Программа курса « Грамотей». Техника и выразительность речи.
Класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематический план
Содержание тематического блока | Всего часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
«Общие понятия» (ч) | ||
Слово. Речь. Техника и выразительность речи. Текст. Предложение и словосочетание. | в течение всего курса | Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
· Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
·
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | ОНЗ | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Б | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. | |
Фразеологизмы. | ОНЗ | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | С,В | Формирование представления о фразеологиз- мах. Уметь определять слова с переносным значением слова. | |
Фразеологизмы | К | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | И | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | |
Диалектизмы. | ОНЗ | Значение диалектизмов в литературном языке. | С,В | Формирование представления о диалектиз- мах. Диалекты в литератур- ном языке. | |
Сравнение, эпитеты, олицетворение. | ОНЗ | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | С,В | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. | |
Метафора. | ОНЗ | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | С,В | Роль метафоры в художествен- ном тексте. | |
Пословицы и поговорки. Афоризмы. | ОНЗ | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Б | Умение уместного употребления пословиц в речи. | |
Сочинение по пословице. | К | Составлять текст по заданной пословице. | И | Умение раскрывать смысл пословицы. | |
Анализ сочинений по пословицам. | РФ | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | С | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. | |
Художественный стиль. Общее понятие. | ОНЗ | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | С,В | Умение составлять текст в художественном стиле. | |
Сочинение – пейзажная зарисовка. | К | Подбор образных средств для написания сочинения. | И | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. | |
Рифма. | ОНЗ | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Б | Умение определять стихи, определенный ритм. | |
Диалог и монолог. | ОНЗ | Определение в тексте диалогов, монологов. | Б | Диалог и монолог как форма речи. | |
Драматические импровизации. | ОНЗ | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | С,В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | |
Драматические импровизации. | ОНЗ | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | С,В | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | |
Композиция текста. Основные элементы композиции. | ОНЗ | Знакомство с элементами композиции текста. | С,В | Уметь определять все части текста. | |
Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | ОНЗ | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | С,В | Уметь определять элементы композиции текста. | |
Творческая работа. | К | Письмо сочинения на определенную тему. | И | Писать сочинение на определенную тему. | |
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | К | Письмо сочинения в художественном стиле. | И | Составлять текст в художественном стиле. | |
Творческая работа. | К | Письмо сочинения «наоборот». | И | Сочинение сказки по опоре. | |
Публицистический стиль. | ОНЗ | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Б | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. | |
Газетно – публицистический стиль. | ОНЗ | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Б | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. | |
Деловая игра «Вёрстка газеты». | ОНЗ | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | С,В | Формирование умения выпускать стенную газету. | |
Официально – деловой стиль. | ОНЗ | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | С,В | Формировать умение написания деловых документов. | |
Тезисы. Конспект. | ОНЗ | Составления конспекта. | С,В | Формировать умение написания конспектов статей. | |
Аннотация. | ОНЗ | Написание аннотации к любимой книге. | С,В | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. | |
Я пишу письмо. | ОНЗ | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | С,В | Формирование умения оформления адреса на письме. | |
Личный дневник. | ОНЗ | Важность ведения личного дневника. | С,В | Умение вести записи в личном дневнике. | |
Сочинение «Мои любимые стихи». | РФ | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | С,В | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. | |
Сочини сценарий для мультфильма. | РФ | Придумать тему, каждому герою роль. | С,В | Формирование навыка составления мультфильма. | |
Конкурс на лучшее название конфет. | РФ | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | С,В | Оформление своих исследований в виде презентации. | |
Обобщение. Проверочная работа. | К | Лингвистический турнир. | И | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.