Выпускная квалификационная работа.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.

«ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Работу выполнил

Cтудент V курса 891 группы

факультета физической культуры

Рябов И.В._____________(подпись)

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Мартынова В.А.

_____________(подпись)

Курсовая работа защищена:

«____»______________2013г.

Оценка ________­_______

Елабуга 2013

Введение

В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно увеличивается число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха, что составляет 6,4% к числу общей детской инвалидности.

Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье5. В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно – компенсаторной направленности учебно – воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.

Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

1.1 Особенности Федеральных государственных стандартов
в основной школе

Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России.При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

- консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;

- национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;

- патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;

- идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;

- конкурентоспособности личности, общества и государства;

- ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

Основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

В связи с этим отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Это позволяет:

- одновременно предусмотреть в Стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие направления современного образовательного процесса, а также условия его осуществления;

- обозначить условия эффективного нормативного правового регулирования общего образования; быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые в предлагаемой редакции существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания общего образования, имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются у обучающихся ценностные ориентации, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий превратить Стандарт в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень универсальных учебных действий, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Одной из ключевых составляющих в структуре основной образовательной программы, формировании всех ее разделов является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Стандартом предусматривается также обеспечение:

коррекционной работы с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, направленной на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся такой категории, преодоление трудностей в освоении ими основной образовательной программы основного общего образования, оказание им соответствующей помощи и поддержки;

профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

В Стандарте предложена новая структура учебного плана,в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, что позволяет значительно расширить их права по удовлетворению образовательных запросов, в том числе региональных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Ориентация Стандарта на достижение стратегической цели российского образования обусловило необходимость формирования требований к созданию соответствующей комфортной образовательной среды, т.е. нормативному закреплению на федеральном уровне требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования,дифференцированным по видам ресурсов (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и др.).

С учетом того что введение и реализация Стандарта являются делом государственной важности, разработчиками было организовано широкое обсуждение проекта Стандарта не только в профессиональной среде, но и широкими кругами общественности России.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);

— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;

2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;

3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Заболевания наружного уха.

1. Атрезия наружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.

2. Серная пробка. Причинами такого накапливания могут являться: а) повышенная функция серных желез; б) узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу; в) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость, клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода.

3. Инородные тела. Пребывание инородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда, поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить к врачу-специалисту.

4. При подозрении на наличие прободения барабанной перепонки промывание не производится.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно увеличивается число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха, что составляет 6,4% к числу общей детской инвалидности.

Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье5. В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно – компенсаторной направленности учебно – воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка, которую рассматривает федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральный государственный стандарт в основной школе представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России.При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Стандартом предусматривается также обеспечение:

коррекционной работы с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, направленной на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся такой категории, преодоление трудностей в освоении ими основной образовательной программы основного общего образования, оказание им соответствующей помощи и поддержки; профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы.

Цель: способствовать повышению уровня физического здоровья школьников.

Данная программа решает следующие задачи:

Оздоровительные задачи:

1.Повышение уровня физического здоровья детей школьного возраста;

2. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, укрепление и повышение иммунитета.

Образовательные задачи:

1.Формирование жизненно важных умений и навыков;

2.Совершенствовать двигательные умения и навыки;

Воспитательные задачи:

1.Воспитательные - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; привить любовь к здоровому образу жизни;

Содержание программы

Базовая часть программы включала материал программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2006г). В основу, которых входило изучение основных разделов: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжные гонки. Занятия проводились по данному разделу два раза в неделю.

Вариативная часть

спортивно-оздоровительная деятельность на уроках физической культуры.

Он включает в себя урочные формы физической подготовки учащихся. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Имеет разделы: спортивная деятельность в на уроке физической культуры и оздоровительная деятельность.

Спортивное направление включает следующие разделы: гандбол, подвижные игры, бадминтон, настольный теннис.

Оздоровительное направление включало следующие компоненты:

1. Коррекционно-оздоровительные подвижные игры по методики Страковской;

2. Элементы точечного массажа и самомассажа по методике А.А. Уманской;

3. Аэробика Купера;

4. Гимнастика дыхания;

5. дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А.Н.;

6. Основы трехфазного дыхания методика Кофлера;

7. Оздоровительный бег К. Купер;

8. Разминка с использованием элементов аэробики;

9. Стретчинг Упражнения на растяжку.

Внеклассная работа

Данный раздел программы определяет содержание внеклассных форм физического воспитания: спортивных секциях, группах общей и специальной физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников. Материал для спортивных секций по общефизической подготовке является единым. По специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта. Количество спортивных секций и кружков для реализации данной программы по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы. Целью внеклассных форм занятий является снятие напряжения, психической усталости, предостережение от развития гипокинезии и гиподинамии, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам учащихся.

План внеклассных мероприятий

Дата Проводимые мероприятия
15 сентября Лекторий « Происхождение мира и богов. Легенды и мифы Древней Греции».
20 сентября Малые олимпийские игры.
30 сентября Настольные игры.
2 октября Спортивная программа «Спортландия».
16 октября Приключения на необитаемом острове.
24 октября Праздник «День здоровья».
1 ноября Поход по стране «Здоровья».
14 ноября Праздник «День волейбола».
1 декабря Беседа медработника «вредные привычки».
25 января Спортивный праздник «веселые старты».
4 февраля Поход «Путешественники».
18 марта Классный час :"Правильное питание", "Твой режим дня", "Память и внимание", "Я здоровье берегу- сам себе я помогу".
По календарному плану Участие в районных соревнованиях по видам спорта: баскетбол, волейбол, л/а кросс, зимнее многоборье, настольный теннис, лыжные гонки
24 марта Кл. час:"Твой режим дня".
17 апреля Кл. час:"Память и внимание", "Я здоровье берегу- сам себе я помогу".
12 мая К. час:"Я здоровье берегу- сам себе я помогу".

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Проведенное тестирование показывает, что мальчики экспериментальной группы (слабослышащие) опередили в результатах мальчиков контрольной группы лишь в прыжках в длину, в подтягивании на перекладине, в метании набивного мяча и в поднимании туловища. Девочки экспериментальной группы(слабослышащие) по сравнению с девочками контрольной группы показали себя в таких упражнениях как подтягивание на перекладине, шестиминутный бег, метание набивного мяча и поднимание туловища.

Используя на уроках физической культуры у слабослышащих детей младшего школьного возрастаэкспериментальной оздоровительной программы можно повысить уровень физического состояния учащихся школы.

Потому что школа является идеальным местом для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе, она оказывает значительное влияние на формирование личности ученика, его мировоззрение.

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности физического развития, физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха разной степени.

После знакомства с мнениями различных авторов пособий по физическому воспитанию слабослышащих и глухих младших школьников, сделаны следующие выводы:

1. Анализ режима дня детей с ослабленным слухом показывает, что их двигательная активность на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников.

2. При выполнении дозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%).

3. Использование в качестве параметров двигательных режимов младших школьников с нарушением слуха индексов физической активности позволяет косвенно оценить энергостоимость мышечных усилий разной интенсивности и расширить представления о взаимосвязи двигательной активности с уровнем физического состояния.

4. Значения параметров двигательной активности у мальчиков и девочек 8 - 10 лет, с нарушением слуха, определялись уровнем физического состояния: для школьников с низким и ниже среднего уровнем в структуре целенаправленной и произвольной двигательной активности преобладали энергозатраты на двигательные действия средней интенсивности (индекс физической активности среднего уровня); у школьников со средним и выше среднего уровнями - суммарные энергозатраты на мышечные усилия средней и высокой интенсивности (ИФА среднего и высокого уровня).

5. В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемость.

6. В процессе подачи информации использовать все виды речи-устную, письменную, жестовую.

И, наконец, традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.

Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффективному росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом.

Список литературы

Список используемой литературы

1. Аванесов К.Е. В сельской малокомплектной школе //Физкультура в школе. 1990.-№1.43с.

2. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М.,1975-270с.

3. Агеевец В. У., Састамойнен Т. В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации // Теория и практика физической культуры. 2004.-№ 5. 47–49с.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-222с.

5. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.-112 с.

6. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физческой культуре // Физическая культура в школе. 1987. №4. 32с.

7. Бутин И.М. Дифференцировать обучение на уроках легкой атлетике // Физкультура в школе. 1991.-№11. 12с.

8. Гаськов А. В., Марковец И. В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7–14 лет средствами ушу // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001.-№ 4. 49–50с.

9. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителя . М.: Просвещение, 1976.-128с.

10. Громбах С.М. Руководство по гигиене детей и подростков. М.,1964-211с.

11. Гуряова Л.С. Верные шаги малокомплектной школы.// Нородное образование. 1988.-10с.

12. Давыдов В.П., Воленко О.И. Сельская малокомплектная школа: Пособие для руководителей школ. М.: НИИ-школ,1986-75с.

13. Доскин В.А.Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.М.,1989-219с.

14. Дубровский А.А. Учителям о лечебной педагогике.Краснодар,1989-103с.

15. Кабисов И.С. Исследование методики урока физической культуры в малокомплектной начальной школе. М.: 1971-145с.

16. Кириллова Т.Г. Зотова Ф.Р. Современные методы исследований адаптации школьников к учебной и физической нагрузкам. - Набережные Челны: Кам ГИФК.-2002.

17. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: ВАКО, 2004-296 с.

18. Кореневская Е.И. Гигиенические условия обучения. Воспитание здорового школьника. М.,1971.57-69с.

19. Кудыкина Н.В. Особенности организации игровой деятельности детей в малокомплектной школе . М.: 1987-44с.

20. Куинджи Н.Н. Биология в школе. М.,2008-№2 17-21с.

21. Купер К. Новая аэробика. Система оздоровительных физических упражнений для всех возрастов. Сокр. пер. с английского. С. Шениламан. М.:1996-49с.

22. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.:2004-26с.

23. Кучма В. Р., Раенгулов Б. М., Скоблина Н. А. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей Приполярья. М.: НЦЗД РАМН, 1999-200 с.

24. Леонова Л.А. Рациональный режим дня в сельской малокомплектной школы. М.: 1987-57с.

25. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения М.,2005-512с.

26. Литвинов Е.Н., Виленский И.Я., Туркунов Б.Н. Программа физического воспитания учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1992.-77с.

27. Литвинов Е.Н Физическоя культура в школе. М.: 1993.-30с.

28. Личко А.Е.,Битенский В.С. Подростковая физиология. Л,1991-302с.

29. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,1976.-137с.

30. Матвеев Л.П., Новиков АД. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: 1991.-34с.

31. Мельникова М.А. Настольная книга учителя. М.: 1950. 157с.

32. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. М.:1990.-5с.

33. Поль Брэгг С., Нордемар Р. Позвоночник – ключ к здоровью. СПБ.,2006-335с.

34. Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием дошкольников и школьников на основе массовых тестов и их оздоровления в условиях школы. М.,2005.121с.

35. Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой учащимися на воздухе. М.,1998-277с.

36. Сметанкин А. А. и др. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-

дошкольных учреждениях. СПб.: НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.

37. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей / В.Л. Страковская. – М. : Новая школа, 1994. – 286 с.

38. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1972.-232с.

39. Стрезикозин В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной шкле. М.: Просвещение, 1968-245с.

40. Суворова Г.Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской школе: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1980.-112с.

41. Суворова Г.Ф. В центре внимания сельская школа.//Химия в школе. 1990.-№2.3с.

42. Суворова Г.Ф. Еще раз об условиях работы классов малакомплектов//Начальная школа. 1981.-№11. 61с.

43. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке//Начальная школа. 1987.-№4. 5с4.

44. Суворова Г.Ф. Некоторые проблемы сельской малокомплектной школы //Советская педагогика. 1981.-№2. 45с.

45. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе //Начальная школа. 1996.-№11.60-66с.

46. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной начальной школе. М.: Педагогика, 1980.-3с.

47. Суворова Г.Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной школе //Начальная школа. 1983. №11.-51с.

48. Сухарева Г.М., Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. М.,1986-496с.

49. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. 243с.

50. Тамбовский Г.А. Сельские школы Белгородчины //Начальная школа. 1994.-№11.5-7с.

51. Тикунова Л.И. Содержание и организация методической работы в школах РСФСР в 1987 //Начальная школа. 1987.-№7. 7с.

52. Тихвинский С.Б., Хрущева С.В. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991.-264с.

53. Тихомиров Ю.А. Самоуправление: От теории к практике. М.: Просвещение, 1998.-225с.

54. Ткач О.С. Физическое воспитание учащихся 15-16 лет вспомогательно-коррекционной школы. М.,1999.-18с.

55. Троицкий А. Малокомплектным школам внимание и помощь //Народное образование. 1984.-17с.

56. Уманская, А.А. Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита? / А. А. Уманская. – М. : Пан , Б. г., 1993. – 19 с., ил.

57. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Труды Кострома, 2001.-208с.

58. Ходов А.В. Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. СПб., 2005-76с.

59. Шадрин С.Е. Санитарные правила и нормы.М.,2006-78

60. Ядов Г.В. В помощь учителям сельских малокомплектных школ: Сб. руководящих документов. Йошкар-О<

Наши рекомендации