Сферы проявления книжности в современном гуманитарном мире
Книжная коммуникация, книжная культура как часть городской культуры, книжное слово в современном обществе
Книжная культура широко осмысляется как явление с конца 90-х годов ХХ века. Книжные пристрастия, удовлетворение читательской потребности, место книги в жизни отдельного человека и общества в различные периоды истории страны – основные вопросы многочисленных дискуссий современности. Особое внимание к книжности было привлечено в связи с переходом формы передачи основной общественно и художественно значимой информации с печатной на цифровую, а также категориями «рыночных отношений» и смещением роли книги в массовом сознании из духовной в потребительскую культуру.
Книжность в филологии и философии понимается прежде всего как устойчивый способ осмысления окружающего мира, форма передачи национального и общекультурного опыта, как форма индивидуальной и общественной духовной деятельности.
Книжная культура играла главную роль в становлении демократической и религиозно-философской культурной среды постперестроечного общества.
Вопросы для обсуждения:
1. Определите книжность как концепт дворянской, русской, городской, современной культуры.
2. В чем заключаются гносеологические и психологические предпосылки выбора цифрового и бумажного издания книги?
3. Существует ли, на ваш взгляд, такое явление, как «электронная книжная культура»?
4. Является ли книжность совокупным результатом материальной и духовной деятельности, воплощённой в книге?
5. Эволюция книжности – от простой грамотности до современных технологий восприятия текста.
6. Книжность как общественная и индивидуальная культура.
7. Опишите отношение к книге в различные исторические периоды развития народа.
8. Книжность как коммуникативный процесс: взаимодействие автора, издателей, художников, литературных критиков, читателей, книготорговцев.
Задание 6. Составьте список для чтения (7-10 книг) для студента 18-ого первой трети 19-ого, начала ХХ, ХХΙ веков для формирования целостного мировоззрения. Мотивируйте свой выбор. Какие предпочтения в читательском мировоззрении этих периодов вы можете назвать? Расскажите краткую биографию авторов из составленного вами списка. Пользовалась ли их деятельность общественным признанием при жизни?
Задание 7. Составьте подборку афоризмов и размышлений наших современников и образованных представителей общества ХΙХ-ХХ веков о роли книги в их жизни. Изменяется ли роль книги (текста) в жизни общества различных исторических периодов? Напишите об этом собственное размышление (статью, эссе, рассказ).
Задание 8. Подберите материал для выступлений на тему «Книжная культура как составляющая городской культуры», «Книжная культура и Интернет». Опишите, в чем заключается социальная роль книги для читателя, передаёт ли она ценности индивида, социальных групп, нации, социального класса? Сравните роль художественной и нехудожественной литературы для формирования современной городской культуры.
Задание 9 Ознакомьтесь со словарной статьёй. Согласны ли вы со всеми её положениями? Подберите иллюстрации (названия произведений научно-философской и художественной мысли) к тезисам этой статьи.
Книжная культура
Как одна из основных форм духовной деятельности человека на определенном этапе истории человечества, К. к. оказалась связана с развитием письменности. Главной единицей и самостоятельным предметом К. к. является книга, в которой посредством письменного слова сосредоточены духовный потенциал человека и социокультурный опыт мировой цивилизации. Понятием К. к. широко пользуются в современной культурологии для обозначения некоторых важнейших этапов и особенностей истории человеческого общества. В частности, опыт развития К. к. обобщен в книге канадского ученого Г.М. Маклюэна (1911—1980) «Галактика Гутенберга» (1962). Становление К. к. стало свидетельством нарастания относительной самостоятельности духовных процессов и прогрессивного развития мышления человека, аккумулирующего при помощи слова в знаковой системе (языке) как чувственную, так и интеллектуальную информацию, и имеющего небывалые возможности для их передачи. К. к. создавала условия для достижения единства знания, установления системы его организации и одновременно его постоянного пополнения и умножения. В истории человечества принято выделять отдельные этапы, когда К. к. приобретала главенствующее значение. К таким этапам несомненно относятся период христианства в западноевропейской и русской культуре и время становления и распространения мусульманства. Главнейшими единицами этой К. к. становятся Библия и Коран — книги, понимаемые в значении универсального текста, содержащего не только истинную веру, но и истинное знание, имеющее как всеобщее священное, так и практическое значение для каждого человека. Другой важнейшей вехой в истории К. к. явилось книгопечатание, первоначально, с сер. ХV в., связанное с деятельностью И. Гутенберга. Книгопечатание способствовало широкому распространению К. к., созданию демократической культурной среды и привело к тому, что слово и книга заняли свое главенствующее место в духовном мире отдельного человека и в культурной жизни общества вплоть до ХХ столетия. В то же время в трудах современных культурологов ставится вопрос о кризисе традиционной К. к. под натиском техники, новейших средств коммуникации и бурного развития массовой культуры как культуры по преимуществу зрелищной и аудиовизуальной. Таким образом, речь идет о том, что к исходу ХХ в. фактически завершилась длительная эпоха доминирования основанной на слове и письменности К. к. (А.А. Фёдоров. Словарь определений русской культуры).
Задание № 10 Подготовьтесь к дискуссии (круглому столу) на тему: «Классика в электронном варианте: за и против». Кроме личных впечатлений, подберите аргументы из области психологии восприятия текста, книгоиздательского дела, философии.
Задание № 11. Посетите Музей книги в Российской государственной библиотеке, музей Серебряного века, музей В.И. Даля и другие, где представлены старые и старинные печатные издания. Что изменилось, на ваш взгляд, в восприятии печатного текста, в культуре книгоиздания? Опишите свои впечатления от восприятия старых изданий.
Задание № 12Ознакомьтесь с материалами научных статей и тезисов; выделите в них основания, позволяющие представить объем понятия «книжность» («книжный»). Является ли содержание понятия исторически изменчивым? Мотивируйте свой ответ.