Консультация 5. стилистические нормы

Если человек стремится в полной мере овладеть всеми воз-

можностями языка, то он должен освоить все стили речи, причем

не допускать не только орфографических, пунктуационных, ор-

фоэпических, лексических, но и стилистических ошибок.

Стилистические нормы – это правила употребления язы-

ковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и

характеристиками, т.е. стилистической окраской.

Стилистическая окраска языковой единицы представляет со-

бой дополнительную к лексическому значению слова информа-

цию:

 о преимущественной сфере их употребления и принадлежно-

сти к той или иной форме существования русского националь-

ного языка (литературному языку, диалектам, просторечию,

жаргонам),

 об отнесенности языкового знака к функциональной разновид-

ности литературного языка (научному, официально-деловому,

33

публицистическому, художественному стилю или разговорной

речи),

 об отнесенности к тому или иному временному или экспрес-

сивному разряду языковых средств (явлениям устаревшим или

современным, новым; высоким, торжественным или снижен-

ным).

В соответствии с характером передаваемой информации

разграничиваются два типа стилистической окраски:

 функционально-стилистическая (соответствует первым двум

из приведенных выше стилистических характеристик слова),

 экспрессивно-стилистическая (соответствует третьей из при-

веденных стилистических характеристик языковых средств).

Стилистическая окраска определяет уместность использова-

ния того или иного языкового средства в определенной речевой

ситуации.

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употреб-

ление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой –

нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и

выразительности.

Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами

русского языка, наиболее распространены следующие:

ТИП ОШИБКИ ПРИМЕРЫ

Немотивированное повторение в

узком контексте одного и того

же слова или однокоренных слов

Строители работали на стройке

в течение месяца. Онегин полу-

чил поверхностное домашнее об-

разование. Онегин умел только

говорить по-французски и танце-

вать мазурку.

Плеоназмы, т.е. словосочетания,

содержащие излишний в смыс-

ловом отношении компонент

Дорога каждая минута времени.

Соревнования намечены на ап-

рель месяц.

Тавтология

а) повторение сказанного иными

словами

б) повторение однокоренных

слов

Авторские слова – это слова ав-

тора. Удар был внезапным и

неожиданным.

Соединить воедино; прибли-

жаться всё ближе; удаляться

всё дальше.

Многословие, вызванное исполь- Дело повышения дисциплины

34

зованием универсальных слов,

т.е. слов, которые употребляют-

ся в самых общих и неопреде-

ленных значениях (дело, факт,

вопрос, задача)

обсуждено на заседании педаго-

гического совета.

Многословие, вызванное рас-

щеплением сказуемого, т.е. заме-

ной глагола сочетанием глагола

с самым широким и неопреде-

ленным значением (поднять,

обеспечить, получить) и отгла-

гольного существительного

(если это не диктуется специфи-

кой стиля)

Ср.: Рабочие приняли решение

произвести ремонт машины в

кратчайшие сроки. - Рабочие ре-

шили отремонтировать машину

в кратчайшие сроки.

Употребление штампов, т.е. из-

битых выражений с потускнев-

шим лексическим значением и

стертой экспрессивностью

Через весь роман красной нитью

проходит тема одиночества чело-

века в этом мире. Они отдали

свою жизнь за светлое будущее

человечества.

Употребление слов-паразитов

(особенно в устной речи)

Он, понимаешь, опять не при-

шел. Это, значит, так было.

Немотивированное употребле-

ние нелитературной лексики

Онегин, короче, очень скоро

разочаровался в светской жизни.

Однообразие в построении

предложений, в выборе

конструкций

В правом углу комнаты стоит

телевизор. В левом углу стоят

два кресла. В середине комнаты

стоит стол.

Отсутствие образных средств

там, где они естественны и необ-

ходимы

Осенью всегда красиво. Мне нра-

вятся желтые листья на деревьях.

Красные листья тоже выглядят

красиво.

Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым язы-

ковым стилистическим чутьем, наиболее распространены следу-

ющие:

ТИП ОШИБКИ ПРИМЕРЫ

Неоправданное использование

экспрессивных средств (эпитетов,

Баллада Жуковского звенит как

колокольчик. Титанические уси-

35

сравнений и др.) лия учителей принесли свои пло-

ды.

Смешение разностильной лексики Андрей Болконский – человек с

передовыми взглядами. Светское

общество ему не родня.

Неблагозвучие, которое создается

скоплением гласных, шипящих и

т.д.

А у Андрея Болконского… Это

величайшее произведение, изоб-

ражающее лучших людей того

времени, посвятивших свою

жизнь борьбе за светлое будущее

человечества.

Нарушение общей функциональ-

но-стилевой целостности произ-

ведения

Например, тема сочинения тре-

бует эмоционального выражения

своих впечатлений, а воплощена

она сухим научным или канце-

лярским стилем.

Упражнение 1.

Распределите приведенные ниже слова и предложения по

группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную за-

писку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая

обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, насто-

ящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное

сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пен-

сионный фонд России, купить тушенку, шахтерская столица края,

вопить без остановки, ранняя диагностика рака, найти отклик в

душах людей.

Упражнение 2.

Докажите, что данные словосочетания содержат

плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое по-

нятие, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад,

временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко

воскликнуть, движущий лейтмотив, жестикулировать руками, ко-

лер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности,

36

мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народ-

ный фольклор, необычный феномен, огромная махина, патриот

своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, пе-

риод времени, постоянные еженедельные обзоры, свободная ва-

кансия, повседневная обыденность, простаивать без дела, пред-

чувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак.

Упражнение 3.

Объясните, почему выделенные слова являются лишними в

следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими плана-

ми на будущее.

2. Толпа людей ворвалась на территорию парка.

3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государ-

ством.

4. Демобилизовавшись из армии, Сергей решил вернуться на за-

вод.

5. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к

музыке и увлечение компьютером.

6. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для

скота.

7. Осенний парк кажется грустным и печальным.

8. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора.

9. Это был первый литературный дебют будущего великого писа-

теля.

10.Вопросы экологии сейчас стоят на повестке жизни и смерти.

Упражнение 4.

Укажите разные виды речевой избыточности (повторение

слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление

сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии.

2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с

началом отопительного сезона.

3. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на

лучшего аса шоферского дела.

4. Возникает необходимость принятия мер в деле распростране-

ния апробированного и одобренного передового опыта.

5. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.

37

6. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением на-

селения области.

7. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры

на память.

8. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах

цветов.

9. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и акту-

альная проблема нашего современного века.

10.Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков

жизни.

Упражнение 5.

Найдите примеры неоправданного использования штампов

и экспрессивных средств, немотивированного употребления не-

литературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д.

Где данные недочеты используются как стилистический прием?

Всегда ли этот прием кажется вам оправданным?

1. В нашей группе есть еще такие студенты, которые запросто

могут пропустить не только лекции, но и практические заня-

тия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас

всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не осво-

бождает нас от необходимости вовремя сдавать зачеты, по-

лучать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах.

В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы

поймете, что я затронул нашу насущную проблему.

2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой коте-

нок под лучами теплого солнышка, свернувшись малюсень-

ким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Сол-

нышком.

3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав

стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Это

было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель дру-

зей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, зву-

чат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к

чьей могиле у Кремлевской стены мы несем цветы и куда

идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить па-

мять отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество.

38

4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны

вместе с оккупантами творил свои грязные дела на террито-

рии Украины.

5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени

перед родниками и речками своего детства, иначе говоря,

припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых лю-

дей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают напере-

бой хвастать своей облегченной любовью к родным купелям,

криницам, сажалкам, бочагам, старицам.

6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров.

Многие запросто могут толкнуть убеленного сединами пен-

сионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на

следующей остановке?»

7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть абориге-

нов, от которых пошло великое разнообразие ныне суще-

ствующих канареек.

8. Сережка возомнил себя самым умным и дружит теперь толь-

ко со всякой шпаной.

9. Давно уже пора организовать учет средств в министерстве

по науке, а не как бог на душу положит.

10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при

такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защи-

та у нас хромает. Пора по-серьезному отнестись к физиче-

ской подготовке каждого члена команды.

11.Заказы шли клёво, и мы вкалывали на славу.

12.Всеми фибрами души я испытал счастье борца.

13.В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематогра-

фии.

14.Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована

утратой части манускриптов.

Упражнение 6.

В приведенном тексте найдите 11 ошибок.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя

играют важное значение в истории русской литературы. Прочи-

тав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся

после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая

вынудила молодежь отказаться от активной политической дея-

39

тельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали

эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

Упражнение 7.

Укажите случаи неоправданного употребления диалектиз-

мов. Исправьте предложения.

1. Бригада начинала работу с первыми кочетами.

2. Опытные удильщики не ловят рыбу около тресты, они выезжа-

ют на озеро и удят на нальях – песчано-каменистых отмелях

вдали от берега.

3. Деревенские ребятишки сызмальства привыкли к крестьянско-

му труду.

Упражнение 8.

Уместно ли использование профессионализмов в данных

текстах? Исправьте предложения.

1. К празднику будут по-новому оформлены наприлавочные вит-

рины.

2. Мощные кондиционеры всегда будут поддерживать в здании

постоянную температуру и влажность воздуха.

3. Платья для выпускниц будут пошиты из красивых капроновых

тканей и модной шерсти светлых тонов.

4. Правлению удалось осметить большую часть затрат.

5. Построены несколько залов, а также гребной комплекс на бе-

регу Волги.

Упражнение 9.

Укажите, где устарелые слова использованы в качестве

стилистического средства, а где их употребление неоправданно.

Исправьте предложения.

1. Один из великих врачевателей древности так определил значе-

ние лечебных факторов: слово, трава, нож.

2. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный

срок.

3. Препровождаем при сем акт на списание компьютера.

4. По получении оного материал будет немедленно отослан в

ваше распоряжение.

40

5. Просим передать излишки оборудования, каковые, по данным

министерства образования, числятся за вашей школой, в об-

щий фонд.

Упражнение 10.

Проверьте по словарю, как изменяется стилистическая

окраска слов пень, осёл, ржать, созвездие, морев переносных

значениях.

Задание.

Выразите свое мнение по поводу замечаний ваших ровесни-

ков, высказанных в работах, представленных в 2007 г.

в СарИПКиПРО на конкурс электронных презентаций «Русский

язык в моей жизни».

· В наше время молодежь общается на сленге и использует не-

цензурную брань. Мы перестали ценить богатство русского

языка. Иной раз, услышав от сверстников разговоры, в кото-

рых нет ни одного нормального литературного слова, мне ста-

новится стыдно за наше поколение. Ну разве нельзя выразить

свои эмоции красивыми словами??? (Сайт Гацоевой Вероники,

Сониной Светланы и Ульвачевой Людмилы, СОШ № 30 г. Эн-

гельса.)

· Русский язык бывает иногда громоздким, многословным, но

это его особенность, а без особенностей это искусственный

язык, этакое эсперанто. Родную речь нужно принимать такой,

какая она есть, не обеднять ее, но и не стремиться излишне ее

обогатить чужестранными словами. Контролируйте свою речь.

Правильная речь каждого, без мата, канцеляризмов, непра-

вильных ударений, - это как прививка. Прививка русского

языка от злостных вирусов. (Сайт Красильниковой Юлии, гим-

назия №5 г. Саратова.)

Можете развернуть дискуссию на тему: «Нужен ли сленг в

нашей речи?» или «Сленг и имидж».

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что называется стилистическими нормами?

41

2. От чего зависит соответствие речи стилистическим нор-

мам?

3. Что такое стилистическая окраска языкового средства?

4. На какие группы делятся слова русского языка в соответ-

ствии с их функционально-стилистической окраской?

5. Что входит в понятие нелитературных слов?

6. Что представляет собой экспрессивно-стилистическая

окраска слова?

Наши рекомендации