Основные направления развития китайской культуры
В основе китайской культуры уверенность в собственной правоте, авторитет древности. Из этого логично вытекают две основные цели, две направленности китайской культуры: бессмертие или долгожительство каждого человека и стабильность, долгожительство Китая как культурной общности в целом. Ради этих целей Китай шел и идет на любые жертвы по другим направлениям развития. И добивается весьма весомых успехов. Долгожительство Китая как культурного мира - реальный факт современности. За эти тысячелетия расцвело и сгинуло множество культур, а китайская жива и, несмотря на частичные изменения, остается сама собой.
Ради идеи личного долгожительства Китай не только разработал многочисленные методики физического, психического и нравственного аутотренинга, но и в годы Великих географических открытий даже организовал массовые, грандиозные морские экспедиции, но не ради алчности, а на поиски "островов бессмертия". Островов так и не нашли, но, судя по описаниям, монахи даосы умели и без всяких островов добиваться значительного и притом полноценного продления жизни.
Стремление к долгожительству и стабильности на уровне социума в целом в соединении с идеей культурного превосходства вело к постоянным попыткам создать и воссоздать, после кризисов, единое культурное пространство и единое государство. К этому же подталкивал сам факт образования китайского народа на основе покорения первоначально очень пестрого по этническому составу населения одной народностью - ханьской. В связи с этим возникал еще один вектор развития, направляющий стремление китайской культуры к созданию идеального справедливого социального порядка. А порядок этот при таком огромном и разнородном населении всегда представлялся проблемой, в разрешении которой китайская культурная традиция играла едва ли не ведущую роль.
Роль даосизма в культуре Китая
Два ведущих религиозно-философских учения Китая, даосизм и конфуцианство, несмотря на существенные отличия, с разных сторон обосновывают идею возможного и желательного порядка. Правда, на разных уровнях.
Даосизм определяет фундаментальные основания порядка на природном уровне и в человеческой душе, опираясь на принцип естественности этого порядка и поэтому иногда выступая оппонентом искусственной социальной упорядоченности. В силу этого даосские идеи часто служили опорой восстаний и социального брожения. Человеку позволено не все ради его собственного блага, он должен стремиться принять мир таким, каков он есть, тогда только возникает подлинное понимание мира и действия приносят действительно благие результаты. Эти общие основы китайского миропонимания по-разному проявляются в даосизме. Даосизм /основатель - Лао-Цзы / зарождается в 6 в. до н.э., но наибольшее распространение получает лишь в эпоху Тан, в VII-X вв. н.э. "Дао" это предвечное, бесформенное, неизменное начало и завершение всего. Это и естественный закон свободного стихийного развития Вселенной, которому должен следовать и каждый человек ради гармонии с миром. Все, что идет вопреки "дао", в конечном счете, обречено на провал. В "дао" и пред "дао" равны все, этим обеспечивается единство мира. Поэтому предварительным условием действия, если оно нужно, является безмятежное, углубленное созерцание, отрешение от эгоизма собственного "Я".
Роль конфуцианства в культуре Китая
Конфуцианство больше интересует нравственная основа общественного устройства,и оно стремится к тщательно разработанной системе социальной гармонии. Но принципиальное сходство и интенция к упорядоченности жизни позволили двум течениям в основном мирно сосуществовать на всем протяжении китайской истории, дополняя друг друга и составляя внутреннюю альтернативу культурного мира китайца. Попытки так называемых легистов, законников, создать третье направление, доводящее стремление к социальному порядку почти до европейской идеи равенства всех, кроме императора, перед властью формального закона, оказались несовместимыми с китайскими представлениями о естественно-нравственном пути к гармонии.
Для Конфуция /551-497г до н.э./ естественное - это не космический закон, который его мало интересовал, так же как Будду и Сократа, а нравственное начало в человеке. Эта естественность основана на принципе семьи, включающем и единство, и равенство в определенных отношениях и иерархию, соподчинение. На этом строятся и межчеловеческие отношения и отношения в обществе. Такое подчинение не связано с господством, а с разделением ролей в заботе об общем благе.
Ценности конфуцианства
Высший, даже император, нарушающий свой долг, автоматически лишается морального права на верховенство. Исходя из этого, в Китае достаточно регулярные крестьянские восстания служили своеобразной формой реальной демократии, ограничивающей власть правителей. Теоретически это связано с учением об "исправлении имен ". Правильная жизнь - это жизнь "по понятиям", когда правитель - это действительно мудрый и справедливый отец всего общества, отец семейства – действительно отец, правда - это правда, а ложь – это ложь, каждый знает свое место и роль и соответствует своему понятию.
Тут явная перекличка с идеями Платона и Гегеля. Но время от времени все стихийно искажается, запутывается в мире, и тогда надо снова все расставлять по местам для восстановления гармонии. Таким образом, порядок по Конфуцию - не застой и деспотия, в циклы его развития включается периодическая необходимость восстановления соответствия нравственным основам. Именно они - высший критерий и мера порядка. Хотя исходной в конфуцианстве, как и в даосизме, тоже является воля Неба, но она трактуется не столько как природный закон, сколько как высшая духовная сила, моральный закон "дао".
Человек от природы наделен нравственным потенциалом, и жить в согласии с природой - это значит и в согласии с собой.Благой муж живет по идеалам добра, справедливости и по закону - "жэнь", закону человечности. Принцип почтительности как сыновний долг и закон социальной иерархии – это основа ценностей конфуцианства. Признак благородства - думать о своем долге, а не о правах, в этом резкое различие с европейской культурой Нового времени. Важнейшие средства достижения блага - музыка и ритуал, упорядочивающие мир и человеческую душу.