Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста.

К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-IX лет. И соответствии с существующей системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: младший, средний, старший. На последнем этапе завершается обучение в общеобразовательных школах различного типа или же осуществляется переход в лицеи, колледжи, медицинские, педагогические и другие специальные училища.ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает период от детства до юношества. Развитие человека закодировано в наследственном аппарате. Оно включает: рост, дифференцировку органов и тканей, приобретение организмом характерных для пего форм. Все эти три фактора находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Рост характеризуется как количественный процесс непрерывного увеличения числа клеток или их размеров, который приводит к увеличению массы организма. Гак, кости и лёгкие растут преимущественно за счёт увеличения числа клеток, а мышцы и нервная ткань - преимущественно за счёт увеличения размеров клеток. Более точный показатель роста организма - повышение в нём общего количества белка и увеличение размеров костей.Характерной особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность.Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период больше, чем масса. Завершается развитие костного скелета. Суставы подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество костной ткани. Усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность.Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, главным образом за счёт удлинения ног. Быстро растут кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.Старший шк возраст хар-ся отн-ся спок и равномерн протеканием пр роста и развития. Замедляется рост тела в длину и ув-ся – в ширину, возрастает масса тела. . Почти заканчивает процесс окостенения большей части скелета. Интенсивно развивается грудины клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдержать значительные нагрузки. Наблюдается асимметрия в силе мышц правой и левой половины тела.В психологическом развитии детей школьного возраста главное значение приобретает возрастное восприятие окружающего мира. По мере созревания организма возникают благоприятные условия для развития психики в тех или других направлениях, что обусловило выделение закономерно наступающих сенситивных периодов.Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, чему содействуют авторитет учителя, вера в истинность всего, чему учат, исполнительность.Средний школьный возраст сенситивен к внеучебным делам, которые доступны детям и в которых они могут проявить себя и свои новые возможности. Их привлекает совместная со сверстниками деятельность. В значительной мере проявляется потребность в самоутверждении и безоглядная готовность к действию.Старший школьный возраст сенситивен к осознанию и освоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.Таким образом, наиболее типичными возрастными особенностями школьников являются:• непрерывный, быстрый неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики;• незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, лёгкая ранимость;• высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние воздействия.Без учёта возрастных особенностей детей невозможно эффективно и правильно осуществлять их физическое воспитание. И, наоборот, умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма.Требования к учёту возрастных особенностей:- содействовать прогрессивному их изменению;- принимать во внимание возрастные проявления и строить педагогический процесс на основе реальных возможностей детей.- Формы физкультурных занятий с детьми школьного возрастаФизическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:- в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;- в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;- в семье.Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято делить на две группы:1) Урочные занятия (уроки).2) Внеурочные занятияа) в режиме учебного дня;б) внеклассные занятия;в) внешкольные занятия.• Урочные занятия являются основной формой физического воспитания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неделю, их содержание определяется программами.Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:- основная направленность и конкретные задачи;- возрастные особенности и возможности детей;- многочисленность и неоднородность состава классов; - предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь и т.д.);- продолжительность урока - максимум 45 мин;- место урока в общем расписании.• Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня - создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:- гимнастика до учебных занятий;физкульт минутки во время уроков, на удлинённых переменах, в группах продленного дня.



Наши рекомендации