Становление специфической виртуальной культуры социальных сетей
Тема изучения виртуальных сообществ вписана в общую тему социологического изучения Интернета и его последствий для социальных изменений, поэтому чтобы описать предметную область изучения виртуальных сообществ сперва изложим основные направления, в рамках которых ведутся социологические исследования Интернета.
Во-первых, все современные исследования можно разделить на макросоциологические и микросоциологические. Первые обычно сфокусированы на последствиях функционирования Интернета как средства коммуникации в системе социальных институтов[54] - в политике, экономике и бизнесе, образовании, науке, искусстве, массмедиа. Также к макросоциологическим можно отнести: влияние Интернета на социальное неравенство («цифровой разрыв»), изменения в социальной структуре общества, и влияние на способы социальной интеграции[55]. В рамках последних двух тем исследуемыми объектами как раз являются различные виртуальные сообщества.
Интернет-коммуникация зачастую рассматривается как особая форма массовой или публичной коммуникации.
Микросоциологические исследования сфокусированы на изменении межличностных взаимодействий под влиянием Интернета как средства межличностной коммуникации. В рамках микросоциологических исследований Интернета рассматриваются вопросы изменения характеристик и форм межличностной коммуникации, изменения стиля жизни, влияния использования Интернета на изменение рационального поведения, тема социального капитала и сетей поддержки.
Чтобы понять специфику виртуальных сообществ, необходимо привести два различения: первое - между виртуальными сообществами и реальными сообществами; второе - между виртуальными сообществами и другими формами социальной интеграции, основанными на виртуальной коммуникации.
Начнем с первого различения. Впервые, термин «виртуальное сообщество» ввел Говард Рейнгольд в своей одноименной работе «Виртуальное сообщество: заселение электронных рубежей», опубликованной в 1993 году. Содержанием этой книги он фактически сформировал новое поле научной дискуссии, указав на рождение качественно новой формы социальной реальности. Рейнгольд дает следующее определение: «виртуальное сообщество» - это социальное образование, которое появляется на основе практики компьютерно-опосредованной коммуникации в Интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии достаточно долгое время и с присущими человеческими чувствами, чтобы сформировать ткань личных отношений в виртуальном пространстве[56]. Рейнгольд также пишет, что люди в виртуальных сообществах, используя лишь слова на мониторе, «обмениваются любезностями и спорят, участвуют в интеллектуальном дискурсе, осуществляют коммерческие операции, обмениваются знаниями, делятся эмоциональной поддержкой, строят планы, делают мозговые штурмы, сплетничают, враждуют, влюбляются, находят друзей и теряют их, играют в игры, флиртуют, создают немного произведений искусства и много пустой болтовни»[57]. Таким образом, Рейнгольд констатирует, что виртуальные практики изоморфны реальным, с той лишь разницей, что взаимодействие в виртуальной среде осуществляется через текст, хотя современные виртуальные коммуникации осуществляется уже с помощью всего арсенала мультимедийных средств. Поэтому виртуальные сообщества, согласно Рейнгольду, обладают всеми чертами, присущими «реальным» сообществам.
Главное, что нам необходимо заметить – любые стабильно существующие виртуальные сообщества имеют собственные цели существования и функционируют на основе норм и правил коммуникации, разделяемых большинством участников. Отсюда возникает потребность в социализации – обучении новых участников принятым правилам, что является еще одним существенным сходством с реальными сообществами.
Виртуальность пространства осуществления коммуникаций является первичной отличительной чертой, и все остальные черты виртуальных сообществ являются производными от этой осевой характеристики. Д.В. Иванов выделяет следующие универсальные свойства виртуального пространства (виртуальной реальности)[58]: нематериальность воздействия (эффекты, производимые изображаемым, характерны для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода подключения/отключения создает возможность прерывного существования).
Используя концепцию «виртуализации общества» Д.В. Иванова, мы можем интерпретировать виртуальные сообщества как симуляцию реальных, то есть как замещение вещных объектов образами, как замещение конкуренции действий конкуренцией образов, опосредуемых компьютерной техникой. Согласно Д.В. Иванову, виртуальные сообщества (тусовки) «симулируют непосредственное присутствие в общении, создают подобие социальной близости людей»[59]. Но это вытекает только из первого свойства виртуального пространства, что виртуальное по производимым эффектам подобно реальному. Мы же полагаем, что виртуальное пространство создает возможности для создания принципиально новых социальных явлений, что виртуальные сообщества не просто являются «киберпротезами» реальных сообществ, а радикально от них отличаются. Не по производимым эффектам, а по социальной структуре. Во-первых, эфемерность виртуальных сообществ позволяет объединять в единой коммуникации более многочисленную группу акторов, в отличии от реальных сообществ. А во-вторых, замещение реальных объектов образами/текстами и условность параметров хоть и вызывают в конечном счете эффекты подобные реальным, но создают принципиально новую механику взаимодействия (коммуникации) и принципиально новый вид ресурса, от которого может зависеть социальная структура виртуального сообщества.
На современном этапе развития науки для исследования процесса социализации молодежи является необходимым отметить тот факт, что этот процесс во многом характеризуется тем, какими ценностями руководствуется социализирующее молодых людей общество, какой тип взаимодействий должен быть в нем воспроизведен. Данный принцип не всегда учитывается современными исследователями. Так, профессор С.Г. Спасибенко отмечает: «…понятия социализации человека достаточно однозначно в последние десятилетия определены, однако они мало соотнесены с сегодняшней ситуацией развития общества». [60]
В настоящее время в современной России мы можем наблюдать не стабильное, устоявшееся общество, для которого разработаны, в основном, известные теории социализации молодых поколений, а своеобразный переход, который наша страна пытается совершить, вслед за развитыми западными странами, от индустриального к постиндустриальному, или так называемому информационному, обществу. Концепция информационного общества утвердилась в науке благодаря трудам таких известных ученых, как Д. Белл, А. Турен, А. Тоффлер. [61] Она предполагает, что определяющим фактором для развития подобного общества становится не промышленное производство, а теоретическое знание, превращающееся в основной фактор стоимости продукции, услуг, капитала. В информационном обществе уровень знаний, а не характер собственности, становится определяющим и в социальной дифференциации. Поэтому мы видим в современной России усиленное спонсирование Правительством исследований по развитию нанотехнологий, функционирование такого мощного инновационного научно-образовательного кластера, как Сколково, и т. д.
Одной из основных особенностей становления информационного общества, его предпосылкой, является развитие современных информационных технологий. Они позволили успехам в сфере обмена информацией между людьми развиться в последние годы просто в геометрической прогрессии. Однако, не смотря на очевидные преимущества, которые современные информационные технологии подарили обществу, в нашей стране они поставили некоторые вопросы о том, каким образом их частое использование повлияет на социализацию, на развитие современной российской молодежи. [62]
Бесспорно, информационная культура становится сейчас мощным самостоятельным средством социализации молодого поколения нашей страны. Виртуальность все больше и больше расширяет свои границы в общественной жизни. Вследствие этого интернет давно перестал уже быть только информационной базой для современной молодежи, сейчас он для данной категории людей является скорее зоной, в которой можно отдохнуть, пообщаться и просто хорошо провести время. Блоги, социальные сети, чаты предоставляют возможности не только для поддержания отношений со знакомыми и родными, но и для поиска новых друзей, единомышленников и даже спутников жизни.
К тому же виртуальная реальность предоставляет уникальную возможность создавать для себя несколько образов. Она позволяет современным молодым людям на время почувствовать себя «другим», «другими» и благодаря этому лучше понять свое собственное «Я», то есть опробовать различные стратегии поведения, а потом выбрать самые эффективные из них. Таким образом, во многих случаях опыт сетевого общения помогает молодым людям преодолеть застенчивость и скромность, препятствующие их успешной социализации в реальной жизни.
Однако развитие популярности интернета в последние годы становится просто неконтролируемым. Надо признать, что современная молодежь теперь в первую очередь принимает те ценности и модели поведения, которые пропагандируются именно виртуальной средой, это значит, что Сеть становится основным институтом их социализации, во многом заменяя такие традиционные и исследованные институты данного процесса, как семья, институты образования, религии. Однако в подобном случае возникает вопрос – способны ли сетевые коммуникации заменить привычное человеческое общение? Насколько опыт, приобретенный молодыми людьми в виртуальной среде, может быть потом адаптируем к реальной жизни, в которой все-таки предстоит реализовываться пока каждому конкретному человеку?
Следует отметить в связи с этим, что информация, распространяемая в Сети, носит хаотичный и неструктурированный характер.
Она может быть недостоверной, умышленно ложной или даже специально провокационной. Никто не несет ответственности за ее ложность, ведь виртуальное пространство – это пространство свободы, а неограниченная свобода всегда тесно граничит с анархией. [63]
Для того, чтобы иметь возможность правильно давать оценку информации, разбросанной по Сети, человеку нужно обладать прочными ценностными основаниями, знаниями и жизненным опытом.
Молодежь же этого всего не имеет, и она оказывается сейчас просто беззащитной перед всеразрушающим потоком разноплановой информации из Интернета.
Особые опасения вызывает стремление молодых людей не описывать свою реальную личность в Сети, а создавать для себя виртуальную, зачастую не имеющую ничего общего со своим создателем. Быстрый рост количества подобных виртуальных личностей в поле российского интернета не может не вызывать серьезных опасений у психологов. Замечено, что люди, пренебрегающие своим реальным «Я» ради созданной ими виртуальной личности, часто готовы пренебрегать в реальности и своим личным временем, своим внешним видом, питанием и сном. Даже отрываясь от виртуального мира, в реальной жизни они продолжают переживать произошедшие там с ними события и говорят о них, наделяя их равной значимостью с теми событиями, которые произошли в действительности, или даже большей. [64] Таким образом, стремление к уходу в виртуальную реальность, особенно у российской молодежи, являющейся довольно пассивной в политическом и социальном самовыражении, сегодня становится ужасающей тенденцией. Данный процесс тем опаснее, чем глубже он укореняется в самой культуре нашей страны.
Как отмечает О.Б. Скородумова, «усвоение ценностей массовой культуры, опирающихся на культ потребления и развлечения, пропагандирующих новизну впечатлений как самоценность, смену ролей как способ существования в быстро меняющемся мире, в конечном итоге повышает реальность распада реальной личности и приводит к полному погружению ее в жизненное пространство виртуальных миров». [65]
К тому же информационное изобилие и отсутствие границ часто делают нашу молодежь, итак не имеющую каких-то серьезных моральных идеалов, поверхностной и легковесной. Они читают знаменитую русскую литературу в комиксах, с Евангелиями знакомятся в экранизациях из Интернета, слушают классическую музыку, когда звонит мобильный телефон, признаются друг другу в любви по sms. Эта «поверхностность» постепенно переходит и в способы организации межличностных отношений. Связи между молодыми людьми сегодня перестают быть глубокими, искренними. Они все больше обретают черты некоторой техничности, прагматизма, расчета. Из этого следует, что внедрение современных информационных технологий в жизнедеятельность молодежи может обернуться для многих ее представителей одиночеством, душевной усталостью, ощущением пустоты и бесцельности жизни. [66]
Таким образом, влияние современных информационных технологий на процесс социализации молодежи нельзя однозначно трактовать как положительное или отрицательное, данный процесс является многогранным и сложным, он требует дальнейших, более подробных исследований.
В России за последнее семь лет стремительную популярность в Интернете приобретают социальные сети. В 1995 году появилась первая социальная Интернет-сеть «Classmates.сom», создателем которой является Рэнди Конрад. Позднее появляются мировые лидеры «Myspace», «Facebook», «Bebo», «LinkedIn Corporation», ставшие транснациональными сетями, и гиганты рунета – локальные соцпространства «Одноклассники», «В Контакте», «Мой мир@Mail.Ru», «Мой Круг». Многие из этих сетей являются типичными между собой и не имеют уникальной ценности, потому как клонирование концепций – наиболее простой подход к их созданию и выведению. По результатам исследования компании «HeadHunter», в 2010 году 89% всех интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях, а это более 25 миллионов активных пользователей, кто заходит в Интернет хотя бы один раз в день. Из них 72% имеют аккаунты «В Контакте», 45% в «Одноклассниках», 31% в «Facebook». [67]
Численность аудитории ресурса в 2012 году в РФ, по данным компании «Ingate», распределилась следующим образом: «В Контакте» – 120 млн., «Одноклассники» – 70 млн., «Facebook» – 9,3 млн., «Twitter» – 1,8 млн. В целом общая российская аудитория в интернете составляет более 60 млн. человек и более, чем у 90%, есть аккаунт в социальной сети, из них каждый четвертый проводит в сети более 20 ч. в месяц. [68] Наибольшую динамику прироста дают такие сети как «В Контакте» и «Facebook». В целом, более 30% россиян в той или иной степени вовлечены в социальные сети и при этом являются самыми активными пользователями в Европе. Сегодня социальные сети делятся на три большие группы: массовые для традиционного общения, тематические, имеющие более узкую направленность, и фото- и видео-хостинги, предполагающие общение посредством комментирования фотографий и видео.
Со второй половины ХХ века стало привычным для социологов понятие социальных сетей, как социальной структуры, состоящей из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними.
Это понятие было введено в 1954 г. Джеймсом Барнсом и позднее стало активно развиваться как научная теория. [69] Однако с развитием информационных технологий социальные сети как концепция нашли свое отражение в Интернете. Очевидно, что самое ценное в социальных сетях – это информация. Основой Интернет-сетей является информация, хранящаяся и периодически обновляемая в ее узловых элементах. Это учетные записи или аккаунты пользователей, посредством которых они сообщают о себе некоторой компьютерной системе. Контент в зависимости от мотивации может быть текстовым, видео-, фото и (или) аудио-форматом. Учетная запись может содержать достаточный объем личной информации: анкетные данные (имя, фамилия, отчество, псевдоним, пол, национальность, вероисповедание, возраст, место жительства, семейное положение и пр.), антропометрические показатели (рост, массу тела, группу крови и пр.), социально-психологические особенности (хобби, интересы, круг общения, культурные предпочтения и пр). В аккаунт также включается несколько фотографий или аватар пользователя.
Многие люди легко заполняют свои профили, выкладывают свои фотографии, не придавая особого значения тому, какое впечатление о себе они создают или как представляют себя Интернет-сообществу. При этом социальные сети представляют очень ценное информационное поле для многих заинтересованных лиц: маркетологов, правоохранительных органов, юристов, частных детективов, банковских работников и многих других. Поэтому объем и качество информации в социальных медиа целесообразно четко структурировать и фильтровать в зависимости от той цели, которую преследует пользователь. Активность пользователя социальной сети обладает рядом специфических особенностей:
– добровольность вхождения в сеть и активизации контактов, когда пользователь самостоятельно может принять решение о начале и уровне пользовательской активности, а также о форме и объеме предоставляемой информации;
– возможность управления коммуникацией по таким критериям, как время, форма, качество, целевая направленность, объем и обновление информации, транслируемой вовне, а также посредством выбора адресатов получения или блокирования информации извне;
– разрыв в достоверности информации в сети вследствие возможного несовпадения между воспринятой субъектом информацией, транслируемой информацией и реальностью, которая отражена в коммуникации;
– доминирование вербального компонента общения и отсутствие полноценной возможности для невербальной и паралингвистической коммуникации, передающей эмоции. [70]
Итак, социальная Интернет-сеть представляет собой интерактивную многопользовательскую информационную площадку, позволяющую общаться и дающую возможность для самовыражения.
Постепенно контент, как информационное наполнение таких ресурсов, настолько эволюционировал, что сегодня представляет среду для отображения, запечатления образа жизни человека. Пользователь, осознавая, что находится в обозрении перед другими пользователями, проявляет свою активность, чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован. Самостоятельно подбирая наиболее значимую информацию о себе в форме текста, фото, картинок, звуковых и видео-файлов, пользователь инициативно представляет себя Интернет-сообществу. Наполняя особым содержанием свой профиль в сети, человек может формировать свой имидж, создавать нужное впечатление о себе. Другими словами, пользователь выстраивает свою самопрезентацию. Человек нуждается в этом, потому как он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет. [71]
Таким образом, учитывая неограниченность контактов, социальную сеть можно считать мощным инструментом социально-психологического воздействия и взаимодействия. Однако, как и в межличностном взаимодействии, за пользователями, вступающими в диалог через виртуальную коммуникацию, сохраняется способность к распределению контактов по степени близости или доверия к ним.