Основные ценности гуманистов и протестантов

Возрождения и Реформации – это эпохи кардинальной смены ценностей, время по переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое многие исследователи называют ''культурным переворотом''. В результате распространения новых идей гуманистов, реформаторов появляется новая картина мира. В центре которой, самодействующий человек, полагавшийся на собственный разум, опыт, знания и умения. Он сам изменяемый мир и природный и Божественный. В эти эпохи формируется новое отношение к Богу – у гуманистов бесконечно возвышающее человека. Протестанты – унижают человека, но через личную веру оставляющего надежду на личное спасение. Новое отношение человека к самому себе – у гуманистов сформированное Рабле: ''Делай, что хочешь, – твори добро''. В протестантизме оформилось в двух девизах: ''личного спасения'' и '' всеобщей полезности людей друг другу''.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Выберите верную характеристику Возрождения:

+а) это период в истории европейской культуры, характеризующийся возрождением античных идеалов;

б) это период европейской культуры, характеризующейся религиозным возрождением;

в) это время забвения живописи, искусства, литературы, науки;

г) это период исторического провала, безвременья между античностью и средневековьем.

2. В переводе с латыни Ренессанс означает:

а) Упадок;

б) Деградация;

в) Застой;

+г) Возрождение.

3. Какие итальянские художники творили в эпоху Возрождения:

а) Моне К., Матис А., Ренуар О., Мане Э.

б) Гоген П., Ван Гог В., Коро М.

+в) Л. да Винчи, Рафаэль, Микеланджело;

г) Дюрер А., Рембранд.

4. Идеалом гуманистов была личность:

а) подчиненная церковным канонам и традициям;

б) утонченная в совершенстве, знающая придворный этикет;

в) безрелигиозная, беспринципная, аморальная;

+г) свободная с безграничными познавательными возможностями.

5. Культурные истоки Возрождения это:

+а) античность и средневековое христианство;

б) античность и неоплатонизм;

в) традиционные и нетрадиционные восточные культы;

г) античность и мистический иудаизм.

6. В какой европейской стране начинается Реформация:

а) в Польше;

+б) в Германии;

в) во Франции;

г) в Италии.

7. Идейным лидером Реформации, инициатором реформирования католической церкви в Германии был:

а) И. Лойола;

б) Т.Торквемада;

в) Т. Компанелла;

+г) М. Лютер.

8. Индульгенция это –

+а) грамота о прощении грехов, выдаваемая католической церковью;

б) грамота о праве передачи наследства;

в) расписка, выданная сюзереном (господином) своему вассалу (слуге);

г) грамота, дающая право собственности.

9. В результате реформирования католичества в Европе появилось новое религиозное течение:

а) методисты;

б) мормоны;

+в) протестанты;

г) покаянники.

10. Какая идея не имеет отношения к протестантизму:

а) протестанты выступают против священства;

б) протестанты за дешевую церковь без икон, без пожертвований;

+в) богослужение должно быть на латыне;

г) богослужение должно происходить на родном национальном языке.

Европейская культура Нового и Новейшего времени.

Эпоха Просвещения XVIII

XVIII в. называют эпохой Просвещения. Рационалистические концепции просветителей во многом определяют характер культуры XVIII в. Они проявляются и в принципах организации производства, и в политике (внешней и внутренней) государств, и в становлении правовых институтов, и оформлении политических партий, и в развитии искусства. Именно просветители явились идеологами Великой французской революции, завершившей процесс переоценки культурных ценностей, начатый гуманистами эпохи Возрождения. Деятели эпохи Просвещения Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Дж.Локк выступали за политическую свободу и равенство всех граждан. Большое значение деятели эпохи отводили распространению знаний и воспитанию человека, основанного на рационализме. Они считали, что главная причина социальных бедствий и потрясений – человеческое незнание.

4.6.2. Европейская культура в XIX веке.

Век просвещения завершился провозглашением лозунга ''Свободы, Равенства и Братства'', но последовавшее за ним столетие, казалось, прилагало неимоверные усилия, чтобы не оставить ни малейшей иллюзии в возможности претворения этих лозунгов в жизнь.

Начало Великой французской революции встретило одобрение многих выдающихся деятелей европейской культуры, но после революционный террор 1793 г. заставил отшатнуться от чудовищных средств борьбы за идеалы, казавшиеся вначале справедливыми и гуманистичными.

XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей. Революции в Европе заставляли, многих усомнится в ценностях эпохи Просвещения.

Наши рекомендации