Тема 1. Основы организационного поведения. Теории поведения в организации.
Контент-тест
Выберите 1 правильный ответ.
1.Научение – это
a. относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта
b. постоянные изменения, которые происходят в человеке
c. теория исследования поведения человека в условиях ограниченной информации
d. постоянные изменения, которые происходят в организации
Правильный ответ -с
2. Основные функции управления
a. планирование, контроль
b. планирование, организация, мотивация, контроль
c. организация, мотивация
d. организация, мотивация, контроль
Правильный ответ-b
3. Постоянная склонность чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к кому-либо рассматривается как:
a. самолюбие;
b. установка;
c. принципиальность;
d. упрямство.
Правильный ответ-b
4. Процесс формирования поведения через взаимодействие когниций (ценностей, знаний, представлений и пр.), поведения и окружения человека посредством наблюдения им и подражания другим в социальном контексте – это:
a. психологическое научение;
b. условный рефлекс;
c. социальное научение;
d. общественное научение
Правильный ответ-c
5. Важным достоинством группового решения является …
a. эффект синергии
b. эффект масштаба
c. скорость
d. ответственность
Правильный ответ-a
6. Неформальная организация определяется как:
a. реальное поведение людей в организации, их связи и взаимодействие между собой;
b. отсутствие четкой организационной структуры в организации;
c. организация, незарегистрированная в налоговой инспекции;
d. взаимоотношения дружески настроенных людей.
Правильный ответ-b
7. В организационном поведении выделяют аспекты:
a. взаимоотношения между руководителями и клиентами;
b. отношения между поколениями;
c. поведения системы в целом и поведения людей;
d. поведения соратников.
Правильный ответ-c
8. Группа, формируемая для долговременного выполнения определенной функции, называется:
a. постоянной;
b. функциональной;
c. производственной;
d. группой по интересам.
Правильный ответ-b
Тема 2. Процесс восприятия и управления впечатлением.
Практическое задание
Задание 1.
Проанализируйте перечисленные ниже эффекты групповой работы и определите, для групп какого размера они характерны, заполнив таблицу:
Эффект групповой работы | Размер группы, чел. | |||
5-15 | более 25 | |||
1. Сплоченность | ||||
2. Ложное согласие | ||||
3. Снижение сплоченности | ||||
4. Хороший потенциал взаимодействия | ||||
5. Напряжение | ||||
6. Конфликты | ||||
7. Нестабильность | ||||
8. Снижение потенциала взаимодействия | ||||
9. Удовлетворенность | ||||
10. Снижение удовлетворенности | ||||
11. Рост формализма | ||||
12. Рост коммуникативно-координационных требований |
Защита результатов практического задания
По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально.
Тема 3: Личность и установки.
Темы рефератов:
1)Основы теории личности.
2) Личность и индивидуальность.
3) Формирование, типология личности.
4) Социализация.
5) Характеристика личности человека в течение жизни.
6) Природа и основные компоненты установок. Функции, изменение установок.
7) Удовлетворенность трудом и факторы ее определяющие. Следствия удовлетворенности трудом.
8) Преданность организации.
9) Ценностное освоение должности.
Тема 4. Основы теории мотивации.
Вопросы для проведения опроса:
1)Отличие мотивации и стимулирования. Мотивация как циклический процесс. Соотношение мотива и стимула.
2) Иерархия потребностей и ее использование для мотивации персонала. Виды мотивов.
3) Содержательные, процессуальные и современные теории трудовой мотивации.
4) Принципы научения: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление.
5) Значение и использование наказания. Организационная система вознаграждений. Категории нематериальных вознаграждений. Денежное вознаграждение.
Тема 5. Трудовая мотивация.
Практическое задание: проведите сравнительный анализ известных Вам теории трудовой мотивации и определите, какая из них и по каким признакам наиболее предпочтительна в современных условиях.
Тема 6. Научение.
Практическое задание: используя определения понятий, выделите в таблице основные факторы, рычаги и инструменты механизма организационного поведения и обозначьте порядковыми номерами логическую последовательность их формирования и применения:
составляющая | № | составляющая | № | составляющая | № | составляющая | № |
Авторитет | Инстинкты | Настроение | Стимулы | ||||
Активность | Интересы | Позиция | Темперамент | ||||
Взаимность | Качества | Потребности | Характер | ||||
Зависимость | Мотивы | Сознание | Цели |