Глава 2. социально-правовое положение женщины в колониальной индии конца xviii- начала xix веков

2.1. Проблемы дискриминации женщин в период реформаторского движения в Индии ……………………………………….…………………………………37

2.2. Эволюция брачно-семейных отношений………………………………….48

2.3.Сикхизм и правовое положение женщин в Индии………………………...62

ГЛАВА 3. ЖЕНЩИНА В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ

3.1. Индира и Соня Ганди женщины – политики Индии …..………………...70

3.2. Уклад жизни современной индийской женщины………………………...92

3.3. Изменение правового положения женщины в 20-нач.21 века. Движения за отстаивание прав женщин в Индии.………………………………………..105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….118

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..120

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Индия во все времена была мечтой и миражом, притягивающим путешественников и исследователей всего мира. Мистицизм Индии, ее загадочность привлекали внимание таких выдающихся личностей, как Александр Великий, Марко Поло, Васко да Гама...

Но ничто и никто не может более точно поведать о стране, чем сами люди, ее населяющие, с их традициями, правилами морали, религиозными нормами, особенностями, устоями, сложившимися в веках.

Мужчины и женщины, дети, которые как нельзя лучше представляют мир, в котором живут. Какая же роль отведена женщине в этом обществе? Чем обусловлено отношение к ней как к матери, спутнице жизни, дочери? Мы можем до бесконечности искать ответы на эти вопросы. Истоки, пожалуй, всё-таки находятся в религии, истории и традициях, возникших под влиянием разных культур.

Какие они, почему индийская женщина всегда ассоциируется с красотой, нежностью, покорностью, изысканными нарядами и обычаями, которым она никогда не изменяет? Что обусловливает появление таких женщин, как Индира Ганди, уважение и преклонение перед ними нации, которая вовсе не отличается особой учтивостью по отношению к женскому полу.

Интересно будет узнать, что та героиня индийских фильмов, глядя на которую, мы рисуем портрет всех индийских женщин, имеет мало общего с настоящей индианкой.

Индийским женщинам довольно трудно приписать какие-то общие черты, отличающие их от женщин других стран. Индианки настолько различны, насколько различны исторические традиции, религиозные убеждения, кастовые предписания, сложившиеся в этой стране. Каждая индийская женщина несёт на себе отпечаток среды и моральных устоев, которые были заложены в ней с самого рождения. Здесь можно найти всю гамму противоречий в отношении к женщинам, в самих женщинах, в семейных традициях и обычаях, которые обязана поддерживать женщина.

Особый исследовательский интерес к положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе.

В последние годы растет число приверженцев нового междисциплинарного метода - так называемых «гендерных подходов к исследованиям» и «гендерной теории», - основанного на разном научном толковании двух концептуальных понятий - «пол» и «гендер». «Пол» - термин, обозначающий анатомо-биологические особенности людей, на основе которых они определяются как мужчины или женщины. Гендер - сложное социокультурное явление, включающее в себя различия в ролях, -— поведений, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.

В отличие от терминов «пол» и «род» термин «гендер», не снимая и не отрицая объективных половых различий между мужчинами женщинами, делает упор на те их социальные особенности, которые возникли в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, и определяют своеобразие их поведения и необходимость применения мер так называемой «позитивной дискриминации», то есть действия которые исходят из «правового неравенства», связанного с необходимостью предоставления женщинам особых прав в связи с их физиологией и, прежде всего, с их репродуктивными функциями, с требованиями государственных гарантий их равноправия с мужчинами в получении образования, участия в квалифицированном труде и прав в экономике, политической деятельности и пр.

Особый исследовательский интерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно - институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе [Шинкаренко, 2010,с.3].

Индия входит в число наиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодолено действие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующих действенному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (по официальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых» каст (ныне называемых «зарегистрированными»), а также женщины и дети.

Историография. Изначально проблема социально-правового положения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедов начиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященная правовому положению женщин, вышедшая из-под пера профессора Харьковского университета А.Н.Стоянова, осталась нам недоступной [Шинкаренко, 2010].

Советская историография. В советский период в работах исследователей в рамках господствовавших в то время установок исторического материализма и формационной теории основной упор делался на анализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад в национально-освободительное движение против колониальных властей. Задачи комплексного исследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности, эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий их реализации, борьбы с пережившим века, консервативным традиционализмом практически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образом применительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовой деятельности.

Начиная со второй половины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологических исследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в Древней Индии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов и лингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следует отметить труды A.A. Вигасина, A.M. Самозванцева, A.A.Куценкова, Г.Г.Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я.Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф.Альбедиль, Е.Ю.Ваниной, H.H.Гусевой и др.

Лингвистический и историко-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведен в книгах A.A.Вигасина и A.M.Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» и «Правовой текст дхармашастры» [Вигасин, Самозванцев,1984].

Первой попыткой дать очерк, положения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийских мифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала статья A.A.Вигасина в книге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» [Вигасин, Вардиман,1990].

Значительным вкладом в освещение этих вопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена: исследования, эссе», куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологов о традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанные на основе литературных источников древней, средневековой и современной Индии, биографий знаменитых женщин, вероучительных доктрин различных индийских религий. [Индийская жена…,1996].

В 90-е гг. социальное положение индийских женщин рассматривалось учеными-индологами в основном в статьях, публикуемых в научных журналах. Большой раздел, посвященный социально-экономическому положению женщин в современной Республике Индии, включен в справочное издание «Индия сегодня», подготовленное коллективом автором института Востоковедения РАН [Индия сегодня…,2005].

Если говорить о теоретико и историко-правовом аспекте исследования данной проблемы на основе цивилизационного метода, в том числе обосновании его применения при рассмотрении проблем прав человека, истории государства и права, в том числе и проблем социально-правового положения женщин в современном мире, то следует отметить, прежде всего, труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории права, прав человека, тендерной теории: H.A. Крашенинниковой, Е.А.Лукашевой, Г.И.Мальцева, М.Н.Марченко, Г.И.Муромцева, C.B.Полениной, В.Е.Чиркина, A.M.Лушникова, М.В.Лушниковой, Е.В.Скурко, H.H.Тарусиной и др. [Крашенинникова,1982;Она же,2009; Лукашева,2009; Мальцев,2007; Марченко,2009; Муромцев,2009; Поленина,2009; Чиркин, 2009; Лушникова,2009; Скурко,2009; Тарусина,2005; Самозванцев,1984].

Непосредственное влияние на отправные положения и методы исследования настоящей работы оказали исследования, проведенные членом-корреспондентом РАН Е.А.Лукашевой в книгах «Права человека»: человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение» [Лукашева,2009] и других ведущих ученых-правоведов, в частности, Г.И. Муромцева [Муромцев,2009], отраженные в коллективной монографиии «Право и культура», а также историко-правовые исследования традиционной индийской правовой культуры, проведенные H.A.Крашенинниковой в книгах «Индусское право: история и современность» [Крашенинникова,1982], «Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты» [Крашенинникова,2009].

Зарубежная историография. За рубежом проблема социально-правового положения женщин затрагивалась в ряде работ как европейских, так и индийских авторов, в числе которых можно назвать А. Альтекара, Д. Муллу, Д.Деретта, П. Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Первые книги, посвященные социальному положению женщины в традиционном персональном индусском праве, выходили из-под пера известных индийских женщин-реформаторов конца XIX - начала XX в. Широкую известность, в частности, приобрела книга Пандиты Рамабаи «Высококастовые женщины-индуски», вышедшая в 1887 г.

Большой общественный резонанс получила книга американской писательницы Кэтрин Майо «Мать Индия» (1927 г.), написанная на основании личных впечатлений от путешествий по Индии и знакомства с представительницами различных каст и социальных слоев страны. [Майо,1927]. Серьезной попыткой краткого научного анализа социального положения женщин в Индии стала статья индийского ученого-санскритолога - доктора A.C.Альтекара - «Положение женщины в индусской цивилизации с древнейших времен до наших дней» 1938 г. [Альтекар,1938]. После получения Индией независимости исследования в сфере социально-правового положения женщины стали появляться с завидной регулярностью. К числу наиболее фундаментальных работ этого периода относятся труды известных ученых Д. Муллы «Принципы индусского права» и Д. Деретта «Индусское право в прошлом и настоящем». [Мулла,1959; Деретт,1957].

Особое общественное и политическое внимание к «женскому вопросу» в независимой Индии привело к появлению ряда исследований на заданную тему разной степени научности: среди них встречались как сугубо публицистические произведения, так и компилятивные труды, обобщающие литературные упоминания о женщинах в древней и средневековой литературе, что не исключало появления и ряда обоснованных научных исследований, проведенных с учетом последних достижений исторической науки.

К их числу можно отнести работы историка Г.Муршида «Сопротивляющиеся дебютантки: ответ бенгальских женщин на модернизацию»,1983 г. [Муршид,1983]; книгу Дж.Форбс «Женщины в современной Индии», вышедшую в серии «Новая кембриджская история Индии» в 2004 г. [Форбс,2004].; сборник статей под редакцией К.Роя «Женщины в ранних индийских обществах», 2005 г. [Рой,2005]. и др.

Источниковая база. Основой данного исследования послужили тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, а также имеющие большое ценностное значение памятники индийского эпоса - «Рамаяна» и «Махабхарата»), колониальное законодательство и другие нормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся «половинчатого», формально-демократического изменения социально-правового положения женщины-индуски в обществе и семье.

Особое внимание было уделено законодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950г., нормативно-правовым актам, кодифицирующим персональное религиозное право индусов, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свобод индийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времени архаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство [Хрестоматия по всеобщей истории…,1996,с.121].

В исследовании широко привлекаются сведения официальных парламентских дебатов, данные официальных отчетов правительственных органов и общественных правозащитных организаций, программные документы политических партий и пр. При этом широко привлекались и сведения из автобиографических работ известных общественных и политических деятелей Индии (М.К. Ганди, Дж. Неру, Б.Р.Амбедкара, И.Ганди, А.Б.Ваджпаи и др.) [Хрестоматия по всеобщей истории…,1996,с.131]; исследование новейших источников права основывается на трудах современных индийских юристов, составляющих обширные комментарии действующего в стране законодательства, среди которых необходимо отметить фундаментальную работу А.Мукерджи «Брак, раздельное проживание и развод» [Хрестоматия по всеобщей истории…,1996,с.128], а также многостраничное издание Уголовного кодекса Индии 1862 г. с его последними изменениями и комментариями [Хрестоматия по всеобщей истории…,1996,с.118].

Критический анализ источников, их сравнивание и обобщение позволили раскрыть заявленную проблему в новых теоретических и методологических основах.

Целью данного исследования является изучение места и роли женщин в буддизме в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть вхождение женщин в индобуддизм;

- выяснить, каким образом происходило формирование женского монашества в Древней Индии;

- осветить проблему положения женщины по законодательным памятникам Индии;

- определить роль женщины в индийской семье;

- исследовать формирование женского буддийского пантеона божеств.

Хронологические рамки исследования охватывают период Древней Индии

Методологическую основу работысоставили достижения современной теоретической мысли, основанные на обобщенном опыте исторических исследований, соответствующие современным объективным требованиям научных технологий. Руководящими принципами исследования явились принципы объективности и историзма. Были применены и методы сравнительно – исторического анализа и оценки событий, позволяющие рассмотреть события и факты в их зарождении диалектическом развитии.

Основополагающим же методом настоящего исследования стал цивилизационный, пользующийся все более широким распространением в отечественном обществоведении, который дает возможность более глубокого понимания явлений, а также перемещает центр внимания исследователя на «человеческое измерение» права, на мировоззрение человека, его культурные, религиозно-философские установки, систему ценностных ориентаций, формирующихся в течение длительного исторического развития в мире и обществе и оказывающих непосредственное влияние на его поведение.

Положения и выводы работы опираются на анализ системно-исторических связей изучаемых явлений.

Наши рекомендации