Характеристика экспериментальной оздоровительной программы применимой на уроках физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возраста
Пояснительная записка.
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевание и т.д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность и др.
Актуальность решения данной задачи подкрепляется тем, что по данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 5-10% школьников могут считаться практически здоровыми, остальные дети страдают различными хроническими заболеваниями. Это неблагополучие связано, по мнению медиков, с драматическими социально-экономическими преобразованиями, которые обрушились на Россию в последние десятилетия и особенно сильно и негативно затронули сельские регионы. Между тем, сельские школьники составляют по-прежнему очень большую долю от детей школьного возраста страны.
Немаловажной причиной ухудшающегося состояния здоровья детей является то, что нынешняя система физического воспитания в частности и физкультурно-оздоровительной работы в целом, не стали одним из факторов улучшения здоровья и физического развития подрастающего поколения. По данным исследований физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у их сверстников 80-90-х гг.
Приведенные факты неутешительного положения о состоянии здоровья школьников, и сельских школьников в частности, говорят о том, что сегодня назрела острая необходимость заняться системной физкультурно-оздоровительной работой в целях повышения уровня физического состояния учащихся школы.
Школа - идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.
Цель и задачи программы.
Цель: способствовать повышению уровня физического здоровья школьников.
Данная программа решает следующие задачи:
Оздоровительные задачи:
1.Повышение уровня физического здоровья детей школьного возраста;
2. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, укрепление и повышение иммунитета.
Образовательные задачи:
1.Формирование жизненно важных умений и навыков;
2.Совершенствовать двигательные умения и навыки;
Воспитательные задачи:
1.Воспитательные - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; привить любовь к здоровому образу жизни;
Содержание программы
Базовая часть программы включала материал программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г). В основу, которых входило изучение основных разделов: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжные гонки. Занятия проводились по данному разделу два раза в неделю.
Вариативная часть
спортивно-оздоровительная деятельность на уроках физической культуры.
Он включает в себя урочные формы физической подготовки учащихся. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Имеет разделы: спортивная деятельность в на уроке физической культуры и оздоровительная деятельность.
Спортивное направление включает следующие разделы: гандбол, подвижные игры, бадминтон, настольный теннис.
Оздоровительное направление включало следующие компоненты:
1. Коррекционно-оздоровительные подвижные игры по методики Страковской;
2. Элементы точечного массажа и самомассажа по методике А.А. Уманской;
3. Аэробика Купера;
4. Гимнастика дыхания;
5. дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н.;
6. Основы трехфазного дыхания методика Кофлера;
7. Оздоровительный бег К. Купер;
8. Разминка с использованием элементов аэробики;
9. Стретчинг Упражнения на растяжку.
Внеклассная работа
Данный раздел программы определяет содержание внеклассных форм физического воспитания: спортивных секциях, группах общей и специальной физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников. Материал для спортивных секций по общефизической подготовке является единым. По специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта. Количество спортивных секций и кружков для реализации данной программы по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы. Целью внеклассных форм занятий является снятие напряжения, психической усталости, предостережение от развития гипокинезии и гиподинамии, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам учащихся.
План внеклассных мероприятий
Дата | Проводимые мероприятия |
15 сентября | Лекторий « Происхождение мира и богов. Легенды и мифы Древней Греции». |
20 сентября | Малые олимпийские игры. |
30 сентября | Настольные игры. |
2 октября | Спортивная программа «Спортландия». |
16 октября | Приключения на необитаемом острове. |
24 октября | Праздник «День здоровья». |
1 ноября | Поход по стране «Здоровья». |
14 ноября | Праздник «День волейбола». |
1 декабря | Беседа медработника «вредные привычки». |
25 января | Спортивный праздник «веселые старты». |
4 февраля | Поход «Путешественники». |
18 марта | Классный час :"Правильное питание", "Твой режим дня", "Память и внимание", "Я здоровье берегу- сам себе я помогу". |
По календарному плану | Участие в районных соревнованиях по видам спорта: баскетбол, волейбол, л/а кросс, зимнее многоборье, настольный теннис, лыжные гонки |
24 марта | Кл. час:"Твой режим дня". |
17 апреля | Кл. час:"Память и внимание", "Я здоровье берегу- сам себе я помогу". |
12 мая | К. час:"Я здоровье берегу- сам себе я помогу". |
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Проведенное тестирование показывает, что мальчики экспериментальной группы (слабослышащие) опередили в результатах мальчиков контрольной группы лишь в прыжках в длину, в подтягивании на перекладине, в метании набивного мяча и в поднимании туловища. Девочки экспериментальной группы(слабослышащие) по сравнению с девочками контрольной группы показали себя в таких упражнениях как подтягивание на перекладине, шестиминутный бег, метание набивного мяча и поднимание туловища.
Используя на уроках физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возрастаэкспериментальной оздоровительной программы можно повысить уровень физического состояния учащихся школы.
Потому что школа является идеальным местом для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.
Заключение
В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха разной степени.
После знакомства с мнениями различных авторов пособий по физическому воспитанию слабослышащих и глухих младших школьников, сделаны следующие выводы:
1. Анализ режима дня детей с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников.
2. При выполнении дозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%).
3. Использование в качестве параметров двигательных режимов младших школьников с нарушением слуха индексов физической активности позволяет косвенно оценить энергостоимость мышечных усилий разной интенсивности и расширить представления о взаимосвязи двигательной активности с уровнем физического состояния.
4. Значения параметров двигательной активности у мальчиков и девочек 8 - 10 лет, с нарушением слуха, определялись уровнем физического состояния: для школьников с низким и ниже среднего уровнем в структуре целенаправленной и произвольной двигательной активности преобладали энергозатраты на двигательные действия средней интенсивности (индекс физической активности среднего уровня); у школьников со средним и выше среднего уровнями - суммарные энергозатраты на мышечные усилия средней и высокой интенсивности (ИФА среднего и высокого уровня).
5. В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемость.
6. В процессе подачи информации использовать все виды речи-устную, письменную, жестовую.
И, наконец, традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.
Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффективному росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.
Список литературы
Список используемой литературы
1. Аванесов К.Е. В сельской малокомплектной школе //Физкультура в школе. 1990.-№1.43с.
2. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М.,1975-270с.
3. Агеевец В. У., Састамойнен Т. В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации // Теория и практика физической культуры. 2004.-№ 5. 47–49с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-222с.
5. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.-112 с.
6. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физческой культуре // Физическая культура в школе. 1987. №4. 32с.
7. Бутин И.М. Дифференцировать обучение на уроках легкой атлетике // Физкультура в школе. 1991.-№11. 12с.
8. Гаськов А. В., Марковец И. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7–14 лет средствами ушу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001.-№ 4. 49–50с.
9. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителя . М.: Просвещение, 1976.-128с.
10. Громбах С.М. Руководство по гигиене детей и подростков. М.,1964-211с.
11. Гуряова Л.С. Верные шаги малокомплектной школы.// Нородное образование. 1988.-10с.
12. Давыдов В.П., Воленко О.И. Сельская малокомплектная школа: Пособие для руководителей школ. М.: НИИ-школ,1986-75с.
13. Доскин В.А.Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.М.,1989-219с.
14. Дубровский А.А. Учителям о лечебной педагогике.Краснодар,1989-103с.
15. Кабисов И.С. Исследование методики урока физической культуры в малокомплектной начальной школе. М.: 1971-145с.
16. Кириллова Т.Г. Зотова Ф.Р. Современные методы исследований адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам. - Набережные Челны: Кам ГИФК.-2002.
17. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004-296 с.
18. Кореневская Е.И. Гигиенические условия обучения. Воспитание здорового школьника. М.,1971.57-69с.
19. Кудыкина Н.В. Особенности организации игровой деятельности детей в малокомплектной школе . М.: 1987-44с.
20. Куинджи Н.Н. Биология в школе. М.,2008-№2 17-21с.
21. Купер К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. Сокр. пер. с английского. С. Шениламан. М.:1996-49с.
22. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.:2004-26с.
23. Кучма В. Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД РАМН, 1999-200 с.
24. Леонова Л.А. Рациональный режим дня в сельской малокомплектной школы. М.: 1987-57с.
25. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения М.,2005-512с.
26. Литвинов Е.Н., Виленский И.Я., Туркунов Б.Н. Программа физического воспитания учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1992.-77с.
27. Литвинов Е.Н Физическоя культура в школе. М.: 1993.-30с.
28. Личко А.Е.,Битенский В.С. Подростковая физиология. Л,1991-302с.
29. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,1976.-137с.
30. Матвеев Л.П., Новиков АД. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: 1991.-34с.
31. Мельникова М.А. Настольная книга учителя. М.: 1950. 157с.
32. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. М.:1990.-5с.
33. Поль Брэгг С., Нордемар Р. Позвоночник – ключ к здоровью. СПБ.,2006-335с.
34. Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием дошкольников и школьников на основе массовых тестов и их оздоровления в условиях школы. М.,2005.121с.
35. Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой учащимися на воздухе. М.,1998-277с.
36. Сметанкин А. А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-
дошкольных учреждениях. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.
37. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей / В.Л. Страковская. – М. : Новая школа, 1994. – 286 с.
38. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972.-232с.
39. Стрезикозин В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной шкле. М.: Просвещение, 1968-245с.
40. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской школе: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1980.-112с.
41. Суворова Г.Ф. В центре внимания сельская школа.//Химия в школе. 1990.-№2.3с.
42. Суворова Г.Ф. Еще раз об условиях работы классов малакомплектов//Начальная школа. 1981.-№11. 61с.
43. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке//Начальная школа. 1987.-№4. 5с4.
44. Суворова Г.Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы //Советская педагогика. 1981.-№2. 45с.
45. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе //Начальная школа. 1996.-№11.60-66с.
46. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной начальной школе. М.: Педагогика, 1980.-3с.
47. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной школе //Начальная школа. 1983. №11.-51с.
48. Сухарева Г.М., Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. М.,1986-496с.
49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 243с.
50. Тамбовский Г.А. Сельские школы Белгородчины //Начальная школа. 1994.-№11.5-7с.
51. Тикунова Л.И. Содержание и организация методической работы в школах РСФСР в 1987 //Начальная школа. 1987.-№7. 7с.
52. Тихвинский С.Б., Хрущева С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.-264с.
53. Тихомиров Ю.А. Самоуправление: От теории к практике. М.: Просвещение, 1998.-225с.
54. Ткач О.С. Физическое воспитание учащихся 15-16 лет вспомогательно-коррекционной школы. М.,1999.-18с.
55. Троицкий А. Малокомплектным школам внимание и помощь //Народное образование. 1984.-17с.
56. Уманская, А.А. Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита? / А. А. Уманская. – М. : Пан , Б. г., 1993. – 19 с., ил.
57. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Труды Кострома, 2001.-208с.
58. Ходов А.В. Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 2005-76с.
59. Шадрин С.Е. Санитарные правила и нормы.М.,2006-78
60. Ядов Г.В. В помощь учителям сельских малокомплектных школ: Сб. руководящих документов. Йошкар-Ола: Марийский ИУУ, 1988.-100с.М.: Просвещение, 1991.-64с.
Приложение 1.
Строение уха
1-наружное ухо;2-среднее ухо;3-барабанная перепонка;4-внутреннее ухо, лабиринт
5- евстахиева труба.