Программа курса « Грамотей». Техника и выразительность речи.

Класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематический план

Содержание тематического блока Всего часов Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
«Общие понятия» (ч)
Слово.   Речь. Техника и выразительность речи.   Текст.     Предложение и словосочетание.           в течение всего курса Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.   Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.   Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.   Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.  

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

· Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

·

Календарно-тематическое планирование

Дата Тема занятия Тип занятия Элементы содержания Вид контроля Требования к уровню подготовки обучающихся
  Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. ОНЗ Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. Б Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.
  Фразеологизмы.     ОНЗ Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. С,В Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова.
  Фразеологизмы К Составить рассказ, используя фразеологизмы. И Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
  Диалектизмы. ОНЗ Значение диалектизмов в литературном языке. С,В Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке.
  Сравнение, эпитеты, олицетворение. ОНЗ Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. С,В Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.
  Метафора. ОНЗ Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. С,В Роль метафоры в художествен- ном тексте.  
  Пословицы и поговорки. Афоризмы. ОНЗ Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. Б Умение уместного употребления пословиц в речи.
  Сочинение по пословице. К Составлять текст по заданной пословице. И Умение раскрывать смысл пословицы.
  Анализ сочинений по пословицам. РФ Работа над орфографическими и речевыми ошибками. С Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.
  Художественный стиль. Общее понятие. ОНЗ Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. С,В Умение составлять текст в художественном стиле.
  Сочинение – пейзажная зарисовка. К Подбор образных средств для написания сочинения. И Умение составлять текст в художествен- ном стиле.
  Рифма. ОНЗ Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. Б Умение определять стихи, определенный ритм.
  Диалог и монолог. ОНЗ Определение в тексте диалогов, монологов. Б Диалог и монолог как форма речи.
  Драматические импровизации. ОНЗ Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. С,В Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
  Драматические импровизации. ОНЗ Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». С,В Уметь трансформировать рассказ в пьесу.
  Композиция текста. Основные элементы композиции. ОНЗ Знакомство с элементами композиции текста. С,В Уметь определять все части текста.
  Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. ОНЗ Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. С,В Уметь определять элементы композиции текста.
  Творческая работа. К Письмо сочинения на определенную тему. И Писать сочинение на определенную тему.
  Сочинение – миниатюра в художественном стиле. К Письмо сочинения в художественном стиле. И Составлять текст в художественном стиле.
  Творческая работа. К Письмо сочинения «наоборот». И Сочинение сказки по опоре.
  Публицистический стиль. ОНЗ Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. Б Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.
  Газетно – публицистический стиль. ОНЗ Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. Б Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.
  Деловая игра «Вёрстка газеты». ОНЗ Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. С,В Формирование умения выпускать стенную газету.
  Официально – деловой стиль. ОНЗ Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. С,В Формировать умение написания деловых документов.
  Тезисы. Конспект. ОНЗ Составления конспекта. С,В Формировать умение написания конспектов статей.
  Аннотация. ОНЗ Написание аннотации к любимой книге. С,В Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.
  Я пишу письмо. ОНЗ Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. С,В Формирование умения оформления адреса на письме.
  Личный дневник. ОНЗ Важность ведения личного дневника. С,В Умение вести записи в личном дневнике.
  Сочинение «Мои любимые стихи». РФ Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. С,В Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.
  Сочини сценарий для мультфильма. РФ Придумать тему, каждому герою роль. С,В Формирование навыка составления мультфильма.
  Конкурс на лучшее название конфет. РФ Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. С,В Оформление своих исследований в виде презентации.
  Обобщение. Проверочная работа. К Лингвистический турнир. И Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Наши рекомендации