Тема 17. Культура исламского мира.
План
1. Исторические условия возникновения ислама.
2. Основные идеи и ценности исламской культуры.
3. Обязанности мусульманина и образ жизни.
Тема 18. Русская культура домонгольского
Периода (Х – начала XII вв.)
План
1. Зарождение российской цивилизации. Христианизация Руси.
2. Становление древнерусской культуры в Киевской Руси
(Х – начала XII вв.).
а) Менталитет человека Киевской Руси;
б) Книжность и знания в культуре Киевской Руси;
в) Устная языковая культура и литература в Киевской Руси;
г) Древнерусская архитектура;
3. Развитие культуры в период феодальной раздробленности (XII – начало XIII вв.)
Тема 19. Русская культура времен становления и укрепления единого государства (XIV-XVI вв.)
План
1. Духовное возрождение Руси в XIV-XV вв. Развитие литературы.
2. Архитектура в XIV-XV вв.
3. Высшие достижение древнерусской живописи. Творчество Ф. Грека и А. Рублева.
Тема 20. Русская Культура XVII в.
План
1. Новые тенденции в развитии культуры XVII в.
2. Религиозная реформа патриарха Никона, ее влияние на духовную жизнь
3. Русская культура на пороге Нового времени:
а) Школа и просвещение;
б) Научные знания;
в) Общественная мысль и публицистика;
г) Литература;
д) Зодчество и живопись.
Тема 21. Петровские реформы в области культуры.
План
1. Общая направленность преобразований первой четверти XVIII в.
2. Церковная реформа.
3. Реформы в области образования. Создание светской школы.
4. Развитие книжного дела. Просвещение.
5. Развитие научного знания.
6. Художественная культура и изобразительное искусство.
7. Новые явления в общественно-культурной жизни, бытовом укладе.
Тема 22. Русская культура XIX века.
План
1. XIX век как социокультурная эпоха.
2. Тип человека и русский менталитет XIX века.
3. Литература XIX века: духовно-нравственные уроки классики.
Тема 23. Культура “Серебряного века”
План
1. Серебряный век – как социокультурная эпоха.
2. “Серебряный век” и религиозно-философский Ренессанс.
3. Художественная культура “Серебряного века”.
Тема 24. Культура советского периода.
План
1. Сущность культуры советского периода.
2. Тоталитаризм в культуре и культура тоталитаризма.
3. Художественное инакомыслие и его роль в культурной борьбе.
4. Cоциокультурная эпоха шестидесятых: новая ступень в жизни общества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой
культуры. Наследие Запада. М., 1998.
2. Античность как тип культуры. М., 1988.
3. Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретация культуры. СПб, 1997.
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
5. Балакина Т.И. История отечественной культуры. ч. 2. М., 1994
6. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
7. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
9. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
10. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990
11. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. гл. I, II, VIII, IX.
12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
13. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
14. Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.
15. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1990.
16. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.
17. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.) М., 1960.
18. Булгаков С. Философия хозяйства. М., 1990.
19. Буриан Я, Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.
20. Быт и история в античности / под ред. Кнабе Г.С. М., 1988
21. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.
22. Введение христианства на Руси. М., 1987.
23. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
24. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.
25. Викторов А.Ш. История русской культуры. М., 1997.
26. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
27. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб., 1995.
28. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
29. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1886.
30. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
31. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк ХХ в. // История мировой культуры. М., 1989. С. 210-319.
32. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
33. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.
34. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.
35. Древние цивилизации /под ред. Бонгард – Левина Г.М., 1989.
36. Древности славян и Руси. М., 1988.
37. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.
38. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
39. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 2000.
40. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986.
41. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской культуры. М., 1992, ч.II, гл.1.
42. Ионов И.Н. Российская цивилизация (IX-начало XX вв.). М., 1995.
43. Ирвинг В. Жизнь Мохаммеда. Минск, 1995.
44. История древнего мира. Упадок древних обществ. Под ред. Дьякова И. М., Нероновай В. Д., Свенцицкой И.С. М., 1989
45. Как была крещена Русь. М., 1988.
46. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994
47. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.
48. Кнабе Г.С., Протопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998. с. 89-210.
49. Конфуций. Я верю в древность / сост. Перевод Н.И. Семененко. М.. 1998.
50. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.
51. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1988.
52. Куликов В.С. Китайцы о себе. М., 1988.
53. Культура Возрождения и общество. М., 1996.
54. Культура Древнего Рима / под. ред. Голубцова Е.С. М., 1986.
55. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
56. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989.
57. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.
58. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
59. Лихачев Д.С. Поэтика Древнерусской литературы. М., 1979.
60. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
61. Лосский Н. История русской философии. М., 1990. с. 112.
62. Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда. М., 1992. (Раздел: «Человек отменяется»).
63. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1984.
64. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.
65. Массэ А. Ислам. М., 1982.
66. Мень А. История религии. Т. II. М., 1991. Гл. 14.
67. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. М., 1987.
68. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
69. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII в. М., 1984.
70. Немировский А. И. Этруски: от мира к истории. М., 1983.
71. Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1988.
72. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды // Наука и религия. 1990 № 1-2.
73. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1994.
74. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
75. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
76. Очерки русской культуры XVII в. М., 1979, Ч. 1-2.
77. Очерки русской культуры XVIII в. М .1985-1990. ч .1-4
78. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., МГУ, 1999.
79. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мохаммеда. М., 1990.
80. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984
81. Петров М.К. Античная культура. М., 1997.
82. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1987.
83. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983.
84. Разумович И.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.
85. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.
86. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.
87. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации. М., 1994.
88. Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1983.
89. Словарь античности. М., 1991.
90. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
91. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.
92. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
93. Христианство. Энциклопедический словарь. т. I-II. М., 1992.
94. Христианство. Энциклопедический словарь. т. III. М., 1995.
95. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
96. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.
97. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М., 1994
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - приспособление человеческих сообществ, социальных групп к меняющимся социальным, культурным условиям посредством изменения стереотипов поведения, норм, ценностей, образа жизни.
АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс взаимовлияния, приспособления культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично усваивает культурные элементы другой группы.
АКСИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ -учение о ценностях культуры определяющих направленность человеческой жизни.
АЛЛЕГОРИЯ (от греч.allegoria-иносказание)- изображение отвлеченной идеи посредством образа. Смысл между идеей и образом устанавливается по аналогии или сходству (например, правосудие-богиня с весами в руках). Смысл аллегории в отличии от многозначного символа всегда однозначен.
АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ – мировоззрение, которое рассматривает Америку центром новой мировой культуры, в рамках американоцентристской концепции Европа и другие страны рассматриваются как плацдарм для укоренения американской культуры.
АНИМИЗМ - представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет свой дух, душу, одухотворение сил и явлений природы.
АНТИЧНОСТЬ - период в истории европейской культуры (2 тыс. до н.э.- 5 век н.э.), который характеризует специфику социокультурного и политического развития Древней Греции и Рима.
АНТРОПОЛОГИЯ – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих расс и вариациях физического строения человека.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - принцип абсолютизации роли и места человека, его неограниченной активности в мире.
АРТЕФАКТ– термин, заимствованный из археологии, обозначающий любой искусственный предмет, объект, идею, образ.
АСКЕТИЗМ - 1. религиозно-мистическое учение, проповедующее самоотречение, борьбу с телесными потребностями как средство нравственного совершенства. 2. Крайняя степень отказа от житейских удовольствий.
БАРРОКО (буквально вычурный) - художественный стиль конца XVI середины ХVII вв., отличавшийся декоративной пышностью и живописностью, утверждавший безграничность и вечную изменчивость мира.
БОДХИСАТВА - в буддизме наставник, совершенное существо, образец для других, ведущий их по пути нравственности. Совершенная личность, заслужившая вечное блаженство, но добровольно отказавшаяся от него и возвратившаяся на землю ради помощи людям в их нравственном совершенствовании. В этой буддистской традиции видны явные аналогии с позднейшим образом Христа.
БУДДИЗМ - одна из трех мировых религий, возникшая в VI - V вв. до н.э. В Индии. В центре буддизма учение о "четырех благородных истинах": существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Отсутствует вера в Бога как творца.
БЮРГЕР - в средневековой культуре название горожанина.
ВАГАНТЫ - в средневековой западной Европе бродячие нищие студенты, исполнители пародийных песен антиаскетического, антицерковного характера.
ВАРНА - каждая из четырех сословных групп Индии (жрецы, воины, ремесленники и торговцы, слуги). Главный критерий этого деления общества социальное положение. Подобное деление общества освещалось религиозной традицией. Например, самая уважаемая варна (брахманы - жрецы) т.к. они произошли из уст верховного Божества Брахмы. Главное отличие от касты социальный принцип разделения общества. Касты более замкнутые общественные группы, выделяющиеся по религиозному, этническому, профессиональному признаку.
ВАССАЛ - 1. в средневековой Европе землевладелец, который за получение земельного надела служил господину.
2. зависимое лицо.
ВЕДЫ- памятники древнеиндийской литературы (к. II - н. I тыс. до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке, сборник гимнов, жертвенных формул.
ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ– процесс заимствования ценностей западной культуры народами, которые исторически не принадлежат западной цивилизации.
ВОЗРОЖДЕНИЕ- период в истории Европейской культуры (ХI в.), связанный с попыткой возрождения античности (идеалов н ценностей культуры Греции и Рима) и критикой средневекового образа жизни. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антицерковный характер, возвеличивание роли человека. Идеологией Возрождения стал атеизм. В. началось в элитарных кругах итальянского общества.
ГАРМОНИЯ– эстетическая категория, возникшая в греческой культуре и обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.
ГЕДОНИЗМ – этическое учение, согласно, которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.
ГЕНЕЗИС – процесс образования и становления, какого – либо явления.ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по рассовым, национальным, этническим, религиозным признакам. Умышленное создание условий жизни, рассчитанных на полное или частичное уничтожение.
ГЕРМЕНЕВТИКА– наука, изучающая разные интерпретации текстов и их понимание.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМННОСТИ- совокупность проблем человечества (экологическая, демографическая, кризиса человеческой духовности и др.) от решения которых зависит сохранение и выживание современных культур и цивилизаций.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ- процессы, связанные с объединением наций в мировую систему в связи с развитием СМИ, увеличением роли культурных контактов. Г.К. имеет положительные и отрицательные стороны. Усиливающееся взаимодействий между культурами позволяет обмениваться опытом, но распространение одинаковых культурных образцов по всему миру может привести к уничтожению самобытности культур. Глобализацию культуры следует отличать от культурного империализма, который представляет господство развитых стран в различных сферах и принудительное внедрение западных ценностей.
ГУМАНИЗМ– система идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее господству церкви, связано с изучением сочинений античных авторов.
ДАОСИЗМ- религиозно-философская система, возникшая в Китае 6-5 вв. до н.э. Основная категория Дао - (Бог, путь, разум, закон, смысл) т.е. основной принцип, согласно которому существует все без исключения. Основатель Лао-цзы.
ДЕКАДАНС- общее обозначение кризисных явлений в искусстве, литературе, культуре. Характеризуется оппозицией к общепринятой морали.
ДЖАЙНИЗМ- одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. Джайнизм воспроизводит основную идею индейской культуры о перерождении души и воздаяние за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений. Джайнизм утверждает принцип не причинения вреда живым существам. Не зависимо от варны, касты каждый мог стать джaйном и избавиться от бесконечных перерождений. В этом новизна джайнизма, поскольку существовавшие до джайнизма и буддизма религии обещали спасение только избранным (брахманам - жрецам).
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ- процессы, связанные с изменением культуры во времени и пространстве в результате внешнего или внутреннего воздействия. Например, заимствования в сфере материальной и духовной культур, реформы, войны, торговые контакты являются источниками изменений.
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ- распространение особенностей, свойств данной исторической культурой на другие культуры.
ДИССИДЕНСТВО(от лат. Dissidens - несогласный) - в государствах где государственной религией является католицизм, не придерживающихся его христиан называют диссидентами. В широком смыслы диссиденство - инакомыслие.
ЕВРАЗИЙСТВО- идейно-политическое и философское течение российской мысли, отстаивающее идею самобытности России. Русская культура несводима ни к западной, ни к восточной модели, ни к их механической сумме. Это особый, самостоятельный культурный комплекс, способный соединить Запад и Восток Представители: Л.П.Карсавин, Л.Н. Гумилев, С.Н. Трубецкой.
ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ- мировоззренческая установка, согласно которой Европа - образец и идеал «нормального», закономерного развития, центр мировой культуры и цивилизации, противостоящая неразвитому» восточному миру. Целью данной установки является проникновение европейской цивилизации во все регионы мира и ее господство.
ЕРЕСИ- религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение со стороны церкви н власти.
ЕССЕИ- религиозное течение Палестины II в. до н.э. - I в до н.э. Его идеи связаны с иудаизмом и христианством и проведением на практике коммунистических принципов в жизни общины.
ЗАПАД И ВОСТОК – парная категория, выражающая двойственность, противоположность всемирной культуры. Это условная смысловая конструкция используется в культурологии для типологии мировой культуры. З. и В. – это принципиально отличимые друг от друга, противоположные культурные модели. Западный тип культуры возник в древней Греции, Риме и Западной Европе, характеризуется рационализмом, прагматизмом, индивидуализмом. Восточный тип культуры характеризуется преобладанием мистических, мифологических и религиозных компонентов.
ЗАПАДНИЧЕСТВО- одно из направлений русской общественной мысли в России, отвергающее самостоятельный характер российской культуры. Образцом и идеалом культурного развития считается Запад. Представители: П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, П.Н. Милюков.
ЗНАК– это материальный предмет, явление, событие, которое передает, хранит информацию.
ЗОРОАСТРИЗМ- религия древних иранцев. Для нее характерно представление о противостоянии двух вечных начал добра и зла, борьба между которыми является содержанием мирового процесса, вера в конечную победу добра. Название религии связано с именем пророка Зороастра, составившего древнейшую часть главной книги зороастризма «Авесту».
ИЕЗУИТИЗМ- религиозно-политическое движение, орден иезуитов, служивший католической церкви, для подавления инакомыслия, строго защищавший принципы римской католической церкви. Лозунг иезуитов «цель оправдывает средства». Поэтому в деле защиты католичества оправданы шпионаж, убийство, любое преступление. В переносном смысле - это коварный, двуличный, лицемерный человек, способный ради своих целей на любое вероломство.
ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу.
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ- грамота об отпущении грехов, выедаемая католической церковью за деньги от лица римского папы.
ИНКВИЗИЦИЯ- судебный трибунал католической церкви. Возникла в ХШ в. для борьбы с ересью, подчинялась непосредственно римскому папе. Опиралась на систему доносов, шпионажа, пыток. Упразднена в XIX в.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - процесс освоения человеком новых черт и содержания культуры своего общества, мировоззрения, культурных образцов, стереотипов поведения.
ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - впервые появляющиеся в данной культуре институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.
ИСИХАЗМ - мистическое течение, возникшее в Византии. Основные положения этико-аскетического учения единения человека с Богом связаны с очищением сердца слезами, самососредоточением.
ИУДАИЗМ - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1 тыс. до Н.э. В Палестине, среди евреев. Основные положения: вера в единого Бога, приход Мессии, богоизбранность еврейского народа.
КАНОН - система правил, норм, господствующих в искусстве в определенный период в художественном направлении.
КАСТА - 1) В Индии деление общества по профессиональному, религиозному, этническому признаку. Касты объединяются на основе идеи общего происхождения, заключение браков разрешается только внутри своей касты. Главная функция этого явления сохранение, передача традиций касты, что обеспечивает ее стабильность.
2) В переносном смысле каста - замкнутая общественная группа.
КАТОЛИЦИЗМ - одно из основных направлений в христианстве, христианство Западной Европы, возникшее в 9-11 веке в результате распада христианской церкви. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Особенности католичества -это подчеркнутое противопоставление между клиром и мирянами, признание непогрешимости римского папы.
КИЧ ( от немецкого- халтурить, создавать низкопробные произведения, делать дешевку; от английского для кухни) – специфическое явление, относящееся к нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно- эстетической ценности и перегруженного примитивными, расчитанными на внешний эффект деталями.
КЛАССИЦИЗМ - стиль направления в литературе, искусстве ХУН XIX вв., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основан на представлениях о разумной закономерности мира.
КОНТКУЛЬТУРА – ( от латинского – против) – направление развития современной молодежной культуры, противостоящее культуре постиндустриального общества и его культурным ценностям, отказ от стереотипов, моральных норм и идеалов, стандартов массовой культуры.
КОНФУЦИАНСТВО - религиозно-философская система, возникшая в Китае в 6 в. до н.э., которая обосновала такие категории как долг и сыновняя почтительность. Утверждает авторитет старших в семье, власти в государстве. Учение разработало идеал «благородного мужа», который, прежде всего, думает о долге.
КРЕАЦИОНИЗМ– ( лат. – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ - противоречия между исходными принципами Европейской культуры, такими как индивидуализм, активность, свобода, частная собственность и ее состоянием. Изначальное и современное понимание этих принципов составляет суть кризиса. Например, абсолютизация принципа индивидуализма приводит к эгоизму в отношениях между людьми, к антисоциальным явлениям в обществе и государстве.
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - процесс зарождения материальной и духовной культуры.
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - область антропологии (наука о человеке), основанная на сравнительном методе изучения различных культур, применяющая методы археологии, этнографии, психологии и лингвистики. К.А. предполагает подход к культурам, основанный на сравнительных исследованиях, т.е. на сопоставлении различных культур в различные исторические эпохи.
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА - система ценностных отношений социальной общности, ее представления о времени, пространстве, мироздании, которые отличают одну культуру от другой. Совокупность представлений о мире с точки зрения собственной культуры ( например: картина мира средневекового человека).
КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ (от латинского expansia распространение) - политика распространения и навязывания своих ценностей. Например, продукция СIПA вытесняет культурную продукцию в сфере потребления отечественной культуры и массовых художественных предпочтений. Особенно ярко следы этого явления заметны в рекламе, которая захлестнула российские экраны. К.э. осуществляется, прежде всего через распространение фильмов, компьютерных программ, пропагандирующих западноевропейский и американский образ и стиль жизни и сопутствующих им ценностей. К.э. следует отличать от культурного империализма, суть политики которого связана с целенаправленным подавлением самобытности культур, доказательствами их отсталости по сравнению с европейской и американской.
КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - придворное рыцарское направление в европейской литературе XII-XIV вв., прославляющее даму сердца, воспевающее придворный этикет.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене.
ЛЕГИЗМ - политико-философское учение Китая, возникшее в 7-6 вв. до н.э., провозгласившее закон основной категорией, необходимой для порядка общества. Утверждает принцип наказания за малейшее его нарушение.
ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ - несвязанные друг с другом культуры, имеющие ограниченное местное (локальное) значение.
МАГИЯ - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность изменения мира с их помощью.
КАТОЛИЦИЗМ – одно из основных направлений в христианстве, христианство Западной Европы.
КЛАССИЦИЗМ – стиль направления в литературе, искусстве XVII – XIX в.в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ – подавление самобытности других культур, навязывание своих ценностей.
МАГИЯ - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность изменения мира с их помощью.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - явление культуры ХХ в., связанное с удовлетворением сиюминутных запросов людей, ориентированная на каждодневное потребление, усредненного человека, не связанная с духовными поисками народа. Антипод подлинной культуры. Массовая культура носит коммерческий характер. Основные жанры: комиксы, «мыльные оперы», ток-шоу и др. М.К. характеризуется также широким охватом аудитории.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - взаимодействие, проникновение, перенос отдельных элементов из одной культуры в другую, связанный с взаимопониманием и не пониманием культур.
МИНИЗИНГЕРЫ, МЕНЕСТРЕЛИ - странствующие народные певцы поэты в средневековой Франции, Англии, Германии.
МИСТЕРИЯ– 1. у древних греков и римлян, на древнем Востоке тайные, религиозные церемонии.
2. в средневековой Европе религиозные драмы, часть религиозного культа, первоначально разыгрывающаяся в церкви, а затем на городских площадях.
МИФ- 1. история о богах и героях.
2. способ осмысления действительности, возникающий на ранних стадиях общественного развития, проявляющийся в очеловечивании природы.
З. воображаемая реальность.
МОДЕРНИЗАЦИЯ - 1. Изменения, усовершенствования, отвечающие современным вкусам.
2. Кардинальное изменение социальных институтов, образа жизни, охватывающие все сферы общества путем реформ.
МОНОТЕИЗМ - система религиозных верований, основанная на представлениях о едином Боге.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - учение о формах, в которых выступает культура.
МОДЕРНИЗАЦИЯ - 1. Изменения, усовершенствования, отвечающие современным вкусам; 2. Кардинальное изменение социальных институтов, образа жизни, охватывающие все сферы общества путем реформ.
МОНОТЕИЗМ – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - культура исторически сложившейся общности людей, объединенных языком, территорией, традицией, материальным, социальным и духовным творчеством.
НАЦИОРЕНЕССАНС - современный глобальный феномен повсеместного оживления национального самосознания, деятельного стремления народов к государственному суверенитету и культурному самоопределению.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - самый крупный по времени (продолжался около 3 тыс. лет) и последствиям для человечества переход от культуры охотников и собирателей к земледельческому обществу, от бродячего к оседлому образу жизни. Привела к появлению письменности, городов и цивилизации.
НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО - религиозно-политическое течение в России к XIV - XVI вв., приверженцы которого выступали против приобретения земельных и др. ценностей церковью, т.к. это противоречит идеалам Евангелия;
НОРМА - образец правильного поведения с точки зрения собственной культуры.
ОБРЯД– традиционное действие, сопровождающее важные периоды жизни индивида, социальной группы, общества.
ОБЫЧАИ - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками и воспроизводимый в неизменном виде в течение длительного исторического периода.
ОБМИРЩЕНИЕ - проникновение в культуру светских начал.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - философское понимание истории и культуры человечества, которое утверждает уникальность каждой культуры, сравнивает ее с живым организмом.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ - твердый последователь, приверженец традициям, основам какого-либо учения, исключающий даже незначительные отклонения
ОБМИРЩЕНИЕ- проникновение в культуру светских начал.
ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ – культуры, возникшие в Китае, Индии, на Западе между 800 и 200 гг. до н.э. и определившие духовное направление человечества.
ОСИФЛЯНЕ (ИОСИФЛЯНЕ) – религиозно-политическое течение на Руси конца XV – начала XVI в.в. Защищали право церкви на землевладение. Разработали учение о необходимости и божественности царской власти.
ПАНТЕОН - совокупность богов того или иного культа.
ПАССИОНАРИИ - люди с избытком энергии, которые направляют ее на переустройство мира.
ПАНТЕИЗМ - религиозно-философское учение отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.
ПОЛИС - город - государство в Древней Греции и Риме, состоящее из города и примыкающей к нему территории.
ПОЛИТЕИЗМ - многобожие.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – широкое культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистские умонастроения это разочарование в идеалах и ценностях Возрождения Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Постмодернизм отождествляют с «усталой» эпохой. Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира, на отдельные фрагменты, эта эстетика антисистематична, адогматична, разрушает систему символических противоположностей старое – новое; высокое - массовое; научное - обыденное и т.д. Методы П. – это компиляция и цитирование, игра и ирония, коллаж.
ПРОСВЕЩЕНИЕ - идейное течение Европы (18 в.), которое выступало за установление «царства разума», основанное на «естественном равенстве», выступавшее за политическую свободу, равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний.
ПРОТЕСТАНТИЗМ - одно из трех главных направлений христианства, возникшее в Европе в ХУI в. в ходе Реформации, которое признает правомерность только Священного писания, отрицает посредническую роль священников, утверждает идею Божественного предопределения.
РАСКОЛ - религиозно-общественное событие России в середине XVII в. Поводом стала реформа патриарха Никона, направленная на исправление богослужебных книг по греческим образцам. В ходе раскола решался исторический вопрос. Истинно ли православно русское царство? Исполняет ли русский народ свое спасительное призвание?
РАСИЗМ– мотивированные мифическими биопсихическими преимуществами концепция и практика превосходства одной расы над другими.
РЕФОРМАЦИЯ - широкое, общественное антикатолическое движение в Европе, направленное на изменение католической церкви, начавшееся в XVI в. в Германии.
РИТОРИКА - наука об ораторском искусстве, предмет изучения в средневековой Европе, обучающий состязаться в мастерстве ритора (оратора).
РИТУАЛ – тип символического, упорядоченного поведения, выражающий социокультурные ценности.
РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление в Европейской культуре XVIII-XIX в. Характерно разочарование в идее прогресса и подчеркивание роли творческой личности. Вместо просветительской формулы «гражданин и общество» провозгласили «человек и вселенная». Термин возник от слова «роман» и подразумевал преувеличенную роль субъективного начала, художественного вымысла. Исходной позицией для всех участников романтического движения являлось неприятие действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал.
САГИ - жанр европейского средневекового героического эпоса VIII- XIII в.в. особенно развившийся в Ирландии и Исландии. Скандинавские саги рассказывали о древних конунгах (полководцах), смелых викингах. Наиболее распространенные темы: военные подвиги, сватовство, плавание в чудесную страну. Нередко саги возникали на основе реального исторического события «Песнь о Нибелунгах» и оказывались под влиянием устной народной традиции.
СЕМИОТИКА – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - течение в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII-XIX в., которое объявило основой исторической природы не разум, а чувства.
СИМВОЛ - образы, воплощающие какую-либо идею, имеющие особое значение в культуре.
СИНКРЕТИЗМ - нерасчлененность, смешение, слияние разнородных элементов. Например, в первобытности взаимосвязаны материальная и духовная культуры. Без благоприятного предзнаменования первобытный человек не отправлялся ни в поход, ни на войну, ни на охоту.
СИНТОИЗМ - национальная религия японцев, которая провозглашает культ природы, многобожие, одушевление природы.
СКАЛЬД - норвежские, исландские поэты 9-13 вв. Основная тематика хвалебные песни, хулительные стихи.
СКРИПТОРИИ - мастерские при монастырях в Западной Европе, в которых переписывали книги.
СЛАВЯНОФИЛЫ - течение русской общественной мысли 40-60 гг. XIX в. выступали с обоснованием особого отличного от Западной Европы пути исторического развития России, которое связывали с крестьянской общиной и православием, как единственно истинным христианством. Славянофилы противостояли западникам. С их точки зрения, русскому культурно-историческому типу в отличие от Запада, где господствует бездуховность, присущи религиозно-нравственное соборное начало. Главные представители: И.В. Киреевский, АС. Хомяков, И.С. и КС. Аксаковы.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - социологическое учение об исторических процессах, которые претерпевают явления культуры, искусства, философии и религии. Предмет С.К. - изучение общественных процессов, с точки зрения больших социальных групп. С.К. оценивает мир через призму интересов, мотивов, поступков, ценностных ориентаций больших социальных групп.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО - совокупность различного рода религиозных организаций, возникших в результате раскола православной церкви в середине ХУII в., отказавшихся признать духовную реформу патриарха Никона.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс освоения социальных и собственных культурных норм, продолжающийся на протяжении всей жизни человека.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - система социальных связей, но