Посредством национальных подвижных игр
В опытно-экспериментальной части исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Развития скоростно-силовых качеств и ловкости.
2. Укрепление основных мышечных групп.
3. Повышение психоэмоционального состояния.
4. Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Воспитание осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Наши занятия проводились ежедневно по 45 минут в течение 4 недель в МБОУ СОШ №27.
Методика проведения подвижных игр.
Занятия строились по общепринятому плану: разминка, основная часть, заключительная часть. Игры включались в основную часть занятия.
Во вводной части занятия использовались: построения, перестроения, общеразвивающие упражнения в игровой форме.
В основной части применялись непосредственно Каракалпакские подвижные игры и русские народные игры.
Из Каракалпакских применялись следующие игры:
1) На развитиеловкости - вращение веревки (аркан айландырыу), воздушный мяч (хауа топ), в домики (уй - уй), кто ловкий (ким шаккан) и др.
2) На развитиесилы - кто сильнее (ким кушли), перетягивание каната (аркан тартысыу), палкой в круг (таяктыдонгелекке) и ряд др.
3)На развитиебыстроты - держи палку (таяктыусла), в прятки (жасырынбак), раскрой ладони (алаканындыаш) и ряд др.
Рассмотрим методику формирования ловкости на примере русских народных подвижных игр.
«Охотники и зайцы».
Мы предлагали детям сыграть в подвижную игру «Охотники и зайцы». При положительном ответе детей, учитель объясняет правила игры. Затем дети самостоятельно выбирают двух «охотников», которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети–«зайцы», они сидят в своей «норке». «Охотники» обходят вокруг этой «норки», притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки. На слова учителя: "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок", зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут–те дети становятся охотниками.
Для детей данной возрастной группы важен результат игры, и поэтому они стараются как можно дольше продержатьсяна игровом поле. Для этого дети придумывают различные извороты, чтобы избежать попадания мяча, особо внимательно следят за действиями водящих и как-бы заранее стараются предугадать траекторию полета мяча.
Далее приведем пример русской народной игры без применения мяча.
«Караси и щука».
Для данной игры дети с помощью считалки выбирают водящего. Водящий будет выполнять роль «щуки». Остальные дети – «караси». «Щука» должна уйти на один конец игрового поля, а «караси» на другой. По сигналу педагога, «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» их ловит. Пойманные «караси» берутся за руки и, встав поперек, образуют так называемую «сеть». Теперь оставшиеся «караси» должны перебегать на другую сторону через «сеть». Водящий стоит за сетью и старается поймать игроков. Когда пойманных карасей становится восемь-девять, они образуют корзины-круги, через которые нужно пробегать. Когда пойманных карасей становится больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который будут пробегать оставшиеся играющие.
В итоге побеждает тот, кто остается последним, не пойманным. Ему и будет поручена роль водящего.
Во время наблюдения за детьми в процессе подвижной игры «Караси и щуки» нами было отмечено, что дети данной возрастной группы хорошо знают правила игры и следят за тем, чтобы эти правила выполняли все без исключения дети.
Важно также отметить, что дети адекватно воспринимают свои некоторые неудачи в подвижной игре и не проявляют заметного расстройства.
Для детей данной возрастной группы можно предложить также русскую народную подвижную игру «Удочка».
Для данной игры дошкольники могут также самостоятельно выбрать водящего, использовав для этого считалку или по собственному желанию ребенка. Остальные дети встают в круг. Водящему выдают скакалку, которая и будет его «удочкой». Он должен водить этой «удочкой» по кругу, стараясь поймать как можно больше игроков. Первый ребенок, которого поймает водящий, должен будет заменить его и продолжить игру.
Данная русская народная подвижная игра способствует формированию ловкости у детей посредством того, что дети захотят подольше оставаться «рыбками» и будут старательно проявлять быструю реакцию на изменяющиеся игровые условия.
При построении игровых занятий применялась следующая схема подбора подвижных игр и игровых упражнений:
1. Подвижная игра средней интенсивности.
2. Подвижная игра высокой интенсивности.
3. Подвижная игра средней интенсивности.
4. Подвижная игра высокой интенсивности.
5. Подвижная игра средней интенсивности.
6. Подвижная игра малой интенсивности
7. Игры на внимание или игры на месте.
В заключительной части нагрузка постепенно снижалась. Использовались дыхательные упражнения, игры на внимание, упражнения на расслабление.
В середине эксперимента нами было принято решение провести дополнительный (промежуточный) эксперимент с целью выявления эффективности методики проведения национальных подвижных игр для развития скоростно-силовых качеств и ловкости а при необходимости – её коррекции. В результате промежуточного эксперимента были получены следующие данные.
Таблица 2. Промежуточный эксперимент
№ | Ф.И. учащихся | Бег на 30м | Челночный бег | Прыжок в длину с места |
Азямов Алексей | средний | средний | низкий | |
Бикбулатова Азалия | средний | низкий | средний | |
Вовкин Артём | высокий | низкий | средний | |
Ерёмин Владислав | средний | средний | средний | |
Ишмухаметова Ильмира | средний | средний | высокий | |
Ильясов Ильяс | средний | средний | средний | |
Муратова Альфия | средний | низкий | низкий | |
Петров Данил | высокий | средний | низкий | |
Соколов Александр | низкий | высокий | средний | |
Юлдашев Сагит | средний | низкий | средний |
Бег на 30 м:
- высокий уровень асимметрии – 3 человека: Вовкин Артём, Муратова Альфия, Петров Данил (30%);
- средний уровень асимметрии – 6 человек: Азямов Алексей, Бикбулатова Азалия, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Мльяс, Юлдашев Сагит (60%);
- низкий уровень асимметрии –1 человек: Соколов Александр (10%).
Челночный бег:
- низкий уровень– 4 человека:Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Муратова Альфия, Юлдашев Сагит (40%);
- средний уровень– 4 человека: Азямов Алексей, Ерёмин Владислав, Ильясов Ильяс, Петров Данил (40%);
- высокий уровень– 2 человека: Ишмухаметова Ильмира, Соколов Александр (20%).
Прыжки в длину с места:
- низкий уровень – 3 человек: Азямов Алексей, Муратова Альфия, Петров Данил (30%);
- средний уровень – 6 человек: Бикбулатова Азалия, Вовкин Артём, Ерёмин Владислав, Ильясов Ильяс, Соколов Александр, Юлдашев Сагит (60%)
- высокий уровень – 1 человек: Ишмухаметова Ильмира (10%).
Таким образом, в результате проведенной диагностики у детей младшего школьного возраста, было выявлено, улучшение исследуемых показателей, отражающих уровень развития скоростно-силовых качеств и ловкости.
В конце всего курса занятий мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективности проводимой нами методики игровых занятий для детей младшего школьного возраста с низким развитием скоростно-силовых качеств и ловкости.