Глава 1. теоретическое обоснование в формировании скоростно-силовых качеств и ловкости у детей младшего школьного возраста посредством национальных подвижных игр
Анализ психолого-педагогической литературы по развитию скоростно-силовых качеств и ловкости у детей
Младшего школьного возраста
Современное общество рассматривает физическую культуру как основное средство воспитания всесторонне развитой и социально активной личности. Об этом свидетельствует принятие ряда основополагающих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1995), указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (1998), «О повышении роли здорового образа жизни россиян» (2002), «Об усилении роли физической культуры и спорта» (2002).
Повышается роль воспитания психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, в связи с их значением для подготовки ребёнка к жизни, труду и защите Отечества, выбором профессиональной и спортивной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что наиболее противоречивой и наименее изученной в теории и методике физического воспитания является проблема воспитания ловкости.
По мнению Ю.Ф.Змановского, В.Гаврийски и др., ловкость не существует. Некоторые специалисты рассматривают ловкость как вид сложнокоординированной деятельности (Е.П.Ильин, В.И.Лях, D.Blume, P.Hirtz, G.Schnabel и др.).
В то же время ряд ученых подчеркивают, что ловкость является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности (Н.А.Бернштейн,В.М.Зациорский, Е.П.Ильин, В.И.Лях, И.М.Туревский, В.С.Фарфель и др.). Так как, именно она обусловливает точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, чувство равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями окружающей обстановки. Основу ловкости составляет подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. Процессы антеципации и экстраполяции, специфичные для данного качества, обеспечивают, так называемый, «перенос навыков» по механизму условнорефлекторной деятельности (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, В.И.Лях, Л.П.Матвеев,А.Д.Новиков и др.).
Характерно, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную двигательную деятельность является наиболее характерным проявлением ловкости (А.А.Гужаловский, Е.П.Ильин, П.Ф.Лесгафт, В.И.Лях, Е.А.Покровский, Э.Я.Степаненкова, И.М.Туревский, Н.С.Филитис и др.).
Работы Н.А.Бернштейна, В.И.Ляха, И.М.Туревского, В.С.Фарфеля и др. доказывают: ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма, и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.
Разделяя мнение В.М.Зациорского, мы рассматриваем воспитание ловкости как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника [87, с.7].
Большинство исследований отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания направлено на выявление закономерностей развития данного психофизического качества, главным образом, у взрослых людей в отдельных видах спорта (В.М.Зациорский, Н.В.Зимкин, А.Н.Крестовников, А.Д.Новиков, Н.Г.Озолин, В.С.Фарфель, и ДР-)
В ряде работ освещены методы и средства формирования ловкости у юных спортсменов (В.М.Волков, А.В.Коробков, З.И.Кузнецова, И.М.Туревский, А.М.Шлёмин и др.). Относительно незначительная часть исследований посвящена формированию ловкости у школьников, не занимающихся спортом (А.А.Гужаловкий, Л.Б.Кофман, В.И.Лях, В.П.Филин и др.).
Научные труды, имеющие непосредственное отношение к детям дошкольного возраста, занимают среди них непропорционально малое место, а существующее представление о значении и методике воспитания у дошкольников такого важного психофизического качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени.Тем не менее, старший дошкольный возраст признаётся сензитивным с периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Пластичность нервной системы обусловливает воспитание данного психофизического качества и создаёт большие возможности для быстрой перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (Т.В.Артамонова, Е.Н.Вавилова, В.А.Гуляйкин, Н.А.Ноткина, А.А.Ругина иДР-).
Базовой основой для воспитания ловкости у дошкольников является создание осознанного представления о структуре движения, его пространственно-временных характеристиках, технике выполнения. Необходимо также «обыгрывание» навыка в различных условиях, что способствует отработке сенсорных коррекций и улучшению тренированности выполняющих движение мышц. Такие возможности представляются при использовании подвижных игр, отвечающих необходимым требованиям и организованных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В подвижных играх непрерывно и внезапно изменяются условия, играющим приходится переключаться от одних действий к другим, заранее не обусловленным, в кратчайшее время решать двигательные задачи. Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений детей в игре ложится в основу особого свойства мышления - антеципации [26], позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхищая намерения партнёра и последствия своих собственных действий. Следует отметить, что игра позволяет моделировать не только типичные, но и редкие ситуации, которые трудно решить, применяя стандартные средства (Е.А.Аркин, А.И.Быкова, П.Ф.Каптерев, Д.А.Колоцца, М.М.Конторович, И.М.Коротков, П.Ф.Лесгафт, Л.И.Михайлова, Т.И.Осокина, Е.А.Покровский, Н.В.Полтавцева, Э.Я.Степаненкова, Е.А.Тимофеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский и др.).
Авторы ряда работ рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что последние способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях окружающей обстановки. Однако экспериментальных данных, относительно детей старшего дошкольного возраста, они не приводят (Т.В.Артамонова, А.И.Быкова, Е.Н.Вавилова, В.И.Лях, Н.А.Ноткина, И.М.Туревский и др.).