Подходы к проблеме подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии
Французский философ Ж. Ж. Руссо, который впервые начал изучать психологические аспекты подросткового возраста, определил его, как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам. Главным в психологическом плане данного периода состоит в росте самосознания.
С. Холл, "отец подросткового возраста", поскольку именно он впервые в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем, определяет подростковой период как «кризис осознания», преодолевая который человек приобретает «чувство индивидуальности». Этот период получил название «буря и натиск». С.Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе.
К. Левин трактовал переход от детства к взрослости как изменение групповой принадлежности, перемещение из сообщества детей в сообщество взрослых. Левин К. обратил внимание на свойственный этому периоду «когнитивный дисбаланс», т. е. на неопределённость средств ориентирования в мире. Отсутствие ясности своего положения порождает неустойчивость поведения подростка. Характерными чертами данного периода считает эмоциональную неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряжённость, конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.
К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, "неприкаянным", что порождает особую подростковую субкультуру.
Немецкий философ Э.Шпрангер подростковый период характеризовал как кризисный, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости.
Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, — открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.
Бюлер Ш определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Она выделила в юношеском периоде две фазы: негативную и позитивную. Подростковый период относится к негативной фазе. Здесь присущи - тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями, меланхолия, снижение работоспособности.
Представители психоанализа, основываясь на биологических факторах, считали подростковые изменения особенно важными в жизни человека. Важное значение они придавали развитию сексуальности. Изменение сексуальности в данный период связывается с изменением объекта влечения. В доподростковый период объектом влечения являются члены семьи. С наступлением подросткового возраста начинается преобладать сексуальные влечения к противоположному полу.
Г.С. Салливен, придерживаясь противоположного мнения, чем Фрейд, приписал движущее начало социальным потребностям, то есть потребность межличностных отношениях. Развитие сводится к процессу естественного развёртывания данной потребности, претерпевающей на каждой стадии определённую «модернизацию».
В доподростковый периодку ребёнка складываются избирательные отношения со сверстниками, формируется потребность в интимном общении с другом своего же пола. Салливен Г.С. называет эту стадию развития потребности в общении изофилической, подчёркивая тем самым свойственную этой стадии особенность общения с максимально похожим индивидом. Гетерофилическая стадия начинается в подростковый период и характеризуется «перемещением» потребности в интимном общении на лиц противоположного пола.
Салливен С.Г. выделяет важным в этот период формирование дружеских отношений. Поведения подростка основывается на уклонение от вызывающих тревожность межличностных отношений и избегание ситуации одиночества.
Э. Штерн полагал, что переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого.
Интеллектуальный аспект развития подростка выступил предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей. По Ж. Пиаже в этом возраст в детей развивается структурированные суждения, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для этого необходимо развитие формального мышления. Планируя свою жизнь в дальнейшем, подросток приписывает себе роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от этой цели. С таким планом подросток вступают во взрослое сообщество, желая изменить его. Испытывая препятствия со стороны общества и становясь зависимыми от него, постепенно социализируются (Пиаже Ж., 1969).
Л. Колберг, придерживаясь мнения Ж. Пиаже, развивал мысль генезиса морального сознания, определяющийся как процесс преобразования и внутренней организации тех норм и правил, которые предъявляются обществом.
С точки зрения Л. Колберга, подростковый период соответствует уровню «конвенциональной морали», когда ребёнок следует тому, что одобряется окружающими. К концу указанного периода некоторые подростки (около 10%) переходят на уровень «автономной морали», т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов.
Айзенбергом Л. считает, что оптимальное протекания подросткового периода зависит от того, насколько успешно были решены задачи развития в детстве. Айзенберг Л. объясняет подростковый кризис тем, что за короткий срок происходит большое количество изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет «задачу развития» подростка (по Кле М., 1991).
Эриксон Э. в периодизации выделяет в жизни человека 8 стадий. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на 5-ю стадию, которая характеризуется идентичностью, появлением чувства своей неповторимости. Если ребёнок еще ранее достиг позитивных результатов развития, то задача подростковой стадии будет решаться им в ситуации без неприятных последствий. Соответственно то, как будет решена задача самоопределения подростковой стадии, зависит последующая жизнь индивида. В случае отрицательного варианта у подростка формируется «диффузное Я», развивается ролевая и личностная неопределённость.
Э. Эриксон подчеркивает взаимосвязь процесса личностного самоопределения с культурой и образом жизни общества (Эриксон Э., 1996).
Проблемой подросткового возраста в разное время занимался целый ряд зарубежных психологов, такие как М. Кле, А. Гезелл, М. Раттер, Ф. Элкин и др.
В отечественной психологии психологические вопросы подросткового возраста рассматривались в широком социальном контексте. Изучались особенности физиологического развития подростков, развития познавательной сферы, содержание внутреннего мира, их интересы, формы социальной активности и т. д.
Согласно Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый устойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «...имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».
Л.С. Выготский полагал, что главным содержанием переходного возраста является то, что «теперь в драму развития вступает... новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка». На этой стадии начинается развитие рефлексии, которая не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. Л. С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". В этот период исчезают старые интересы, и формируются новые интересы.
Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком". [47]
Л.С. Выготский выделил несколько групп наиболее ярких интересов подростков, которые назвал «доминантами»:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к к своему внутреннему миру, к своей личности;
- «доминанта дали» - установка подростка на далекие временные планы, вплоть до протяжения всей жизни в ущерб ближним целям, сегодняшним. Он знает, чем будет заниматься через 10, 20, 30 лет. Но не знает, что будет делать завтра;
«доминанта усилия» - стремление к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных -появлениях;
«доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму (Выготский Л.С, 1984).
Идеи Л. С. Выготского нашли развитие в трудах Л. И. Божович. Она отметила, что подростковый кризис является наиболее острым и наиболее длительным из всех кризисов. Трудность этого периода связана с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, которые образуют таких потребностей, которые не могут еще быть удовлетворены.
В Подростковый возрасте возникает потребность познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
По мнению Л.И. Божович, для более легкого протекание подросткового кризиса способствуют сформированные ранее устойчивые личностные интересы, в том числе, познавательные, которые делают подростка целеустремлённым, более собранным и организованным, а, в конечном счёте, - более гармоничным (Божович Л. И., 1969).
Большой вклад в разработку проблемы подросткового возраста внёс Д. Б. Эльконин. Им предложено наиболее удачное определение границ подросткового возраста, основанное на появлении новых психических образований, обусловленных сменой и развитием типа ведущей деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами.
Изменения личности подростка Д.Б. Эльконин связывал с новообразованиями младшего школьного возраста и изменениями в учебной деятельности - внутренним планом действия, зарождением рефлексии, чувства ответственности, познавательными интересами, благодаря которым возможности подростка резко возрастают. Учебная деятельность производит поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя.
Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин считал личностно-ориентированное общение со сверстниками, в русле которого формируется самостоятельность, чувство автономности, нравственное сознание, социальное сознание; последнее, обращенное вовнутрь, формирует самосознание.
Эльконин Д.Б. полагал, что одна из трудностей подросткового возраста связана с ухудшением отношений со взрослыми и общения с ними. Это проявляется в негативизме, безразличии к их оценкам, психологическом (и не только) «уходе» от учёбы. На первом месте по важности у подростков находятся компании таких же, как он. В них подросток ищет друга, который может его понять. Но этим значение компаний не ограничивается. Именно в подростковых компаниях отрабатываются и устанавливаются отношения равенства и уважения, апробируются разные социальные роли. В общении со сверстниками на первом месте стоит кодекс товарищества, доверие. Подросток, будучи погружённым в эту специфическую среду, мысленно или реально проигрывает различные стороны будущей жизни.
Происходящие с подростком физические и физиологические изменения побуждают его сравнивать себя со взрослым. В результате такого сравнения подросток приходит к выводу, что большой разницы между ними нет. Об же его заставляет думать освоенная учебная деятельность. В результате, по Д.Б. Эльконину, возникает такое личностное новообразование, как чувство взрослости».
Вслед за этим появляется настоятельная потребность признания своей взрослости самим взрослым. Д.Б. Эльконин выделял 4 основных вида взрослости, проявляемых подростками:
-Подражание внешним признакам взрослости (курение, сквернословие, косметика);
- У мальчиков - подражание «мужским» качествам;
- Социальная зрелость (в многодетных семьях): ребёнок берёт на себя обязанности взрослого;
-Интеллектуальная зрелость: подросток имеет широкие познавательные интересы (Эльконин Б. Д., 1994).
Психологические особенности подросткового возраста находятся в центре внимания Д.И. Фельдштейна. Он выделил такие особенности подростков, как способность к волевой деятельности, эмоциональная лабильность; изменение внимания в сторону избирательности; реалистичность воображения, улучшение памяти за счёт логического осмысления материала и др.
Д.И. Фельдштейн полагает, что основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости является утверждение себя в обществе. Он считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста выступает «развёрнутая общественно-полезная деятельность во всех её вариантах: трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная. При этом учебная деятельность может и должна стать одной из форм общественно-полезной деятельности».
Важным моментом в характеристике новой социальной позиции Д.И. Фельдштейн считает осознание подростком своего «Я» в самооценке и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Особое значение в этом возрасте имеет стремление найти своё место в обществе, группе, которое становится ведущим мотивом поведения. Именно поэтому в подростковом возрасте увеличивается личная активность, повышается критичность к себе и другим (Фельдштейн Д.И., 1984).
В отечественной психологической науке многие исследователи внесли свой вклад в разработку проблемы подросткового возраста. Среди них укажем следующих: И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, Цукерман Г.А., Личко Е.А., Маркова А.К., Дубровина И.В., Прихожан A.M. и др.