Программа курса «Грамотей». Техника и выразительность речи.

Класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Тематический план.

Содержание тематического блока Всего часов Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся
Слово ( 13 часов)
Слово. Значение слова. Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Многозначные слова.
Омонимы
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы
Пословицы
Загадки
Изобразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
Предложение и словосочетание (3часа)
Связь между предложениями в тексте Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Связь между частями текста
Работа с деформированным текстом
Текст ( 15 часов)
Текст. Тема текста. Заглавие.   Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.  
Текст. Опорные слова.
Текст. Опорные слова.
Проверочная работа
План. Составление плана.
Виды плана
Редактирование текста
Типы текста. Описание
Текст – сравнительное описание
Типы текста. Повествование
Типы текста. Рассуждение
Культура общения( 4 часа)
Сочинение на тему «Мой выходной день» Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Повторение пройденного
Материал для КВН, викторин, конкурсов.


Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

· Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

Дата Тема занятия Тип занятия Элементы содержания Вид контроля Требования к уровню подготовки обучающихся
    Слово. Значение слова.   ОНЗ Продолжить работу над понятием «слово» С,В   Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.  
Многозначные слова. ОНЗ Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. С,В   Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.
  Омонимы. ОНЗ     Продолжить формирование понятия «омонимы» С,В     Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.  
Омофоны. Омоформы. ОНЗ   Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. С,В   Уметь различать омофоны и омоформы
Синонимы ОНЗ   Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. С,В   Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.
Антонимы ОНЗ   Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. С,В   Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.
7 - 9 Фразеологизмы ОНЗ   Познакомить с понятием «фразеологизмы» С,В   Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.
Пословицы ОНЗ   Продолжить знакомство с пословицами. С,В   Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи.
Загадки ОНЗ   Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. С,В   Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.
Изобразительные средства языка. Сравнение. ОНЗ   Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. С,В   Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.
Изобразительные средства языка. Олицетворение. ОНЗ   Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. С,В    
Текст. Тема текста. Заглавие.. ОНЗ   Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. С,В   Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.
15-16 Опорные слова ОНЗ   Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. С,В   Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.
Проверочная работа К   И  
План текста ОНЗ .Продолжить работу над выработкой умения составлять план. С,В Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.
19-20 Виды плана ОНЗ   Познакомить с разными видами плана. С,В Уметь различать картинный план, цитатный план.
Связь между предложениями в тексте. ОНЗ Работа над деформированным текстом. С,В Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.
Связь между частями текста ОНЗ   Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. С,В Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.
Работа с деформированным текстом РФ Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст С,В Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.
Редактирование текста ОНЗ Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. С,В Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.
25-26 Типы текста. Описание. ОНЗ РФ Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. С,В Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.
Текст – сравнительное описание ОНЗ Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов. С,В Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.
Типы текста. Повествование ОНЗ Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. С,В Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.
29-30 Типы текста. Рассуждение ОНЗ РФ Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление. С,В Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?
Сочинение на тему: «Мой выходной день» К Обучение письменному сочинению Р Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.
Редактирование текста ОНЗ   Исправление ошибок, допущенных в тексте. С,В Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.
33-34 Повторение пройденного РФ Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. С,В Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.
35-36 Резервное. Материал для КВН, викторин. РФ   Отработка знаний, умений, навыков. С,В  

Наши рекомендации