Глава 1. плавание в системе физического воспитания детей школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………… 3

Глава 1. ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………5

1.1. Физиологическая характеристика плавания…………………….….5

1.2. Характеристика плавания, как средства физического воспитания..6

1.3. Возрастные особенности детей школьного возраста…………..………………………………………………………………11

1.4. Влияние плавания на состояние здоровья и физическую подготовленность детей школьного возраста………………………………….13

1.4.1. Лечебное и гигиенически - оздоровительное значение плавания…………………………………………………………………..……..13

1.4.2. Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка……….……………………………………….17

1.4.3. Разностороннее физиологическое влияние плавания на сердечно-сосудистую систему……………………………………………………………..19

1.4.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки……………………………………………………………………….……22

1.4.5. Плавание и физическая красота человека……………………..……………………………………………….….32

1.5 Заключение по главе……………………………………...………….38

Глава ΙΙ. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.44

2.1. Задачи исследования………………………………………………….44

2.2. Методы исследования………………………………………………..44

2.3. Организация исследования………………………………………….44

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………….………………………………….45

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………54

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….

Введение

Актуальность проблемы. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.

Цель работы. Целью исследования было выявление у под­рост­ков-пловцов некоторых антропометрических (т.е. морфологических) и гор­мо­наль­ных (т.е. физиологических) показателей развития организма, которые мож­но было бы использовать при оценке их биологической зрелости

Гипотизой научной работы являлось - что занятия спортивным плавание позволяет успешнео решать задачи по совершенствованию двигательной у функциональной подготовленности детей школьного возроста.

Объект исследования – процесс физического воспитания детей школьного возраста.

Предмет исследования – состояние здоровья и физическая подготовленностьдетей школьного возраста в процессе занятий плаванием.

Методы иследования :

1. Изучения и теоритический анализ научно- методической литературы по проблемме исследования.

2. Антропометрия ( дилина и масса тела, ОГК )

3. Тестирование функциональных показателей и показателей физической подготовленности.

Глава 1. ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Влияние плавания на состояние здоровья и физическую подготовленность детей школьного возраста

Заключение по главе

Из всех циклических видов спорта плавание отлича­ется от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движе­ние под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего воз­раста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стра­не или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономич­ности, жизнедеятельности. При систематических заняти­ях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мыш­цы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для пол­ноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плава­ния и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нерв­ную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повы­шая работоспособность.

Плавание может эффективно использоваться для пре­дупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит вы­прямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

Занятия плаванием доступны людям различного возраста (начиная с 6—7 лет). Они содействуют всестороннему физическому развитию занимающихся, увлекательны и интересны. Систематические занятия плаванием помогают развить ряд ценных морально-волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность и др.

Связанное с погружением в воду охлаждение тела пловца и давление воды заставляют сердце работать энергичнее. В то же время давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение, которое принимает человек при плавании, значительно облегчает условия работы сердца. Таким образом, плавание, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности и, с другой, — улучшает условия его работы.

Благодаря тому, что интенсивность мышечной работы при плавании может варьироваться в очень широких пределах (от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью), упражнения в воде могут применяться с целью укрепления сердечно-сосудистой системы людьми самой различной физической подготовленности. Огромное влияние плавания на развитие сердечно-сосудистой системы подтверждается данными медицинских осмотров и наблюдений. По развитию сердца и мощности его работы пловцы стоят на одном из первых мест среди спортсменов всех видов cпopтa.

Плавание положительно влияет и на развитие дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких у пловцов больше, чем у остальных спортсменов. При плавании с максимальной скоростью количество кислорода, поглощаемого в 1 мин., у некоторых мастеров спорта достигает пяти литров.

При плавании активно работают почти все мышцы тела человека. Это благоприятствует развитию мышечного аппарата пловца, активизирует обмен веществ и улучшает функциональную деятельность внутренних органов.
Охлаждающее действие и давление воды на поверхность тела сначала уменьшают приток крови к кожным покровам, а затем увеличивают его. В результате этого кожа человека, систематически занимающегося плаванием, становится гладкой и эластичной. Занятия плаванием повышают стойкость организма человека, закаливают его, уменьшая опасность получения заболеваний, связанных с простудой.

Занятия плаванием доставляют человеку большое удовольствие; для многих людей они являются средством здорового, активного, культурного отдыха и развлечения.

глава 1. плавание в системе физического воспитания детей школьного возраста - student2.ru Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей. Совершенно очевидно, что плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм и приносят громадную пользу. Поэтому очень важно, чтобы они стали доступными детям как можно раньше. Но есть и еще одна серьезная причина для пропаганды плавания. Международная статистика за последние годы показывает, что в числе погибающих от несчастных случаев утопающие составляют значительную долю.Проведенные исследования показали, что процент погибающих в воде детей в
младенческом, дошкольном и раннем школьном возрасте равен проценту детской смертности от скарлатины и дифтерита.

Согласно статистике, несчастные случаи на воде с детьми дошкольного и подросткового возраста занимали в числе ежедневных катастроф второе после дорожных происшествий место.

Плавание исправляет недостатки осанки. Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки.


Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше ( рис 15.16), при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.

глава 1. плавание в системе физического воспитания детей школьного возраста - student2.ru

Рис 15

глава 1. плавание в системе физического воспитания детей школьного возраста - student2.ru

Рис 16

При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.

При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание усиленно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.

глава 1. плавание в системе физического воспитания детей школьного возраста - student2.ru

Плавание развивает органы дыхания.Естественно, что процессы обмена и экономичное функционирование сердечно-сосудистой системы при тренировках, требующих особой выносливости, зависят от регулярного и достаточного снабжения организма кислородом. Это будет возможно только при условии правильного процесса дыхания. При этом необходимо учесть, что вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку и брюшную полость; кроме того, при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде, и, следовательно, только при хорошо отработанной технике дыхания можно обеспечить необходимое ритмичное поступление кислорода. Иными словами, давление воды на грудобрюшную полость усиливает выдох. В результате укрепляются мышцы органов дыхания.

Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность организма ребенка.Исключительное значение плавание имеет также и для экономичной работы сердечно-сосудистой системы. Наряду с терморегуляцией и связанным с ней обменом веществ, которые вызваны холодом и обусловливают усиление кровообращения, давление и сопротивление воды во время плавания оказывают еще и специфическое действие на работу сердца и циркуляцию крови.

Когда пловец ложится на воду, его тело испытывает дополнительную нагрузку (0,02—0,05 кг/см2), которая возникает в результате давления воды. При нырянии давление увеличивается пропорционально глубине. Точно так же зависит нагрузка на тело пловца и от скорости плавания.

В результате преодоления нагрузок, которым подвергается организм во время систематических тренировок в воде, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полости сердца. Следовательно, преодоление нагрузок заставляет сердце работать более экономично, что со временем значительно улучшает кровообращение. Систолическое кровяное давление снижается, в то время как диастолическое незначительно повышается, в результате чего устанавливаются благоприятные показатели давления крови и повышается эластичность стенок сосудов.

На гармоническое развитие детского организма (особенно если учесть предстоящие нагрузки в школе) плавание с его воздействием на сердце и кровообращение оказывает благотворное влияние.

Плавание закаляет детей. Закаливание — это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. В процессе закаливания практически участвует вся система регулирования жизненных процессов. При этом важную регулирующую функцию выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. Вначале оно вызывается влиянием холода, под действием которого сужаются кровеносные сосуды кожи, а значит, уменьшается количество тепла, выделяемого в холодную среду. Но в то же время организм вынужден усилить воспроизводство тепла, то есть увеличить кровоток к кожным покровам, а следовательно, улучшить кровоснабжение поверхности кожи. Это повышенное воспроизводство тепла, в свою очередь, требует активизации процессов обмена веществ.

При слишком длительном пребывании в воде кровеносные сосуды кожи суживаются, появляется озноб. Такое состояние у детей является сигналом к принятию мер предосторожности.

Вот почему родители, воспитатели, тренеры не должны забывать об ответственности при наблюдении за малышами, резвящимися и обучающимися плаванию в воде. При слишком длительном пребывании в холодной воде, например до появления «стука зубами» или ярко выраженного посинения губ, могут возникнуть болезненные состояния. Следовательно, закаливание ребенка необходимо проводить так, чтобы время (продолжительность) занятий при обучении плаванию или длительность тренировок постепенно увеличивались. При этом очень важно использовать интересные формы времяпрепровождения детей в воде, которые создадут большее разнообразие и повысят интенсивность движений, что в конечном счете позволит организму лучше приспособиться к условиям окружающей среды.

Правильное закаливание, в частности, помогает детскому организму быстрее адаптироваться к изменяющимся и даже экстремальным состояниям окружающей среды без какой-либо серьезной опасности для здоровья ребенка.

Процесс закаливания оказывает, кроме того, положительное влияние на характер ребенка: систематически закаливаясь, дети усваивают не только основы физического воспитания, но, что не менее важно, приучаются преодолевать различные трудности.

При этом развиваются и укрепляются такие положительные черты характера, как умение владеть собой, воля, настойчивость, сознательная дисциплина.

Глава ΙΙ. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель и Задачи исследования

Цель исследования. Целью исследования было выявление у под­рост­ков-пловцов некоторых антропометрических (т.е. морфологических) и гор­мо­наль­ных (т.е. физиологических) показателей развития организма, которые мож­но было бы использовать при оценке их биологической зрелости

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить возрастную динамику показателей физического развития: абсолютных значений, погодовых приростов, уровня матурации и др.

3. Определить уровень физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет.

4. Установить различия в возростном развитии юных пловцов и занимающихся физкультурой в объеме школьной программы.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Антропометрия (длина и масса тела, ОГК).

3. Тестирование функциональных показателей и показателей физической подготовленности.

4. Методы математической обработки данных.

Организация исследования

Исследование проводилось в период с июля 2009 г. по май 2010 г.

На первом этапе (июль – сентябрь 2009г ) определились направление, объект и предмет исследования, ставились задачи исследования

На втором этапе ( сентябрь 2009г – май 2010г ) анализировалась и обобщалась научно-методическая литература по проблеме исследования, обрабатывались полученные результаты теоретического исследования и педагогического эксперимента, формировались выводы.

Исследования проводились на базе спортивных школ по плаванию, в бассейне с/к «Олимпийский», и с/к «Чертаново», и общеобразовательных школ № 629 и 1107.

Заключение по главе

1. Выявлена возрастная динамика показателей физического развития пловцов и школьников 12-16 лет: абсолютные значения, величины погодовых приростов, возрастные зоны наибольших темпов прироста, уровни матурации для каждого возраста. Это является основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе и занимающихся в ДЮСШ по плаванию.

2. Установлены достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет (наибольшие различия отмечаются в старшем школьном возрасте), что объясняется разными объемами двигательной активности, предусмотренными обеими программами.

3. Установлена отрицательная динамика физического развития школьников за период 70-х гг., что объясняется недостаточным объемом физической активности, предусмотренным "Программой по физическому воспитанию для общеобразовательных школ".

ВЫВОДЫ

Плавание — один из самых полезных видов физических упражнений, он способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка школьного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то ж« время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детскцй организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000--7300 см3 и более. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания школьников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.

Опорн о-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает- предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для школьников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у школьников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До 8 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, школьник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку школьного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. В 6—8 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим движения школьников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию школьников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

Список использованной литературы:

1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - 1977

2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. 1973

3. Левин Г. Плавание для малышей. – 1974

4. Макаренко Л.Т. Плавание – 2002

5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – 1985

6. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка.

7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л.

8. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание школьника. Москва Просвещение - 2000

9. Плавание. Учебник для пединститутов. - 1994

10. Бутович Н.А. Тренировка юного пловца. - 1992

11. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. - 2000

12. Набатников М.Я. Плавание. - 1962

13. Макаренко Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. - стр.

14. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - 2001.

15. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.

16. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. – : Просвящение, 1987.

17. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

18. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

19. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

20. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

21. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971.

22. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. - М.: МГУ, 1976.

23. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5-
6.

24. Воробьев А.Н. Семья спортивная - М.: Физкультура и спорт, 1987

25. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология,
– М.: Медицина, 1975

26. . Гладышева А.А., Никитюк Б.А., Анатомия и спортивная морфология
(Практикум): Учебное пособие для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1989

27. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: Физкультура и спорт, 1987

28. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970

29. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.:
Физкультура и спорт, 1979.

30. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - №7.

31. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания:
Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1.
Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

32. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991

33. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе / Н.Ж.Булгакова. – М.: Просвещение, 1974

34. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1979

35. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ИФК / Под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1984

36. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов ФК / Н.Ж.Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1996

37. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для водных видов спорта: учебное пособие / И.Р.Бурлаков, Г.П.Неминущий. – М., 2002.

38. Быков В.А. Оздоровительное плавание для людей различного возраста: методические рекомендации / В.А.Быков, А.В.Пирог. – Смоленск, 1989

39. Быков В.А. Комплексная система плавательной подготовки студенток высших учебных заведений физической культуры: монография / В.А.Быков. – Смоленск: СГИФК, 2003

40. Ванькова Ж.С. Плавание и методика преподавания: учебник для ИФК / С.Ж.Ванькова. – М., 1980.

41. Викулов А.Д. Плавание: учебник для студ. фак-тов ФК ин-тов и ун-тов / А.Д.Викулов. – Ярославль, 1999

42. Воронцов А.Р. История спортивного плавания: лекция / А.Р.Воронцов. – М., 1990

43. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для студ. фак-тов физ. воспит. и спорта пед. учеб. заведений / И.Л.Ганчар. – Минск, 1998.

44. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н.Кардамонова. – Ростов-на-Дону, 2001.

45. Каунсилмен, Д. Наука о плавании / Д.Каунсилмен / пер. с англ. – М., 1972.

46. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание / Д.Каунсилмен / пер.с англ. – М., 1982.

47. Кузнецов, П.И. Гигиена воды плавательных бассейнов / П.И.Кузнецов, Н.С.Перешивко. – Омск, 1992

48. Платонов, В.Н. Плавание: учебник для ст-тов вузов / В.Н.Платонов. – Киев, 2000

49. Алексеева О.И. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе: учебное пособие / О.И.Алексеева, В.И.Григорьев. – М.: Изд. Теория и практика физической культуры, 2003

50. Булгаков А.М. Простейшие плавательные бассейны / А.М.Булгаков, В.И.Иванов. – М.: Физкультура и спорт, 1977

51. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов плавания: учебное пособие для студентов ИФК / Ж.С.Ванькова.– М., 1980.

52. Инясевский К.А. Плавание: метод. пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / К.А.Инясевский. – М.: Высшая школа, 1978

53. Козлов А.В. Плавание доступно всем / А.В.Козлов. – Л., 1986

54. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н.Колгушкин. – М., 1986

55. Кубышкин Б.И. Учите школьников плавать / Б.И.Кубышкин. – М., 1988

56. Лопухин В.Я. Тренажерные устройства для обучения плаванию / В.Я.Лопухин, И.Ю.Василевский. – М., 1991

57. Погребной А.И. Биомеханические и психолого-педагогические основы обучения школьников плаванию / А.И.Погребной // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 5.

58. Семенов А.В. Формирование двигательной готовности при обучении спортивной технике плавания: автореф. дис... канд. пед. наук. – Малаховка, 1992

59. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968

60. Синяков А. Ф. Познать себя. - Москва, Физкультура и спорт, 1990

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………… 3

Глава 1. ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………5

1.1. Физиологическая характеристика плавания…………………….….5

1.2. Характеристика плавания, как средства физического воспитания..6

1.3. Возрастные особенности детей школьного возраста…………..………………………………………………………………11

1.4. Влияние плавания на состояние здоровья и физическую подготовленность детей школьного возраста………………………………….13

1.4.1. Лечебное и гигиенически - оздоровительное значение плавания…………………………………………………………………..……..13

1.4.2. Взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальным и умственным развитием ребенка……….……………………………………….17

1.4.3. Разностороннее физиологическое влияние плавания на сердечно-сосудистую систему……………………………………………………………..19

1.4.4. Плавание как средство коррекции нарушения осанки……………………………………………………………………….……22

1.4.5. Плавание и физическая красота человека……………………..……………………………………………….….32

1.5 Заключение по главе……………………………………...………….38

Глава ΙΙ. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.44

2.1. Задачи исследования………………………………………………….44

2.2. Методы исследования………………………………………………..44

2.3. Организация исследования………………………………………….44

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………….………………………………….45

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………54

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….

Введение

Актуальность проблемы. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные предста

Наши рекомендации