Феномен диссидентства в советской культуре
Шестидесятые создали новые связи между культурой и повседневностью, формируя иную политическую и нравственную культуру. Инакомыслие этого времени воплотилось в диссидентстве, которое имело ряд специфических черт. Оно создало новую социокультурную и политическую ситуацию в открытом поединке с системой. Диссидентство отказалось от идеализации культуры двадцатых и преодолело романтизм шестидесятников. Уроки культурного диссидентства показали, что одно отрицание вне национальной традиции и идеи не может быть позитивными. В этой связи необходимо отметить, что с середины 50-х годов, советская культура получила громадный импульс к творческому развитию, что проявляется и в последующие десятилетия. Советская культура стала более открытой по отношению к мировой и отечественной культуре прошлого. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.
Исследование советской культуры
Исследование процессов развития художественной культуры 70-80-х годов только начинается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что гуманистические традиции русской литературы и искусства, которые стали возрождаться в годы ''оттепели'', не были прерваны и в последующие десятилетия, несмотря на сохранение административно-командных методов руководства художественной культурой. Они продолжали развиваться в лучших произведениях советских авторов, как признанных, так и официально не признанных.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Выберите религию восточных славян, которая оказывала влияние на их мировоззрение до принятия христианства:
а) синтоизм;
б) суфизм;
+в) язычество;
г) прозелитизм.
2. Во главе славянского пантеона богов был:
+а) Перун;
б) Зевс;
в) Нептун;
г) Юпитер.
3. В.О. Ключевский считал, что важными факторами, которые влияли на русскую культуры, были:
а) традиционный уклад жизни славян и межкультурные коммуникации;
б) языковой и коммуникативный факторы;
+в) природный и геополитический факторы;
г) политический и культурные факторы.
4. Князь Владимир принял православие и крестил Русь Византийским крестом. Выберите год, в котором Русь приняла православие.
а) 980 год;
+б) 988 год;
в) 945 год;
г) 950 год.
5. Во времена Киевской Руси был возник новый эпический жанр, который получил название:
а) саги;
б) руны;
в) мифы;
+г) былины.
6. В большей степени на культуру Киевской Руси в X- ХIV в.в. оказала влияние:
+а) Византийская культура;
б) западноевропейская культура;
в) китайская культура;
г) арабо – мусульманская культура.
7. Летописи – это:
+а) жанр древнерусской литературы в форме исторических свидетельств;
б) жанр древнерусской литературы в форме мифических былин;
в) жанр древнерусской литературы, основанный на юридических нормах;
г) юмористические произведения древней Руси.
8. В каком году турки – османы разрушили Византийскую империю?
+а) 1453 году;
б) 1543 году;
в) 1653 году;
г) 1465 году.
9. После какого исторического события стало возможно формирование идеологии Москва третий Рим?
а) разрушение Рима варварскими племенами;
б) строительство Петербурга;
+в) разрушение Константинополя турками и падение Византийской империи;
г) монголо-татарское нашествие.
10. Реформирование русской православной церкви в 17 веке связано с исторической личностью:
+а) патриарха Никона;
б) митрополита Филарета;
в) старца Филофея;
г) Ярослава Мудрого.
11. Главным социальным следствием реформирования русского общества Петром первым стало:
а) поднятие престижа церкви в обществе;
б) увеличение религиозного аспекта в образовании;
в) отмена сословий в русском обществе;
+ г) увеличение расколотости русского общества, разделение общества на «почву» и европеизированную элиту.
12. Главная цель церковной реформы Петра первого:
+а) подчинение церкви государству;
б) увеличение авторитета церкви;
в) создание теологического государства;
г) увеличение контактов с римской – католической церковью.
13. Основным предметом споров западников и славянофилов в XIX веке стал вопрос:
+а) о политической и культурной роли России и Запада в мире;
б) о превосходстве восточного типа культуры;
в) о новых методах в литературе;
г) о политических перспективах Китая.
14. Конец XIX - начало XX века в русской культуре описывают как религиозный ренессанс, создание новых литературных течений, бурная художественная жизнь. Этот период символически назвали:
а) золотой век;
б) бронзовый век;
+в) серебряный век;
г) поэтический век.
15. В советской культуре в 60 – е годы формируется феномен диссиденства, который можно охарактеризовать как:
а) политику согласия интеллигенции с культурной советской системой;
б) особый метод соцреализма;
в) религиозное инакомыслие в русской культуре;
+г) инакомыслие интеллигенции в условиях советской системы.