресное предъявление проекта. Участие в конкурсах на получение грантов.

Структура заявки

1. Титульный лист заявки (информационная карта проекта):

-Название проекта;

- Организация-исполнитель (название, адрес, телефон и др.);

- Руководитель проекта (ФИО, должность, звание, адрес, контакты);

- Автор проекта (если не совпадает с руководителем);

-География проекта (территория, на которой будет реализовываться проект);

- Срок выполнения проекта (в месяцах, но не более года);

- Стоимость проекта (указывается требуемый объем финансирования, сумма имеющихся средств, привлеченных средств).

2. Краткая аннотация проекта(дает возможность быстрого ознакомления с проектом и организацией-исполнителем проекта):

- Обоснование проблемной социокультурной ситуации;

- Обоснование целей и задач проекта;

- Описание задач, направленных на изменение социокультурной ситуации;

- Обоснование географии и сроков реализации проекта.

3. Описание организации:

- Миссия организации;

- Стратегические цели организации;

-Опыт организации в проектном менеджменте (прилагаются рекомендательные письма, отчеты об успешно выполненных проектах и др.);

- Перспективы деятельности организации;

- Квалификация сотрудников;

- Ресурсное обеспечение.

4. Постановка проблемы.

Необходимо кратко описать проблемную ситуацию, подкрепив ее социологическими исследованиями, публикациями СМИ, оценками экспертов.

При формулировке проблемы учесть ее социальную значимость, реальность, конкретность, возможность ее решения силами организации и методом проектной деятельности.

5. Цели и задачи проекта.

6. Описание проекта.

7. рабочий план реализации проекта.

8. Схема взаимодействия с партнерами.

9. Конкретные ожидаемые результаты от реализации проекта, в т.ч. механизм оценки результатов: каким образом и с помощью каких инструментов будут оцениваться результаты.

10. Оценка результативности проекта (в виде таблицы, см. ниже)

Критерий Показатели План Факт
       

Критерий – признак, на основании которого производится оценка

Методы качественных оценок: контент-анализ (анализ текстовой информации, экспертные интервью, фокус-группы.

Методы количественных оценок: опросы, наблюдения, эксперименты, тестирование.

Показатели социального развития или социальной адаптации личности: динамика интегративных свойств личности.

Показатели общественного мнения.

Экономические показатели.

11. Дальнейшее развитие проекта–как предполагается развивать деятельность в этом направлении поле окончания сроков проекта. Перспективы планируются с точки зрения финансовой состоятельности и оценки эффективности воздействия на социокультурную ситуацию.

12. Бюджет проекта

13. Комментарии к бюджету

14. Приложения:

- календарный план работ;

- организационная схема управления проектом;

- должностные инструкции персонала проекта (требования к кандидатам);

- краткие характеристики (руководителя, авторов проекта);

- биографическая справка (резюме) руководителя проекта;

- письма поддержки;

- подборка статей;

- буклеты, фото и т.д.;

- изучение проблемы (статьи, аналитические и статистические данные).

Реализация проекта. Примечание: во время реализации проекта все общественные мероприятия должны привлекать внимание к источнику финансирования (использование логотипа спонсора, упоминание, выражение благодарности во время мероприятия ….).

Формирование отчетной документации. Необходимо составлять два вида отчета: по мероприятиям и по финансам. Отчет по мероприятиям должен отражать суть выполнения поставленных задач и продвижение к поставленной цели. Финансовый отчет является документальным обоснованием и подтверждением расходов.

Отчеты представляют собой окончательные выводы, касающиеся различных этапов, измерений, задач, целей проекта. Они должны отражать влияние проекта на общество, социальные изменения в целом: каковы социальные изменения, привнесенные проектом, что нуждается в дальнейшем развитии, какие изменения требуется внести в планирование, менеджмент, оценку проекта.

Полученные в ходе реализации проекта материалы оформляются в виде публикаций, альбомов, кино- и видеофильмов, презентаций, и т. д.

Планирование перспектив проектной деятельности на данном социальном направлении. Перспективы сотрудничества должны рассматриваться и в том случае, если партнеры на данный момент не планируют его развивать. Важно не потерять те результаты, которые были достигнуть в ходе проекта, а развивать их в дальнейшем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социокультурное проектирование инициирует поддержку в регионе культурно-досуговых учреждений и институтов, гуманизирующих культурную среду человека, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческих инициативных групп с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию (создание политических клубов, общественных молодежных объединений, добровольных культурно-просветительских обществ, национально-культурных центров, многопрофильных центров досуга для подростков, пожилых людей и т.д.). Многообразие субъектов социокультурной деятельности создает альтернативность развития культурной жизни, помогает ослабить монополию государственных структур на формирование культурной политики, обеспечивает реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения. Кроме того, социокультурное проектирование способствует ориентации культурной политики в регионе на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, развития навыков культуротворческой деятельности у различных социальных групп и категорий населения, особенно у детей, подростков и молодежи.

Взаимодействие организаций, занимающихся социокультурным проектированием с органами власти, в чьей компетенции находится формирование культурной и молодежной политики в регионе, позволяет также сконцентрировать материальные и человеческие ресурсы с целью инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне субъектов социально-культурной деятельности.

Приложение

Перед тем как начать разрабатывать проект, рекомендуется пройти небольшой тренинг: ответьте письменно (кратко) на следующие вопросы:

Актуальность проекта

- В чем актуальность и необходимость Вашего проекта?

- В каком социальном контексте планируется его реализация?

- Каковы проблемы молодежной среды? Кем и как они были определены? Каковы их причины? Каковы приоритетные задачи по их преодолению, в чем их приоритетность?

- Какова взаимосвязь между расширением полномочий молодежи и улучшением ее положения?

- Какие цели Вы перед собой ставите?

- Осуществлялось ли подобное прежде? В чем новизна Ваших предложений?

Цели и роль организации

-насколько Ваш проект совместим с целями, ценностями, традициями и опытом Вашей организации?

- каков опыт Вашей организации в осуществлении подобных проектов?

- Берет ли Ваша организация на себя ответственность за организацию и реализацию проекта? Какова ее мотивация в этом случае? В чем состоит возможный риск?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцибор, И. Целевая областная программа развития и сохранения культуры / И. Анцибор // Ориентиры культурной политики. - 2001. – №1. – С. 23-32.

2. Бирженюк, Г. М. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. – СПб.: ЛГИК, 1992. – 127с.

3. Бурков, В.Н. Математические основы управления проектами / В. Н. Бурков. – М.: Высшая школа, 2005.

4. Воропаев, В. И. Управление проектами в России / В. И. Воропаев. – М.:Аланс, 1995. – 225с.

5. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики: региональный аспект. – Свердловск:УрО АН СССР, 1991.

6. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры / Л. С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 175с.

7. Каменец, А. В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация: методические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры / А. В. Каменец // Ориентиры культурной политики. – М. : 1998. – №10. – С. 13 – 29.

8. Марков, А. П. Основы социального проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. – СПб.: СП ГУП, 1997. – 248с.

9. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования // Сб. науч. трудов. – Свердловск:УрО АН СССР, 1991. – 108с.

10. Луков, В.А. Социальное проектирование / В. А. Луков. – М.: Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. – 192с.

11. Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. – Сочи: УТИКДО, 2005.

12. Рябышев, В. Н. Технологический практикум по основам социально-культурного проектирования / В. Н. Рябышев. – Улан-Удэ: ВСГАКиИ, 1997. – 91с.

13. Рябышев, В. Н. Основы социально-культурного прогнозирования и проектирования / В. Н. Рябышев. – Улан-Удэ:ВСГАКиИ, 1997. – 22с.

14. Слепенков, И. М. Основы теории социального управления / И. М. Слепенков, Ю. П. Аверин. – М.: Высшая школа, 1990. – 302с.

15. Щедровицкий, П. Г. Организационное проектирование в системе управленческой деятельности / П. Г. Щедровицкий. – М. : Проблемы управления. Концепт, 1998. – С. 20-38.

16. Управление проектами. – СПб.: «ДваТрИ», 1996. – 610с.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние развития общества характеризуется стремительными переменами, определяющими необходимость применения адекватных интеллектуальных усилий, технологий, технических средств, способов организации деятельности и восприятия действительности. Во всех областях, деятельности начинает применяться программно-целевой подход, реализующийся в разработках проектов и программ, как инструментарий реализации управления сложными, меняющимися процессами общественной жизни.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключаются в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования.Однако, в отличие от планирования проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.

При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельностиПроектная деятельность в условиях возрастающего усложнения культурных процессов, создающий необходимость развития многообразных гуманитарных технологий, направленных на решение значимых для общества и культуры проблем, рассматривается как механизм реализации культурной политики. Выделяя проектную деятельность как особый вид организационно-управленческой активности субъектов культурной политики, проектная деятельность способствует интеграции субъектов культурной деятельности, активизирует их взаимодействие, позволяя разрешать значимые для общества и культуры проблемы и совершенствовать методы их разрешения.

Создавая образцы решения конкретных социокультурных значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной проблемной ситуации.

Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности),разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное
образование, включающее в себя две подсистемы: социум и культуру.

Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями автора проекта о норме
(задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом)
составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных
проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или
воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Основная цель социокультурного проектирования — это создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах
его жизнедеятельности, а также разрешение или минимизация проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.

Смыслом социокультурного проектирования является также активизациясовместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в требуемом для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями. Одним из структурных элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку для социального проектирования важно знать реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы).

Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, отражающей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп набором условий. Границы проектной деятельности фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для сохранения ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды.

ТЕМА 1.

СУЩНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

Наши рекомендации