Специфика общения молодежи в виртуальном пространстве социальных сетей

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Основная функция виртуального общения – коммуникативная. Но общение в киберпространстве отличается от реального: отсутствует или видоизменяется перцептивная сторона общения, появились новые механизмы коммуникации, что позволяет нам говорить о квазиобщении, т.е. мнимом, воображаемом. [72]

Изучению проблемы коммуникации в социальных сетях посвящены работы Шерри Теркла, в которых он доказывает, что современные технологии и социальные сети создают иллюзию общения, изолируют людей от реальной жизни. Исследования, проведенные Николасом Карра, говорят о том, что Интернет-общение ограничивает умственные возможности пользователей. Е. Морозов в своих работах обращает внимание на то, что виртуальный мир развивает безразличие к реальному. [73]

Как и любое явление, виртуальное общение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые непосредственно влияют на формирование личности пользователя. Так, период студенчества совпадает с возрастным периодом юности, в котором завершается формирование личности ребенка. Новообразованиями юношеского периода являются формирование мировоззрения, развитие интимно-чувственной сферы, формирование индивидуального стиля деятельности. Возрастные новообразования складываются как под непосредственным влиянием информационное пространство в целом, так и под взаимодействием киберпространства в частности. Социальные сети – это звено информационного пространства. [74]

Общение в социальных сетях имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительная сторона этого общения обеспечивается возможностью установления быстрого контакта с людьми не зависимо от их географического местонахождения, возможностью знакомства и общения с разными людьми.

Самым негативным последствием распространения социальных сетей является формирование у человека психологической зависимости от них как одного из видов компьютерной зависимости. В процессе квазиобщения утрачиваются навыки общения в реальности, умение устанавливать контакт на эмоциональном уровне и чувствовать собеседника. Нахождение пользователя в социальной сети занимает, как правило, много времени, которое он мог бы потратить на реальные контакты с близкими людьми или развитие своей личности. Помимо этого, нахождение длительное время за компьютером наносит вред физическому здоровью человека. [75]

Общение в Интернете, бесспорно, привлекает своей простотой и легкостью: можно общаться с людьми, недоступными в реальной жизни, причем общаться с ними, не выходя из дома. В сети легко и быстро найти единомышленников, можно немного подурачиться. И в то же время отсутствие визуального контакта и невербальных средств коммуникации затрудняет передачу всех эмоций, трудно понять, истинны ли чувства, о которых говорит собеседник. [76]

Несмотря на все особенности инфор­мационно-коммуникационных взаимодей­ствий в виртуальной социальной сети, важ­нейшим фактором, так же, как и в условиях взаимодействия «лицом к лицу», остаются межличностные отношения, а также моти­вы, складывающиеся в результате интерак­ций. Характер цели и, как следствие, воз­никающая между партнерами психологи­ческая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Так, количест­венная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения». [77] Круг общения показы­вает то количество людей, общение с кото­рыми осуществляется на том или ином уровне. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от сте­пени психологической близости и значи­мости выделять два круга желаемого об­щения: в первом располагаются люди, наиболее близкие, общение с которыми происходит на уровне интимно-довери­тельных отношений. Второй круг - это те люди, общение с которыми происходит на социально-деловом уровне. [78]

На основании данных положений и ли­тературного анализа А.Б. Барановым была разрабо­тана модель виртуального коммуникаци­онного взаимодействия в социальных се­тях Интернета (см. Приложение, рис. 1). В модели представлена структура взаимодействия меж­ду пользователями в условиях виртуаль­ной социальной сети, которая показывает всевозможные варианты, осуществления коммуникативных интеракций в ней. [79]

Единицей интеракции в данной модели является процесс отправления и получе­ния сообщений коммуникаторами. Данная модель наглядно демонстрирует, каким об­разом коммуникация, опосредованная се­тью может связывать друг с другом абсо­лютно незнакомых людей и поддерживать связь с уже знакомыми. Схема состоит из нижеследующих элементов (см. Приложение, рис. 2):

1. Ядро – те пользователи сети, кото­рые включены в виртуальное пространство социальной сети, в которое также входят другие пользователи, которые взаимодей­ствуют между собой, тем самым поддер­живая и развивая функционирование дан­ной сети.

2. Круг первого порядка - ближайший к ядру. На этой орбите находятся те пользо­ватели, взаимодействие которых с ядром происходит на уровне близких интимно-до­верительных отношений.

3. Круг второго порядка - дальний от ядра. На данной орбите находятся те поль­зователи, взаимодействие которых с яд­ром происходит на социально-деловом уровне.

4. Виртуальное пространство сети - это сама сеть, кибер-пространство, наполнен­ное многочисленными пользователями се­ти, которые создают, наполняют и поддер­живают ее функционирование. [80]

В схеме обозначены связи:

• двусторонняя связь между пользовате­лями (№ 1, рис. 1), подразумевающая обо­юдное коммуникативное взаимодействие;

• односторонняя связь между пользо­вателями (№ 2, рис. 1), подразумевающая попытку включиться в один из кругов обще­ния стороннего пользователя;

• усиленная двусторонняя связь между пользователями (№ 3, рис.1), подразуме­вающая не только обоюдное коммуника­тивное взаимодействие, но и высокую час­тоту взаимодействия между ними;

• связь, отражающая неудачную попыт­ку включения в коммуникативное взаимо­действие (№ 4, рис. 1). [81]

Стоит сказать о том, что взаимодействия внутри данной модели находятся в постоян­ной динамике - со временем связи могут ослабевать, усиливаться или даже исчезать. Пользователи могут переходить из одного круга общения в другой (приближаясь или отдаляясь от ядра), или вообще выходить из них (разрыв общения). Количество пользо­вателей, связанных между собой, а также количество пользователей, находящихся на орбитах неограниченно. Исходя из этого, можно говорить о том, что существует веро­ятность того, что теоретически в сети каж­дый может быть знаком с каждым. Это так называемая проблема «тесного мира», о которой писал Стэнли Милграм. [82]

Для сетевой коммуникации этот фе­номен становится еще более реальным, потому что в сети из-за ее особенностей более вероятно случайное знакомство пользователей, которое не привязано к географическим условиям проживания пользователей, и можно сказать, что каж­дое новое знакомство в сети теоретичес­ки увеличивает шансы расширить свой круг общения за счет круга знакомств но­вого собеседника.

Помимо трансформаций в структуре общения современной молодежи, необходимо отметить появление особого языка, на котором происходит это общение. Простота интернет-коммуникаций приводит к таким изменениям, как упрощение грамматических и орфографических правил. [83]

Сегодня можно говорить о появлении нового интернет-сленга. Речь идет об особом «падонкаффском» (или «олбанском») языке, получившем распространение в начале 2000-х годов. Это определенный стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т.н. эрративом), [84] частым употреблением ненормативной лексики и определенных штампов, характерных для сленга. Интернет-сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов.

Как отмечают филологи, изменения постоянно происходят в языке, он динамичен. И возможно, использование сленга в определенной субкультуре обогащает речь – при условии, что литературный язык не забывается. [85] Но что принесет перенос норм «олбанского» языка в повседневную жизнь вне сети? Каковы особенности использования интернет-сленга в повседневной жизни молодежи?

Для многих использование интернет-сленга – это всего лишь способ сэкономить время, а не просто модное средство общения и сближения с другими пользователями социальной сети.

Можно говорить о появлении особого русского языка. Причем впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета и социальных сетей.

Итак, стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в общении. Молодежь представляет собой активных пользователей Интернета, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации – это социальные сети. Интернет-коммуникации привели к значительному расширению дружеского круга (как минимум до трехсот человек), что, возможно, ведет за собой и некоторую трансформацию самого понятия «дружба». Из-за увеличения числа социальных связей время, уделяемое каждому конкретному другу, и содержательная наполненность коммуникации сокращаются. Возможно, скоро придется говорить о появлении новых форм дружеского общения, которые со временем могут изменить наше представление о дружбе в целом. Может ли быть человек одинок, когда в его социальную сеть входят более трехсот человек? Испытывает ли он избыток общения? Вот лишь некоторые направления дальнейших исследований интернет-коммуникаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети, обеспечивая пользователям квазиобщение, на самом деле изолируют людей друг от друга.


Наши рекомендации