Организация опытно-экспериментальной
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮСКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
КАЧЕСТВ И ЛОВКОСТИ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика уровня развития скоростно-силовых
Качеств и ловкости у детей младшего школьного
Возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУСОШ № 27.
Вся программа исследований поразвитию скоростно-силовыхкачеств и ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры была выполнена в три этапа.
Первый этап проводился с сентября 2013 г. по апрель 2014г. Основной целью исследования было изучение и теоретическое обоснование особенностей развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
Второй этап с сентября 2014г. по апрель 2015г.Разработка содержания, форм и методов развития скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста при помощи подвижных игр; обработка и анализ результатов исследования.
В состав экспериментальной группы вошли учащиеся 4В класса, в количестве 10 человек – 5 мальчиков и 5 девочек. Все дети имеют сниженный уровень развития физических качеств.
Третий этап (май 2015г.) предполагал выполнение статической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов обследования.
Целью констатирующего эксперимента являлось проверка уровня развития физических качеств.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести диагностику уровня развитияскоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста.
2. Разработать методы и приемы развития скоростно-силовых качеств и ловкости при помощи подвижных игр.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1. Бег на 30 м с высокого старта.
Определяет способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий (быстроту).
Задание проводилось на беговой дорожке (длина 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечались линии старта и финиша. Тестирование проводили двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5 -7 м ставился яркий ориентир. По команде учителя «Внимание!» ребенок подходил к линии старта и принимал стартовую позу. Затем следовала команда «Марш!» - взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). Предлагалось две попытки, фиксировался лучший результат.
2. Челночный бег.
Определял способность быстроты и точности перестраивать действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 м.
Ребенок вставал у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент учитель включал секундомер) трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию, на которой на прямой линии были расположены конусы. Ребенок должен был забежать за конус, и коснуться линии. Фиксировалось общее время бега.
3. Прыжки в длину с места.
Определял скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Тест проводили в физкультурном зале напоролоновым мате, на котором была нанесена разметка через каждые 10 см. тестирование проводили два преподавателя-первый объяснял задание, следил за тем, как ребенок принимал и.п. для прыжка, дает команду «Прыжок!»; второй замерял длину прыжка (с помощью разметки на полу).
Ребенок встает у линии старта, отталкивался двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгал на максимальное расстояние (при приземлении нельзя опирался). Измерялось расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.
Давалось две попытки, засчитывалась лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: и.п. энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю на стопу.
Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывалась та попытка, и фиксировался тот результат, который отмечался в момент постановки ног на опору.
Таблица 1. Констатирующий эксперимент
№ | Ф.И. учащихся | Бег на 30м | Челночный бег | Прыжок в длину с места |
Азямов Алексей | средний | средний | низкий | |
Бикбулатова Азалия | средний | низкий | средний | |
Вовкин Артём | низкий | средний | низкий | |
Ерёмин Владислав | низкий | низкий | низкий | |
Ишмухаметова Ильмира | низкий | низкий | средний | |
Ильясов Ильяс | низкий | средний | низкий | |
Муратова Альфия | средний | низкий | средний | |
Петров Данил | низкий | низкий | низкий | |
Соколов Александр | средний | средний | средний | |
Юлдашев Сагит | низкий | низкий | средний |
В результате констатирующего эксперимента были получены следующие данные.
У большинства испытуемых были выявлены низкие и средние скоростные качества в беге на 30м, что говорит о наличии низкого уровня физического развития:
- высокий результатна констатирующем эксперименте не выявлялся (0%);
- среднийрезультат– 4 человека: Азямов Алексей, Бикбулатова Азалия, Муратова Альфия, Соколов Александр (40%);
- низкийрезультат –6 человек: Вовкин Артем, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Ильясов Ильяс, Петров Данил, Юлдашев Сагит(60%).
Скоростные качествау большинства испытуемых была на очень низком уровне.
- низкий уровень–7 человек: Азямов Алексей,Бикбулатова Азалия, Ерёмин Владислав, Ишмухаметова Ильмира, Муратова Альфия, Петров Данил, Юлдашев Сагит (70%);
- средний уровень– 3 человек: Вовкин Артём, Ильясов Ильяс, Соколов Александр (30%);
- высокий уровень - на констатирующем эксперименте не выявлялся (0%).
Плечевой показатель у большинства испытуемых был на достаточно высоком уровне, что говорит о наличии серьезных нарушений осанки:
- низкий уровень – 7 человек: Ахметьянова Лина, Васильева Алина, Ефимов Вячеслав, Куликов Максим, Петрова Лия, Садриев Арслан, Шагапова Зарина (70%);
- средний уровень – 3 человека: Бикмурзин Илья, Кострова Анастасия, Токарев Даниил (30%)
- высокий уровень – на констатирующем эксперименте не выявлялся (0%).
Таким образом, в результате проведенной диагностики у детей младшего школьного возраста, было выявлено наличие низкого уровня развития скорости, силы и ловкости. Что говорит о наличии низкого развития скоростно-силовых качеств и ловкости.