Считаете ли вы, что существующая нормативно-правовая база может регулировать адаптивный спорт в Республике Беларусь?
Дипломная работа
на тему
«Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь»
Студент (ка) Ю.В.Пашкевич
Группа 047
Руководитель Ж.Н.Бондарович
НормоконтролёрЕ.А.Бородич
Работа защищена с оценкой: «_____________»
Дата защиты: «___» ____________2014
Протокол № __ от «___» ________2014
Минск 2014
Содержание
Общая характеристика работы.. 3
Перечень условных обозначений. 4
Введение. 5
Глава 1. Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь 6
1.1 Современное состояние развития адаптивного спорта в Республике Беларусь 6
1.2 Правовые основы деятельности организаций в сфере АС Республике Беларусь 14
1.3 Методологические основы принятия управленческих решений в АС.. 20
Глава 2. Методология и методика исследования. 26
Глава 3. Принятие управленческих решений в основных организационных и правовых аспектах адаптивного спорта. 28
Заключение. 40
Список использованных источников. 43
Приложение А.. 46
Общая характеристика работы
Актуальность:
Развитию адаптивного спорта уделяется всё большее внимание со стороны государства. Этот вопрос изучается с разных сторон и аспектов, одним из которых является принятие эффективных управленческих решений в области адаптивного спорта.
Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений. В связи с этим очень важно выявить, какие управленческие решения принимаются в адаптивном спорте.
Цель:изучить особенности принятия управленческих решений в адаптивном спорте Республики Беларусьи оценить их состояние.
Задачи:
1). Изучить современное состояние адаптивного спорта в Республике Беларусь;
2). Выяснить особенности принятия управленческих решений в данной области;
3). Изучить нормативно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь;
4). Изучить организационный аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь.
Объект исследования:особенности принятия управленческих решений в адаптивном спортеРеспублики Беларусь
Предмет исследования:факторы принятия управленческих решений в адаптивном спорте Республики Беларусь.
Перечень условных обозначений
МОК - международным олимпийским комитетом
ДС – дефлимпийский спорт
ЦИСС - международный спортивный комитет глухих
СРК - сурдлимпийский комитет
ВОС - Всероссийское общество слепых
АС - адаптивный спорт
АФК - адаптивная физическая культура
ФР - физическая реабилитация
АФВ - адаптивная физическая воспитание
АФР - адаптивная физическая рекреация
ПК – паралимпийский комитет
СОС – специальный олимпийской спорт
МСКГ - Международный спортивный комитет глухих
МПА СНГ - Межпарламентской Ассамблеи государств – участниц Содружества Независимых Государств
Введение
Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития любой отрасли жизнедеятельности человека. А в адаптивном спорте вопрос принятия управленческих решений наиболее актуален, так как от эффективности этих решений зависит ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды и др.
Любое управленческое решение связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами сферы деятельности и др.
Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности.
Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты.
Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.
Правовая сущность управленческого решения проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации.
Технологическая сущность управленческого решения заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения.
Сегодня Беларусь входит в двадцатку сильнейших мировых держав по адаптивному спорту.
Важными аспектами адаптивного спорта являются нормативно-правовой, который включает законы и подзаконные акты, и организационный аспект. Организационный аспект состоит из множества составляющих, таких как наличие спортсменов, материально-технической базы, финансирования, научно-методического и медицинского обеспечения, тренерского состава, а также системы соревнований. Во всех этих вопросах руководителю необходимо принимать эффективные управленческие решения. От эффективности,которых зависят судьбы множества людей и развитие отрасли в целом.
Глава 1. Организационно-правовой аспект адаптивного спорта в Республике Беларусь
1.1 Современное состояние развития адаптивного спорта в Республике Беларусь
Спорт у большинства людей ассоциируется со зрелищностью, физическим совершенством, толпами фанатов, огромными суммами вознаграждений. Однако существует спорт, лишённый таких броских атрибутов и проявления широкого интереса к нему, - спорт инвалидов, которому в современном обществе уделяется всё большее внимание.[23]
АС в теории АФК – это составляющая направление, компонент АФК наряду с адаптивным физическим воспитанием, адаптивной двигательной рекреацией и физической реабилитацией.
Рисунок 1.1– Структура адаптивной физической культуры
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений его функционирования. Наибольшее распространение получили 3 из них: паралимпийское, сурдлимпийское (дефлимпийское), специальное олимпийское, которые развиваются в рамках крупнейших международных спортивных движений:Паралимпийского, Дефлимпийского и Специального олимпийского. Эти направления возглавляют: Международный паралимпийский комитет(InternationalParalympicCommittee), Международный комитет Дефлимпийских игр ((InternationalCommitteeofSportsfortheDeaf) и Международная специальная Олимпиада (SpecialOlympicsInternational).
Рисунок 1.2– Структура адаптивного спорта
АС включает рекреационно-оздоровительный спорт (базовый) и спорт высших достижений. Один раз в четыре года проводятся летние и зимние Паралимпийские, Дефлимпийские, Специальные олимпийские игры.
В настоящее время в качестве классификационных критериев выделения направлений АС выступают нозологические группы (виды зоболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов и модель соревновательной деятельности.
Развиваются и другие направления АС:
· Среди лиц, перенёсших трансплантацию. Стремительное развитие применения искусственных имплантатов дает основания прогнозировать активизацию данного направления;
· Среди лиц, перенёсших инфаркт миокарда и др.[14]
Но пока количество стран, развивающих эти направления, и количество спортсменов – представителей соответствующих нозологических групп невелико.
В зависимости от принятой модели соревновательной деятельности все направления АС подразделяются на две группы:
· Направления, использующие традиционную модель соревновательной деятельности спортсменов-олимпийцев – паралимпийский спорт, дефлимпийский спорт;
· Направления, использующие нетрадиционную модель соревновательной деятельности спортсменов-олимпийцев – специальный олимпийский спорт.
Две модели соревновательной деятельности используются для лиц с нарушением интеллекта. Нетрадиционную модель соревновательной деятельности предлагает SOI, традиционную – Международная спортивная федерация для людей с нарушениями интеллекта (INAS-FID), которая была создана в 1986г. и является членом IPC.[5]
Таким образом, спортсмены с нарушениями интеллекта могут представлять паралимпийское и специальное олимпийское направления АС.
Организаторы паралимпийского и дефлимпийского спорта в качестве важнейшего условия социализации и социальной интеграции инвалидов выдвигают использование традиционной модели соревновательной деятельности, так как, с их точки зрения, именно в этом случае происходит реальное включение человека с ограниченными возможностями различных функций в жизнь общества [14].
К отличительным чертам традиционной модели соревновательной деятельности относятся:
1) процессуальная сторона соревнований:
· определение победителей и призёров;
· регистрация рекордов;
· ранжирование (распределение участников на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему);
2) связанные с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности:
· получение спортсменами – призёрами крупных международных соревнований солидных финансовых выплат от организаторов соревнований (призовой фонд); стипендий от государства, которое они представляют; вознаграждений от спонсоров за участие в рекламных акциях и др.;
· присвоение спортивных разрядов и званий, почётных званий;
· осуществление спортивной деятельности на профессиональной основе и др.
Отличительные черты нетрадиционной модели соревновательной деятельности:
1) процессуальная сторона соревнований:
· разделение участников соревнований по результатам предварительных испытаний на дивизионы – центральное (ключевое) звено системы организации соревнований по программе SOI;
· определение победителей и призёров соревнований;
· осуществление ранжирования только внутри дивизионов, но с исключением негативной оценки участников. В соревнованиях специальных спортсменов не может быть проигравших. Каждый спортсмен обязательно получает награду: победители – медали; остальные – наградные ленты. Стоимость медалей и наградных лент должны быть примерно одинаковыми;
· отсутствие фиксации рекордов. Главный рекорд – прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата;
2) связанные с социальной оценкой результатов соревновательной деятельности:
· запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов;
· отсутствие спортивных разрядов и званий;
· полное финансирование проведения соревнований организаторами и спонсорами;
· основная цель Специальной олимпиады – «помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноценными членами общества».
Самую сложную структуру имеет паралимпийский спорт, им занимаются лица, относящиеся к нескольким нозологическим группам.
Рисунок 1.3– Нозологическиегруппыпаралимпийского спорта
Международное паралимпийское движение – самое многочисленное из спортивных движений инвалидов.
Отличительная особенность организации соревнований в паралимпийском спорте – предварительный отбор и классификация спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп в соответствии со специально разработанной спортивно-медицинской классификацией, что позволяет создавать всем спортсменам равные возможности для победы в своей категории, а также обеспечивает определённый уровень их безопасности. Соревнования проводятся с учётом существующих международных правил по виду спорта для инвалидов данной группы.[16]
Программа соревнований для спортсменов с нарушением слуха и правила их проведения идентичны обычным. Особенность состоит в том, что действия арбитров обязательно должны быть видимыми.
На практике в Республике Беларусь развиваются все крупнейшие мировые спортивные движения инвалидов и направления АС – паралимпийский (только для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата), дефлимпийский, специальный олимпийский. Соответственно данным направлениям АС создана система национальных организаций, осуществляющих общественное управление ими:
Паралимпийский комитет Республики Беларусь (далее-ПК) – создан в 1996 году, признан Международным Паралимпийским комитетом в 1997 году[10]; Федерация физической культуры и спорта Белорусского товарищества инвалидов по зрению (ФФКиСБезТиЗ) – по видам спорта среди инвалидов по зрению; Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов (БФФКиСИ) – по видам спорта среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Белорусская спортивная федерация глухих (далее - БСФГ) создана в 1992 г. и с 1993 г. является членом Международного спортивного комитета глухих (CISS) (с 2001г. – ICSD), Международного шахматного комитета глухих (ICSC) и Европейской спортивной организации глухих (EDSO);
Белорусский комитет СпешиалОлимпикс (далее - БКСО). Национальная программа СпешиалОлимпикс признана международным движением специальной олимпиады в 1992 г.
Паралимпийский комитет Республики Беларусь возглавляет паралимпийское движение страны, участвует в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, а также общественными объединениями инвалидов единой государственной политики развития физической культуры и спорта среди инвалидов, в том числе среди детей с особенностями психофизического развития, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, уставами Международного и Европейского паралимпийских комитетов и своим уставом.
Высшим органом Паралимпийского комитета Республики Беларусь является Ассамблея, исполнительным органом - Исполнительный комитет (Исполком), основным рабочим органом Исполкома является секретариат.
Рисунок 1.4–Видыпаралимпийского спорта культивируемые в Республике Беларусь
Белорусский комитет СпешиалОлимпикс является общественной организацией, осуществляющей круглогодичные тренировки и спортивные соревнования по 16 олимпийским видам спорта для лиц с недостатками в умственном развитии. Целью деятельности является: объединение усилий граждан и организаций для создания благоприятных условий коррекции умственного, физического развития, социальной адаптации и раскрытия спортивных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Руководящим органом ОО«Белорусский комитет СпешиалОлимпикс»объединения является Исполком.
ОО«Белорусский комитет СпешиалОлимпикс»уникальная спортивная организация, объединившая более 10 тысяч воспитанников домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития, вспомогательных школ (школ-интернатов), учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.
Общественное объединение "Белорусская спортивная федерация глухих" – это республиканская общественная организация, созданная с целью создания благоприятных условий для раскрытия спортивных и творческих возможностей инвалидов по слуху, защита прав и законных интересов своих членов. Участия в международных спортивных мероприятиях.
Общественное объединение «Белорусская спортивная федерация глухих» (далее – ОО «БСФГ») ведет спортивно-оздоровительную работу с инвалидами по слуху на территории Республики Беларусь, представляет интересы глухих спортсменов в Республике Беларусь и за ее пределами.
ОО «БСФГ» является членом 3 международных спортивных организаций инвалидов по слуху: Международного спортивного комитета глухих (ICSD); Международного шахматного комитета глухих (ICSC); Европейского спортивного комитета глухих (EDSO).
ОО «БСФГ» ведет совместную работу по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов по слуху, проведению спортивных мероприятий, участию в международных спортивных мероприятиях совместно с Министерством спорта и туризма, управлениями по физической культуре, спорту и туризму городских, областных исполнительных комитетов, общественным объединением «Белорусское общество глухих».
Спортивные клубы ОО «БСФГ», коллективы физической культуры проводят работу по развитию физической культуры и спорта в областях Республики Беларусь. При содействии местных исполнительных комитетов проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, городские, областные соревнования. Сборные команды областей участвуют в чемпионатах Республики Беларусь, ведется подготовка к международным соревнованиям по видам спорта.
Проводится большая работа среди детей и молодежи из числа инвалидов с нарушением слуха. Систематически проходят спартакиады молодежи, а также совместно с общественным объединением «Белорусское общество глухих», Республиканским комитетом профсоюзов работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятии проводится круглогодичная спартакиада работников предприятий общественного объединения «Белорусское общество глухих».
Членами ОО «БСФГ» являются 233 человека. При этом ОО «БСФГ» проводит работу не только со своими членами, но и инвалидами с нарушением слуха всей республики.
В 2008 г. ОО «БСФГ» провело 18 республиканских соревнований и кубков по видам спорта, в которых участвовало более 1050 человек.
Спортивные клубы и первичные организации КФК провели 510 различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятии (364 физкультурно-оздоровительных мероприятия и 146 областных и городских соревнований по видам спорта), в которых приняло участие более 8 тыс. человек.
В 2008 г. подготовлено 78 спортсменов-разрядников, 14 кандидатов в мастера спорта, 4 мастера спорта, 2 мастера спорта международного класса, 13 судей по видам спорта.
Глухие спортсмены Республики Беларусь в 2008 г. приняли участие в 5 чемпионатах мира и Европы, на которых завоевали 15 медалей (5 золотых, 5 серебряных, 5 бронзовых) и установили мировой рекорд по легкой атлетике.
Председатель и заместитель председателя ОО «БСФГ» в 2008 г. приняли участие в работе XIV конгресса Европейской спортивной организации глухих EDSO и внеочередном конгрессе Всемирной спортивной организации глухих ICSD в г. Братиславе (Словакия), где обсуждались вопросы мировой реформы спорта глухих.
АС в теории АФК – это составляющая направление, компонент АФК наряду с адаптивным физическим воспитанием, адаптивной двигательной рекреацией и физической реабилитацией.
АС включает рекреационно-оздоровительный спорт (базовый) и спорт высших достижений.
В Республике Беларусь развиваются все крупнейшие мировые спортивные движения инвалидов и направления АС – паралимпийский (только для лиц с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата), дефлимпийский, специальный олимпийский. Соответственно данным направлениям АС создана система национальных организаций, осуществляющих общественное управление ими:
Паралимпийский комитет Республики Беларусь,Федерация физической культуры и спорта Белорусского товарищества инвалидов по зрению, Белорусская федерация физической культуры и спорта инвалидов, Белорусская спортивная федерация глухих, Международного шахматного комитета глухих и Европейской спортивной организации глухих, Белорусский комитет СпешиалОлимпикс.
1.2 Правовые основы деятельности организаций в сфере АС Республике Беларусь
В законодательстве Республики Беларусьединственный специальный закон, регулирующий общественные отношения в сфере физической культуры и спорта,это Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-X-ll «О физической культуру и спорте» (далее – Закон о спорте).
Он претерпевал изменения и дополнения:
- Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2003 г. № 251-З;
- Закон Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-З;
- Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 296-З;
- Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 51-З;
- Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З;
- Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З;
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З.
Статья 23 главы 3 «Физическая культура» Закона о спорте, определяет систему государственных органов, которые осуществляют организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, в том числе с детьми с особенностями психического развития. Проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с инвалидами совместно с ПК, организациями физической культуры и спорта, иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта. В эту систему входит Министерство образования Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией[13].
Понятие «инвалид» и порядок признания лица инвалидом определяет Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224 Xll «О специальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими гражданами. Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной комиссией.
Далее связующее звено между признанием лица инвалидом и возможностью начать занятия подходящим видом спорта прямого обеспечения не имеет. На практике таким лицам рекомендуется обращаться исходя из нозологической группы в соответствующую организацию – ПК, БСФК, БКСО [3].
Развитие законодательного регулирования в области АС – одна из межгосударственных задач стран – участниц СНГ. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участниц Содружества Независимых Государств (далее- МПА СНГ) от 23 ноября 2008 г. принят модельный закон «О паралимпийском спорте» (далее-Модельный закон).
Нормы, регулирующие общественные отношения вАС, содержат ряд иных модельных законов, принятых постановлениями МПА СНГ:
· «О физической культуре и спорте» (принят постановлением МПА СНГ № 33-23 «О новой редакции модального закона «О физической культуре и спорте» от 3 декабря 2009 г.») (далее – Модальный закон о спорте);
· «О студенческом спорте» (принят постановлением МПА СНГ от 16 июня 2003 г.);
· «О детско-юношеском спорте» (принят постановлением МПА СНГ от 16 июня 2003 г.);
· «О социальной защите инвалидов» (принят постановлением МПА СНГ от 16 июня 2003 г.).
Модальный закон «О профессиональном спорте», принят постановлением МПА СНГ от 31 мая 2007 г., не содержит специальных норм, регулирующих профессиональный паралимпийский и дефлимпийский спорт, однако многие его нормы применимы для данных направлений.
Модальные законы носят рекомендательный характер для парламентов государств – участниц СНГ, их положения не подлежат прямому применению на территории этих государств, не могут быть приняты во внимание при разработке национального законодательства[13].
Модельный закон о спорте установил приоритетность поддержки развития физической культуры и спорта среди социально незащищённых групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, здоровья, инвалидов, как один из основных принципов государственной политики в области физической культуры и спорта, реализовал комплексный подход к организационно-правовому регулированию АС:
· при определении субъектов физической культуры и спорта указаны общественные организации, возглавляющие все три направления АС, - Национальный паралимпийский комитет, Национальный сурдлимпийский комитет, Национальная специальная Олимпиада;
· гл. 2 «Организация деятельности в сфере физической культуры и спорта» Модельного закона о спорте включает ст. 13 «Национальное паралимпийское движение, Национальное сурдлимпийское движение, Национальная специальная Олимпиада, Национальный паралимпийский комитет, Национальный сурдлимпийский комитет, Национальная специальная Олимпиада, которая содержит определения основных национальных спортивных движений инвалидов, регламентирует правовой статус организаций, их возглавляющих».
Модельный закон о спорте содержит отдельную ст. 21 «Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов», которая содержит функции спорта инвалидов (АС) – социальная адаптация и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и его принципы – приоритетность, массовое распространение и доступность занятий спортом. АФК рассматривается как часть физической культуры, использующая комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 21 Модального закона о спорте также определяет:
· систему организаций, в которых осуществляется физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов с использованием методов АФК и АС;
· систему органов и организаций, которые создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки;
· право образовательных учреждений создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по АС;
· систему органов и организаций, которые способствуют созданию инфраструктуры физической культуры и спорта инвалидов;
· источники финансового обеспечения физической культуры и спорта инвалидов и др.
Модельный закон о спорте содержит нормы, которые утверждают:
· полномочия государства, органов исполнительной власти, административно-территориальных образований, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта инвалидов, причём следует отметить, что полномочия перечисленных органов разграничены;
· взаимодействие уполномоченных государственных органов и организаций с Национальным паралимпийским комитетом и Национальным сурдлимпийским комитетом при формировании Единой общенациональной спортивной классификации (ст. 32 Модельный закон о спорте), Единого календарного плана общенациональных и международных физкультурно-спортивных мероприятий (ст. 33 Модельный закон о спорте);
· финансовое и материально-техническое обеспечение физической культуры и спорта инвалидов, которое включает проектирование и строительство спортивных сооружений с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта, предоставление льготных условий содержания для спортивных сооружений – без подготовки спортивных сборных национальных команд, обязательства государства по обеспечению спортивных сборных национальных команд спортсменов-инвалидов, возможность освобождения от налогообложения в соответствии с законодательством о налогах исборах и др.;
· меры социальной защиты инваспортсменов и др[13].
Модельный закон устанавливает общие правовые, экономические и социальные основы деятельности в области паралимпийского спорта, а также определяет основные принципы законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемые в государствах – участниц СНГ.
В настоящее время предложенный исследованными модельными законами подход к правовому регулированию АС на уровне законодательных актов в Беларуси не воспринят.
Законы о физической культуре и спорте стран-участниц СНГ, принятые в разное время, в большем или меньшем количестве содержат нормы, регулирующие АС.
В странах СНГ предложенный модельным законом подход к законодательному и организационно-правовому регулированию АС наиболее реализован в России и Азербайджане.
АС регулируется в законах о физической культуре и спорте с учётом трёх его основных направлений только в трёх стран мира – России, Азербайджане, Казахстане.
Особенностью законодательного регулирования в Украине, как уже отмечалось, является наличие Закона Украины от 14 сентября 2000 г. «О поддержке олимпийского, паралимпийского движения и спорта высших достижений в Украине». Закон Украины «О физической культуре и спорте» от 24 декабря 1993 г. также содержит ряд норм, касающихся АС. С 1 января 2011 г. он действует в новой редакции, можно ознакомиться с изменениями в правовом регулировании физической культуры и спорта в данной стране.
Необходимо отметить, что Закон Республики Таджикистан 2003 г. «О детско-юношеском спорте» содержит отдельную ст. 21 о физическом воспитании и реабилитации детей и юношей-инвалидов.
Закон Республики Армении от 10 июля 2001 г. «О физической культуре и спорте» - единственный из аналогичных законов стран СНГ не имеет отдельной статьи о регулировании физической культуры и спорта инвалидов и включает только положения о том, что уполномоченный орган государственного управления физической культурой и спортом содействует осуществлению физкультурных и спортивных программ среди инвалидов. Но данный Закон действует в редакции от 10 июня 2009г., следовательно, могут быть изменения по сравнению с исследованной редакцией.
Таким образом, из законов, посвящённых физической культуре и спорту, стран СНГ только Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» регулирует не спорт инвалидов, а спортивно-массовую работу с инвалидами.
В настоящий момент законодательством Беларуси в определённой степени регламентируются следующие аспекты АС:
· государственная политика и полномочия государственных органов;
· полномочия местных исполнительных и распорядительных органов;
· взаимодействие различных государственных органов, организаций физической культуры и спорта, иных организаций с ПК;
· правовое положение ПК;
· развитие детско-юношеского АС: подготовка детей-инвалидов в специализированных учебно-спортивных учреждениях по видам спорта, включённым в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр;
· программы подготовки детей-инвалидов Министерства спорта и туризма Республики Беларусь:
· проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц в особенностями психофизического развития;
· международное сотрудничество;
· единая спортивная классификация, которая устанавливает для инвалидов спортивные звания и разряды с включением в изменения слов «среди инвалидов». Следует рассмотреть вопрос об устранении отличий спортивных званий и разрядов в паралимпийском и дефлимпийском спорте от перечня спортивных званий и разрядов в целом;
· присвоение почётных званий «Заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь», «Заслуженный тренер Республики Беларусь», «Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь»;
· государственные социальные гарантии, а именно денежное вознаграждение спортсменам и их тренерам по итогам участия в Паралимпийских и Дефлимпийских играх (устанавливается указами Президента Республики Беларусь): именные стипендии Президента Республики Беларусь спортсменам за выдающиеся результаты на Паралимпийских и Дефлимпийских играх, а также тренерам, обеспечивающим подготовку этих спортсменов;
· права организаторов спортивных мероприятий на их освещение;
· финансовое и материально-техническое обеспечение, в частности развитие и укрепление материально-технической базы спортивных сооружений для подготовки спортсменов национальной команды Республики Беларусь по инваспорту, предоставление безвозмездной помощи организациями и индивидуальными предпринимателями в целях поддержки олимпийского и паралимпийского движения Беларуси; обеспечение спортивным имуществом учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений;
· социальная защита, которая заключается в организации перевода жестового языка; предоставлении бесплатных услуг по переводу жестового языка; наличии в организациях, имеющих физкультурно-спортивные сооружения, должности инструктора по физической культуре и спорту с навыками сурдперевода при работе с глухими, занимающимися физической культурой и спортом (на каждые 75-100 человек); обеспечение инвалидам доступа и пользования физкультурно-спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, предоставления специального спортивного инвентаря бесплатно или на льготных условиях и др.
В законодательстве Республики Беларусьединственный специальный закон, регулирующий общественные отношения в сфере физической культуры и спорта,это Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-X-ll «О физической культуру и спорте».
Статья 23 главы 3 «Физическая культура» Закона о спорте, определяет систему государственных органов, которые осуществляют организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, в том числе с детьми с особенностями психического развития.
Развитие законодательного регулирования в области АС – одна из межгосударственных задач стран – участниц СНГ.
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участниц Содружества Независимых Государств от 23 ноября 2008 г. принят модельный закон «О паралимпийском спорте», в котором прописаны нормы, регулирующие общественные отношения в АС.
АС регулируется в законах о физической культуре и спорте с учётом трёх его основных направлений только в трёх стран мира – России, Азербайджане, Казахстане.
В настоящий момент законодательством Беларуси в определённой степени регламентируется большинство аспектов АС[13].
1.3 Методологические основы принятия управленческих решений в АС
Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или норм