Средства физического воспитания детей школьного возраста.

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие Физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих приня­тых отечественной системы физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наи­большего всестороннего физического развития (пропорциональ­ное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и фи­зических качеств).

Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной прак­тикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эф­фективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятель­ности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в осо­бенности прикладные упражнения.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т. е. эффектив­ных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функ­ционирования всех систем организма. Такими средствами являют­ся прежде всего циклические упражнения, а также оздоровитель­ные силы природы и гигиенические факторы. [10,11]

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические спо­собности, повышать адаптивные свойства организма, восстанав­ливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из сле­дующих разделов школьной программы.

1.Гимнастика.Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей спо­собность управлять своими движениями координированно, точ­но, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образователь­ные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражне­ние гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

2. Легкая атлетика.Арсенал основных средств из раздела лег­кой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Сред­ства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне раз­вивающим фактором, так как с их помощью можно совершен­ствовать все физические качества, многие функции организма, Прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кро­ме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной Дозировке нагрузки.

3. Ходьба на лыжах.Этот вид двигательной деятельности явля­ется очень эффективным прикладным, развивающим и оздорови­тельным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы орга­низма - функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Фи­зическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

4. Плавание.Одним из видов физических упражнений, имею­щих широкое воздействие на организм человека благодаря нео­бычной внешней среде - воде, является плавание. Во время пла­вания человек находится в горизонтальном положении и в состо­янии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас­слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновре­менно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлека­ются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обыч­ных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мы­шечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных ор­ганов человека и обменные процессы в его организме. Плавание
является замечательным средством тренировки дыхания. Во время плавания поток необычных раздражителей устремля­ется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способ­ствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

5. Игры.Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, пе­редач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препят­ствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т. д. Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов­ные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспита­ния состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не под­дается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т. д. Поэтому игры должны под­бираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Важными средствами физического воспитания, позволяющи­ми оптимизировать воздействия физических упражнений на орга­низм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприят­ное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работо­способность растущего организма. [23]

Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма выделяют: оптимальное чередование различных видов дея­тельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состоя­ние мест занятий, инвентаря и т. д.).

Наши рекомендации