Н.А. Бердяев об особенностях русской культуры
"Умопостигаемый образ" России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в "Русской идее" (1946). Русский народ характеризуется в ней как "в высшей степени поляризованный народ", как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия.
Противоречивость и сложность "русской души", и вырастающей из этого русской культуры; Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. Она есть "огромный Востоко-Запад". В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости, и даже катастрофичности. Русская культура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов – образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский) и, возможно, - полагал мыслитель, - "будет ещё новая Россия".
Основные идеи Ильина И.А.
К середине XX в. русская философская классика, включая и культурологическую мысль, сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса В.С. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом отрезке классической русской мысли занимает И.А. Ильин.
И.А. Ильин полагал, что ни один народ не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. "Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и предающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова". Общий смысл этой идеи заключается в том, что именно Россия исторически восприняла от христианства: в вере в то, что "Бог есть любовь. Вместе с тем русская духовная культура - порождение и первичных сил народа (сердце, созерцание, свобода, совесть), и выращенных на их основе вторичных сил, выражающих волю, мысль, форму и организацию в культуре и в общественной жизни". Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности представляет в его описаниях в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается послепетровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в.
Роль русских мыслителей в культурологии
Значительный вклад русских мыслителей открывавших для нас проблемы отечественной и мировой культуры во всей её сложности и глубине, навсегда останется в истории науки. При этом теоретический обобщающий взгляд на историю русской культуры показывает, что отсутствие границ между культурными и социальными явлениями в России, наложение друг на друга различных исторических этапов и тенденций, приводят к тому, что придает ей не только особый колорит, но и делает её изучение чрезвычайно неоднозначным, а значит – интересным, творческим, требующим неординарных, нестандартных подходов и решений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ
1. В XIX веке в русской философии появилось такое направление как западничество. Оно утверждало преимущество западной политической, культурной системы развития, и считало Запад идеалом для подражания. Кто был основоположником западничества в России?
а) Пушкин А.С.
б) Достоевский Ф.М.
в) Карамзин Н.М.
+г) Чаадаев П.Я.
2. Выберите правильное определение. Славянофилы – это
а) философское направление в западной философии, возникшее в ХХ веке;
б) интеллектуальное направление в русской философии, выступавшее за свободную от традиций личность;
+в) направление в русской философии, возникшее в XIX веке, выступавшее за самобытный путь развития России;
г) философское направление, отрицающее свободу личности.
3. Родоначальником органической школы в русской культурологии был:
а) Герцен А.И.
б) Кавелин К.Д.
+в) Данилевский Н.Я.
г) Хомяков А.С.
4. Хомяков А.С. в своей работе «О старом и новом», оценил место и роль России и западной Европы в мире. Какой историко – философской концепции соответствуют его идеи?
а) западникам;
+б) славянофилам;
в) волюнтаристам;
г) провиденциалистам
5. Мировоззренческая установка, утверждающая что идеалом для развития является западноевропейская культура называется:
а) марксизм;
+б) европоцентризм;
в) востокоцентризм;
г) детерменизм.
6. Бердяев Н.А. в работе «Русская идея», анализирует русскую историю. Он отмечает уникальные черты русского характера. Среди перечисленных характеристик, выберите верную:
а) отзывчивость и доброта;
б) открытость для общения и гостеприимство;
в) незлобие и грамотность;
+г) совмещение противоположностей.
7. Россия – это уникальная страна с уникальными традициями, это не Восток и не Запад. Евразийский ландшафт и долгое взаимодействие с кочевниками сформировали особый культурный уклад. Представителям какой идейно – философской мысли соответствует это утверждение?
+а) евразийство;
б) западники;
в) славянофилы;
г) сенсуалисты.
8. А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин – это представители:
+а) западно – либеральной концепции русской интеллектуальной мысли;
б) демократической модели русской философии;
в) славянофилов;
г) традиционалистов.
9. Киреевский И.В. считал, что в основе русской истории преобладают не юридические, а нравственны нормы. Укажите, что с точки зрения Киреевского И.В. было главной причиной этого:
а) влияние протестантизма;
б) влияние древнего античного мира;
в) влияние католичества;
+г) влияние православия принятого из Византии.
10. С.М. Соловьев анализируя русскую историю и культуру, считал что культурообразующий фактор для России это:
+а) православие;
б) отказ от традиций;
в) реформы Петра I;
г) реформа патриарха Никона.
11. В 1871 году в свет вышла книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Отметьте главные идеи этой книги:
а) утверждение приоритета восточной культуры;
б) отрицание самобытности китайской культуры;
в) критика волюнтаризма и детерминизма;
+г) отрицание европоцентризма и критика культурной антитезы «Восток - Запад».
12. В.С. Соловьев в своей работе «Три силы», противостояние культур Востока и Запада рассмотрел с точки зрения религиозного символизма. Выберите данные В.С. Соловьевым характеристики Востока и Запада.
а) Восток - мир традиций, Запад – мир инноваций;
б) Восток – царство деспотизма, Запад – царство свободы;
в) Восток – символ религиозности, Запад –символ рационализма;
+г) Восток – это бесчеловечный Бог; Запад – безбожный человек.