Консультация 5. стилистические нормы
Если человек стремится в полной мере овладеть всеми воз-
можностями языка, то он должен освоить все стили речи, причем
не допускать не только орфографических, пунктуационных, ор-
фоэпических, лексических, но и стилистических ошибок.
Стилистические нормы – это правила употребления язы-
ковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и
характеристиками, т.е. стилистической окраской.
Стилистическая окраска языковой единицы представляет со-
бой дополнительную к лексическому значению слова информа-
цию:
о преимущественной сфере их употребления и принадлежно-
сти к той или иной форме существования русского националь-
ного языка (литературному языку, диалектам, просторечию,
жаргонам),
об отнесенности языкового знака к функциональной разновид-
ности литературного языка (научному, официально-деловому,
33
публицистическому, художественному стилю или разговорной
речи),
об отнесенности к тому или иному временному или экспрес-
сивному разряду языковых средств (явлениям устаревшим или
современным, новым; высоким, торжественным или снижен-
ным).
В соответствии с характером передаваемой информации
разграничиваются два типа стилистической окраски:
функционально-стилистическая (соответствует первым двум
из приведенных выше стилистических характеристик слова),
экспрессивно-стилистическая (соответствует третьей из при-
веденных стилистических характеристик языковых средств).
Стилистическая окраска определяет уместность использова-
ния того или иного языкового средства в определенной речевой
ситуации.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употреб-
ление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой –
нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и
выразительности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами
русского языка, наиболее распространены следующие:
ТИП ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
Немотивированное повторение в
узком контексте одного и того
же слова или однокоренных слов
Строители работали на стройке
в течение месяца. Онегин полу-
чил поверхностное домашнее об-
разование. Онегин умел только
говорить по-французски и танце-
вать мазурку.
Плеоназмы, т.е. словосочетания,
содержащие излишний в смыс-
ловом отношении компонент
Дорога каждая минута времени.
Соревнования намечены на ап-
рель месяц.
Тавтология
а) повторение сказанного иными
словами
б) повторение однокоренных
слов
Авторские слова – это слова ав-
тора. Удар был внезапным и
неожиданным.
Соединить воедино; прибли-
жаться всё ближе; удаляться
всё дальше.
Многословие, вызванное исполь- Дело повышения дисциплины
34
зованием универсальных слов,
т.е. слов, которые употребляют-
ся в самых общих и неопреде-
ленных значениях (дело, факт,
вопрос, задача)
обсуждено на заседании педаго-
гического совета.
Многословие, вызванное рас-
щеплением сказуемого, т.е. заме-
ной глагола сочетанием глагола
с самым широким и неопреде-
ленным значением (поднять,
обеспечить, получить) и отгла-
гольного существительного
(если это не диктуется специфи-
кой стиля)
Ср.: Рабочие приняли решение
произвести ремонт машины в
кратчайшие сроки. - Рабочие ре-
шили отремонтировать машину
в кратчайшие сроки.
Употребление штампов, т.е. из-
битых выражений с потускнев-
шим лексическим значением и
стертой экспрессивностью
Через весь роман красной нитью
проходит тема одиночества чело-
века в этом мире. Они отдали
свою жизнь за светлое будущее
человечества.
Употребление слов-паразитов
(особенно в устной речи)
Он, понимаешь, опять не при-
шел. Это, значит, так было.
Немотивированное употребле-
ние нелитературной лексики
Онегин, короче, очень скоро
разочаровался в светской жизни.
Однообразие в построении
предложений, в выборе
конструкций
В правом углу комнаты стоит
телевизор. В левом углу стоят
два кресла. В середине комнаты
стоит стол.
Отсутствие образных средств
там, где они естественны и необ-
ходимы
Осенью всегда красиво. Мне нра-
вятся желтые листья на деревьях.
Красные листья тоже выглядят
красиво.
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым язы-
ковым стилистическим чутьем, наиболее распространены следу-
ющие:
ТИП ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
Неоправданное использование
экспрессивных средств (эпитетов,
Баллада Жуковского звенит как
колокольчик. Титанические уси-
35
сравнений и др.) лия учителей принесли свои пло-
ды.
Смешение разностильной лексики Андрей Болконский – человек с
передовыми взглядами. Светское
общество ему не родня.
Неблагозвучие, которое создается
скоплением гласных, шипящих и
т.д.
А у Андрея Болконского… Это
величайшее произведение, изоб-
ражающее лучших людей того
времени, посвятивших свою
жизнь борьбе за светлое будущее
человечества.
Нарушение общей функциональ-
но-стилевой целостности произ-
ведения
Например, тема сочинения тре-
бует эмоционального выражения
своих впечатлений, а воплощена
она сухим научным или канце-
лярским стилем.
Упражнение 1.
Распределите приведенные ниже слова и предложения по
группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.
Социальные процессы, представить объяснительную за-
писку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая
обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, насто-
ящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное
сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пен-
сионный фонд России, купить тушенку, шахтерская столица края,
вопить без остановки, ранняя диагностика рака, найти отклик в
душах людей.
Упражнение 2.
Докажите, что данные словосочетания содержат
плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.
Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое по-
нятие, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад,
временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко
воскликнуть, движущий лейтмотив, жестикулировать руками, ко-
лер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности,
36
мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народ-
ный фольклор, необычный феномен, огромная махина, патриот
своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, пе-
риод времени, постоянные еженедельные обзоры, свободная ва-
кансия, повседневная обыденность, простаивать без дела, пред-
чувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак.
Упражнение 3.
Объясните, почему выделенные слова являются лишними в
следующих контекстах.
1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими плана-
ми на будущее.
2. Толпа людей ворвалась на территорию парка.
3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государ-
ством.
4. Демобилизовавшись из армии, Сергей решил вернуться на за-
вод.
5. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к
музыке и увлечение компьютером.
6. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для
скота.
7. Осенний парк кажется грустным и печальным.
8. Мы выполнили работу по эксгумации народного фольклора.
9. Это был первый литературный дебют будущего великого писа-
теля.
10.Вопросы экологии сейчас стоят на повестке жизни и смерти.
Упражнение 4.
Укажите разные виды речевой избыточности (повторение
слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление
сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.
1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии.
2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с
началом отопительного сезона.
3. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на
лучшего аса шоферского дела.
4. Возникает необходимость принятия мер в деле распростране-
ния апробированного и одобренного передового опыта.
5. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.
37
6. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением на-
селения области.
7. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры
на память.
8. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах
цветов.
9. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и акту-
альная проблема нашего современного века.
10.Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков
жизни.
Упражнение 5.
Найдите примеры неоправданного использования штампов
и экспрессивных средств, немотивированного употребления не-
литературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д.
Где данные недочеты используются как стилистический прием?
Всегда ли этот прием кажется вам оправданным?
1. В нашей группе есть еще такие студенты, которые запросто
могут пропустить не только лекции, но и практические заня-
тия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас
всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не осво-
бождает нас от необходимости вовремя сдавать зачеты, по-
лучать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах.
В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы
поймете, что я затронул нашу насущную проблему.
2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой коте-
нок под лучами теплого солнышка, свернувшись малюсень-
ким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Сол-
нышком.
3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав
стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Это
было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель дру-
зей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, зву-
чат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к
чьей могиле у Кремлевской стены мы несем цветы и куда
идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить па-
мять отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество.
38
4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны
вместе с оккупантами творил свои грязные дела на террито-
рии Украины.
5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени
перед родниками и речками своего детства, иначе говоря,
припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых лю-
дей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают напере-
бой хвастать своей облегченной любовью к родным купелям,
криницам, сажалкам, бочагам, старицам.
6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров.
Многие запросто могут толкнуть убеленного сединами пен-
сионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на
следующей остановке?»
7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть абориге-
нов, от которых пошло великое разнообразие ныне суще-
ствующих канареек.
8. Сережка возомнил себя самым умным и дружит теперь толь-
ко со всякой шпаной.
9. Давно уже пора организовать учет средств в министерстве
по науке, а не как бог на душу положит.
10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при
такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защи-
та у нас хромает. Пора по-серьезному отнестись к физиче-
ской подготовке каждого члена команды.
11.Заказы шли клёво, и мы вкалывали на славу.
12.Всеми фибрами души я испытал счастье борца.
13.В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематогра-
фии.
14.Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована
утратой части манускриптов.
Упражнение 6.
В приведенном тексте найдите 11 ошибок.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя
играют важное значение в истории русской литературы. Прочи-
тав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся
после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая
вынудила молодежь отказаться от активной политической дея-
39
тельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали
эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.
Упражнение 7.
Укажите случаи неоправданного употребления диалектиз-
мов. Исправьте предложения.
1. Бригада начинала работу с первыми кочетами.
2. Опытные удильщики не ловят рыбу около тресты, они выезжа-
ют на озеро и удят на нальях – песчано-каменистых отмелях
вдали от берега.
3. Деревенские ребятишки сызмальства привыкли к крестьянско-
му труду.
Упражнение 8.
Уместно ли использование профессионализмов в данных
текстах? Исправьте предложения.
1. К празднику будут по-новому оформлены наприлавочные вит-
рины.
2. Мощные кондиционеры всегда будут поддерживать в здании
постоянную температуру и влажность воздуха.
3. Платья для выпускниц будут пошиты из красивых капроновых
тканей и модной шерсти светлых тонов.
4. Правлению удалось осметить большую часть затрат.
5. Построены несколько залов, а также гребной комплекс на бе-
регу Волги.
Упражнение 9.
Укажите, где устарелые слова использованы в качестве
стилистического средства, а где их употребление неоправданно.
Исправьте предложения.
1. Один из великих врачевателей древности так определил значе-
ние лечебных факторов: слово, трава, нож.
2. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный
срок.
3. Препровождаем при сем акт на списание компьютера.
4. По получении оного материал будет немедленно отослан в
ваше распоряжение.
40
5. Просим передать излишки оборудования, каковые, по данным
министерства образования, числятся за вашей школой, в об-
щий фонд.
Упражнение 10.
Проверьте по словарю, как изменяется стилистическая
окраска слов пень, осёл, ржать, созвездие, морев переносных
значениях.
Задание.
Выразите свое мнение по поводу замечаний ваших ровесни-
ков, высказанных в работах, представленных в 2007 г.
в СарИПКиПРО на конкурс электронных презентаций «Русский
язык в моей жизни».
· В наше время молодежь общается на сленге и использует не-
цензурную брань. Мы перестали ценить богатство русского
языка. Иной раз, услышав от сверстников разговоры, в кото-
рых нет ни одного нормального литературного слова, мне ста-
новится стыдно за наше поколение. Ну разве нельзя выразить
свои эмоции красивыми словами??? (Сайт Гацоевой Вероники,
Сониной Светланы и Ульвачевой Людмилы, СОШ № 30 г. Эн-
гельса.)
· Русский язык бывает иногда громоздким, многословным, но
это его особенность, а без особенностей это искусственный
язык, этакое эсперанто. Родную речь нужно принимать такой,
какая она есть, не обеднять ее, но и не стремиться излишне ее
обогатить чужестранными словами. Контролируйте свою речь.
Правильная речь каждого, без мата, канцеляризмов, непра-
вильных ударений, - это как прививка. Прививка русского
языка от злостных вирусов. (Сайт Красильниковой Юлии, гим-
назия №5 г. Саратова.)
Можете развернуть дискуссию на тему: «Нужен ли сленг в
нашей речи?» или «Сленг и имидж».
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что называется стилистическими нормами?
41
2. От чего зависит соответствие речи стилистическим нор-
мам?
3. Что такое стилистическая окраска языкового средства?
4. На какие группы делятся слова русского языка в соответ-
ствии с их функционально-стилистической окраской?
5. Что входит в понятие нелитературных слов?
6. Что представляет собой экспрессивно-стилистическая
окраска слова?