Кафедра педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ
Образовательная программа
с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
г. Екатеринбург
2013г.
Мы живем на Урале:образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.
Разработчики:
Толстикова О.В., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Савельева О.В., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Рецензенты:
Царегородцева Е.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики детства, Институт педагогики и психологии детства, ФГОУ ВПО «УрГПУ».
Спирина А.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Образовательная программа разработана с целью конкретизации подходов к определению целей, содержания, целевых ориентиров, определенных с учетом региональной специфики, необходимых для проектирования содержания вариативной части (части, формируемой участниками образовательных отношений) основной образовательной программы дошкольного образования, для осуществления перспективного и календарного планирования образовательной работы с детьми (рабочей программы, как компонента основной образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением самостоятельно).
Образовательная программа «Мы живем на Урале» адресована работникам системы образования, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования, родителям, воспитывающим детей в форме семейного образования.
© Институт развития образования
Содержание
Пояснительная записка 3
Концепция образовательной программы 10
1. Целевой раздел 17
2. Содержательный раздел 22
3. Организационный раздел 65
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной
Среды 52
3.2 Методическое обеспечение образовательной программы
«Мы живем на Урале» 84
3.3 Этнический компонент семейного воспитания 87
Пояснительная записка
Образовательная программа «Мы живем на Урале» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва и отвечает современным принципам государственной политики - «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»[1].
В образовательной программе:
- определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка;
- представлено содержание программы, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности; компонентами содержания становятся толерантность, гражданственность и этнотолерантность, которые могут формироваться целенаправленно средствами вхождения ребенка в культуру;
- описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы;
- определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентиры для взрослых;
- определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста;
- определены требования, предъявляемые к взрослому, ориентированному на учет специфики национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом объем обязательной части должен составлять не менее 60% времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема. Образовательная программа «Мы живем на Урале» позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования детей младшего и старшего дошкольного возраста в части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования каждой дошкольной образовательной организации, а также может служить для родителей дошкольников (3-7лет) основой содержания процесса воспитания и обучения ребенка в условиях семейного образования.
Структура образовательной программы построена по трем разделам:
1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.
2) Содержательный разделпредставлен содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
3) Организационный разделвключает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе.
Образовательная программа создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.
Демографическая ситуация |
При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Как хорошо известно, любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. (Л.Г.Богославец О.И. Давыдова, А.А.Майер.) Учитывая это, взрослые с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям друг-друга (педагоги и родители из семей другой этнической принадлежности). С учетом особенностей демографической ситуации в Свердловской области могут определяться формы, средства образовательной деятельности как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности с детьми, организации развивающей простанственно-предметной среды. Свердловская область сохраняет за собой статус крупнейшего по численности населения региона (5 место среди регионов России).Это высокоурбанизированный регион, доля городского населения составляет 84,1 процента. На протяжении многих веков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную этническую историю. Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революции и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессии, беженцев из стран бывшего СССР и настоящего СНГ и др.). Национальный состав населения Свердловской области: русские – 85,74%, татары – 3,35%, башкиры – 0,73%, марийцы – 0,55%, удмурты – 0,32%, чуваши – 0,19%, мордва – 0,15%, украинцы – 0,83%, немцы – 0,35%, азербайджанцы – 0,33%, белорусы – 0,27%, армяне – 0,27%, таджики – 0,26%, узбеки – 0,22%, киргизы – 0,15%, казахи – 0,10%, и др. народы. |
Климатические условия |
С учетом особенностей климата, природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения может определяться проведение оздоровительных мероприятий процедур, организация режимных моментов. Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны. Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области, воспитание любви к родной природе. Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1) холодный период - образовательный: (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и осуществляется планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы; 2) летний период - оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно-досуговая деятельность. При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, два раза непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию может проводиться в зале и один раз – на воздухе. Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и скорости ветра боле 15м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15м/с. Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. На зимних прогулках детям удобнее в утепленных куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона, чем в тяжелых шубах (для занятий по физическому развитию и игре в подвижные, народные игры на прогулке). |
Национально-культурные традиции |
Многонациональность. Многоконфессиональность. Наличие поселений малых коренных народов. Сильные православные традиции. Влияние региональных памятников истории и культуры. Традиции коренных народов. Культура народов региона (национальные языки, обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных традиций осуществляется отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. Дети приобщаются к национально-культурным традициям через: - поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. В них получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения; - загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; - песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти. - сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Существенным достоинством сказки является её способность создавать мировоззренческие схемы. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка; - игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и культурное развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Игра – практика развития. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Играя, он живет, и в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка. Велико воспитательное значение игры еще и потому, что она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. В воспитании детей можно и нужно найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей; - народную игрушку. На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие. Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками, наполненная эстетическими чувствами, приносит в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом - главное сохранение древних традиций создания рукотворных кукол. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомить детей с некоторыми сторонами культуры русского и других народов. - декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника. - природные богатства земли Уральской. |
Концепция образовательной программы
Современные тенденции развития социокультурной ситуации ориентируют выявляют общественное внимание к региональным особенностям образовательного пространства. Еще «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу (25 лет), среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.
На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.
Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека.
В сфере образования формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.
При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:
- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);
- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.);
- теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства», реализации национально-регионального компонента становились предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки: Я.П. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.Н. Толстого и др.
Развивая классические идеи, современная педагогика исходит из того, что учет этнорегиональной специфики является неотъемлемым компонентом современного образования (П.А. Апакеев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Б. Панькин и др.).
Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.
В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.
В научно-педагогическом сообществе России достаточно долгое время шел поиск путей гуманитаризации и гуманизации образования, с определением нового типа личности, которая должна формироваться в обозримом процессе при сочетании общекультурного развития и всемерного сочетания национальных и региональных культурных традиций (Е.В. Бондаревская, М.Н. Кузьмина, З.А. Манькова, Л.Л. Супрунова и др.).
Идеи непрерывного и этнокультурного образования постоянно находятся в центре внимания ЮНЕСКО и других международных документах. Так, в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997г.) провозглашается, что воспитание и обучение должны содействовать освоению подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы образования – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию определяет два таких основных принципа дошкольного образования, как: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС ДО, в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, определяет: «должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы». Вариативная часть образовательной программы должна «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».
Этот подход соответствует современным научным представлениям о том, что личностные качества человека формируются под влиянием комплекса факторов: климатических, социокультурных, природных условий, а также средств этнокультурного воспитания, передаваемых из поколения в поколение.
Данная образовательная программа предполагает качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
Деятельностной подход предлагаемый для освоения ребенком содержания образовательной программы опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского освоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.
Движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей (Выготский Л.С.). При этом Выготским Л.С. подчеркивалось, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником.
Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности.
Именно в специфичных видах детских деятельностей ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных исторических и современных социокультурных условиях.
Идея об амплификации развития детей дошкольного возраста отражена в более полном использовании возможностей, предоставляемых специфически детскими видами деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и др.), что будет способствовать приобщению детей к истории и культуре своего народа, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.
Идея образовательной программы в том, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он обеспечен социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития; действительно активно включен в деятельность; когда созданы условия, стимулирующие исследование, проявление инициативы, творчества, поддерживается совместная и индивидуальная познавательная активность ребенка.
Основными компонентами содержания образовательной программы являются: ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).
Рассмотрение процесса образования детей дошкольного возраста в контексте национальной и социокультурной направленности воспитания позволяет выделить в его структуре (с позиций содержательно-целевого подхода) следующие компоненты:
- когнитивный. Ребенок овладевает знаниями о природе, обществе, способах деятельности, присущих его народу. Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу;
- аффективный. Ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;
- деятельностный. Ребенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших качеств;
- креативный. Ребенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе.
Принципы организации образовательного процесса:
· принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
• принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
• принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
• принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
В образовательной программе учитывается тот факт, что сегодняшние дети существенно отличаются по своим интеллектуальным и психоэмоциональным характеристикам. Современные дошкольники – другие, они дети информационного века, цифровых технологий, у них другие способы общения и мышления, что нашло отражение в определении задач и содержания образования.
И это только кратчайший перечень возможностей, предоставляемых одним конкретным местом. Какими из них воспользуется ребенок, будет зависеть от его насущных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, доступности предметов и видов деятельности. Вступая в многоплановые отношения с окружающим миром, ребенок учится, получает свое первое персонифицированное образование, формируется и проявляется его индивидуальный стиль деятельности, в целом вызревает интегральная индивидуальность личности.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Успешное развитие личности возможно только в социальной, культурной, природно-климатической среде определенной территории, что становится возможным при единстве целей, ценностей, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения отдельного человека, семьи.
Цели образования ребенка дошкольного возраста
1. Воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.
3. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
4. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Реализация целей образовательной программы осуществляется через:
- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города (села), Свердловской области;
- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;
- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:
· детско-взрослые проекты (дети – родители - педагоги)как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
· мини-музеи, выставки, экскурсии, детское портфолио, кейсы, акции (природоохранные, социальные) и т.д.;
· кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители);
· клубные формы работы с родителями и детьми;
· формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, поликлиника, музей, планетарий, ботанический сад, станция юннатов, станция юных техников, дом культуры, театр, филармония, дом фольклора, зоопарк, дендрарий, спортивный комплекс, стадион, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и др.): экскурсии, целевые прогулки, гостевание, культурно-досуговая деятельность, совместные акции, проекты (на основе договора о сотрудничестве, плана совместной образовательной деятельности), конкурсы, фестивали, соревнования, дни здоровья.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержательный раздел представлен:
- содержанием образования по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
- описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания образовательной программы.
Содержание образовательной программы направлено на расширение и углубление содержания обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования, отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал образования с учетом этнокультурных особенностей.
Представленный содержательный материал образовательной программы может выбираться и реализовываться взрослыми в соответствии с возрастными особенностями ребенка, готовностью и проявлением его интереса к той или иной тематике. При этом в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые обращают особое внимание на развитие представлений ребенка о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица), в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает осваивать представления о родном городе (деревне, поселке), родном крае и родной стране. Взрослый может выделить несколько тематических блоков, работа по каждому из которых будет тесно связана друг с другом.
Важная роль в развитии интереса дошкольников к родному краю принадлежит не только педагогу, но и родителям. Взрослым необходимо вместе с ребенком обсуждать доступные для его понимания события, происходящие в городе (селе), крае, поддерживать интерес ребенка