Феномен диссидентства в советской культуре

Шестидесятые создали новые связи между культурой и повседневностью, формируя иную политическую и нравственную культуру. Инакомыслие этого времени воплотилось в диссидентстве, которое имело ряд специфических черт. Оно создало новую социокультурную и политическую ситуацию в открытом поединке с системой. Диссидентство отказалось от идеализации культуры двадцатых и преодолело романтизм шестидесятников. Уроки культурного диссидентства показали, что одно отрицание вне национальной традиции и идеи не может быть позитивными. В этой связи необходимо отметить, что с середины 50-х годов, советская культура получила громадный импульс к творческому развитию, что проявляется и в последующие десятилетия. Советская культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре прошлого. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Исследование советской культуры

Исследование процессов развития художественной культуры 70-80-х годов только начинается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что гуманистические традиции русской литературы и искусства, которые стали возрождаться в годы ''оттепели'', не были прерваны и в последующие десятилетия, несмотря на сохранение административно-командных методов руководства художественной культурой. Они продолжали развиваться в лучших произведениях советских авторов, как признанных, так и официально не признанных.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Выберите религию восточных славян, которая оказывала влияние на их мировоззрение до принятия христианства:

а) синтоизм;

б) суфизм;

+в) язычество;

г) прозелитизм.

2. Во главе славянского пантеона богов был:

+а) Перун;

б) Зевс;

в) Нептун;

г) Юпитер.

3. В.О. Ключевский считал, что важными факторами, которые влияли на русскую культуры, были:

а) традиционный уклад жизни славян и межкультурные коммуникации;

б) языковой и коммуникативный факторы;

+в) природный и геополитический факторы;

г) политический и культурные факторы.

4. Князь Владимир принял православие и крестил Русь Византийским крестом. Выберите год, в котором Русь приняла православие.

а) 980 год;

+б) 988 год;

в) 945 год;

г) 950 год.

5. Во времена Киевской Руси был возник новый эпический жанр, который получил название:

а) саги;

б) руны;

в) мифы;

+г) былины.

6. В большей степени на культуру Киевской Руси в X- ХIV в.в. оказала влияние:

+а) Византийская культура;

б) западноевропейская культура;

в) китайская культура;

г) арабо – мусульманская культура.

7. Летописи – это:

+а) жанр древнерусской литературы в форме исторических свидетельств;

б) жанр древнерусской литературы в форме мифических былин;

в) жанр древнерусской литературы, основанный на юридических нормах;

г) юмористические произведения древней Руси.

8. В каком году турки – османы разрушили Византийскую империю?

+а) 1453 году;

б) 1543 году;

в) 1653 году;

г) 1465 году.

9. После какого исторического события стало возможно формирование идеологии Москва третий Рим?

а) разрушение Рима варварскими племенами;

б) строительство Петербурга;

+в) разрушение Константинополя турками и падение Византийской империи;

г) монголо-татарское нашествие.

10. Реформирование русской православной церкви в 17 веке связано с исторической личностью:

+а) патриарха Никона;

б) митрополита Филарета;

в) старца Филофея;

г) Ярослава Мудрого.

11. Главным социальным следствием реформирования русского общества Петром первым стало:

а) поднятие престижа церкви в обществе;

б) увеличение религиозного аспекта в образовании;

в) отмена сословий в русском обществе;

+ г) увеличение расколотости русского общества, разделение общества на «почву» и европеизированную элиту.

12. Главная цель церковной реформы Петра первого:

+а) подчинение церкви государству;

б) увеличение авторитета церкви;

в) создание теологического государства;

г) увеличение контактов с римской – католической церковью.

13. Основным предметом споров западников и славянофилов в XIX веке стал вопрос:

+а) о политической и культурной роли России и Запада в мире;

б) о превосходстве восточного типа культуры;

в) о новых методах в литературе;

г) о политических перспективах Китая.

14. Конец XIX - начало XX века в русской культуре описывают как религиозный ренессанс, создание новых литературных течений, бурная художественная жизнь. Этот период символически назвали:

а) золотой век;

б) бронзовый век;

+в) серебряный век;

г) поэтический век.

15. В советской культуре в 60 – е годы формируется феномен диссиденства, который можно охарактеризовать как:

а) политику согласия интеллигенции с культурной советской системой;

б) особый метод соцреализма;

в) религиозное инакомыслие в русской культуре;

+г) инакомыслие интеллигенции в условиях советской системы.

Наши рекомендации