Основные ценности гуманистов и протестантов
Возрождения и Реформации – это эпохи кардинальной смены ценностей, время по переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое многие исследователи называют ''культурным переворотом''. В результате распространения новых идей гуманистов, реформаторов появляется новая картина мира. В центре которой, самодействующий человек, полагавшийся на собственный разум, опыт, знания и умения. Он сам изменяемый мир и природный и Божественный. В эти эпохи формируется новое отношение к Богу – у гуманистов бесконечно возвышающее человека. Протестанты – унижают человека, но через личную веру оставляющего надежду на личное спасение. Новое отношение человека к самому себе – у гуманистов сформированное Рабле: ''Делай, что хочешь, – твори добро''. В протестантизме оформилось в двух девизах: ''личного спасения'' и '' всеобщей полезности людей друг другу''.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Выберите верную характеристику Возрождения:
+а) это период в истории европейской культуры, характеризующийся возрождением античных идеалов;
б) это период европейской культуры, характеризующейся религиозным возрождением;
в) это время забвения живописи, искусства, литературы, науки;
г) это период исторического провала, безвременья между античностью и средневековьем.
2. В переводе с латыни Ренессанс означает:
а) Упадок;
б) Деградация;
в) Застой;
+г) Возрождение.
3. Какие итальянские художники творили в эпоху Возрождения:
а) Моне К., Матис А., Ренуар О., Мане Э.
б) Гоген П., Ван Гог В., Коро М.
+в) Л. да Винчи, Рафаэль, Микеланджело;
г) Дюрер А., Рембранд.
4. Идеалом гуманистов была личность:
а) подчиненная церковным канонам и традициям;
б) утонченная в совершенстве, знающая придворный этикет;
в) безрелигиозная, беспринципная, аморальная;
+г) свободная с безграничными познавательными возможностями.
5. Культурные истоки Возрождения это:
+а) античность и средневековое христианство;
б) античность и неоплатонизм;
в) традиционные и нетрадиционные восточные культы;
г) античность и мистический иудаизм.
6. В какой европейской стране начинается Реформация:
а) в Польше;
+б) в Германии;
в) во Франции;
г) в Италии.
7. Идейным лидером Реформации, инициатором реформирования католической церкви в Германии был:
а) И. Лойола;
б) Т.Торквемада;
в) Т. Компанелла;
+г) М. Лютер.
8. Индульгенция это –
+а) грамота о прощении грехов, выдаваемая католической церковью;
б) грамота о праве передачи наследства;
в) расписка, выданная сюзереном (господином) своему вассалу (слуге);
г) грамота, дающая право собственности.
9. В результате реформирования католичества в Европе появилось новое религиозное течение:
а) методисты;
б) мормоны;
+в) протестанты;
г) покаянники.
10. Какая идея не имеет отношения к протестантизму:
а) протестанты выступают против священства;
б) протестанты за дешевую церковь без икон, без пожертвований;
+в) богослужение должно быть на латыне;
г) богослужение должно происходить на родном национальном языке.
Европейская культура Нового и Новейшего времени.
Эпоха Просвещения XVIII
XVIII в. называют эпохой Просвещения. Рационалистические концепции просветителей во многом определяют характер культуры XVIII в. Они проявляются и в принципах организации производства, и в политике (внешней и внутренней) государств, и в становлении правовых институтов, и оформлении политических партий, и в развитии искусства. Именно просветители явились идеологами Великой французской революции, завершившей процесс переоценки культурных ценностей, начатый гуманистами эпохи Возрождения. Деятели эпохи Просвещения Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Дж.Локк выступали за политическую свободу и равенство всех граждан. Большое значение деятели эпохи отводили распространению знаний и воспитанию человека, основанного на рационализме. Они считали, что главная причина социальных бедствий и потрясений – человеческое незнание.
4.6.2. Европейская культура в XIX веке.
Век просвещения завершился провозглашением лозунга ''Свободы, Равенства и Братства'', но последовавшее за ним столетие, казалось, прилагало неимоверные усилия, чтобы не оставить ни малейшей иллюзии в возможности претворения этих лозунгов в жизнь.
Начало Великой французской революции встретило одобрение многих выдающихся деятелей европейской культуры, но после революционный террор 1793 г. заставил отшатнуться от чудовищных средств борьбы за идеалы, казавшиеся вначале справедливыми и гуманистичными.
XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей. Революции в Европе заставляли, многих усомнится в ценностях эпохи Просвещения.