Консультация 4. лексические нормы

Лексическая норма – норма, определяющая правила упо-

требления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в

речи.

Слово – это основная единица языка, служащая для называ-

ния предметов, признаков, действий, количеств и отношений

между ними. Любое слово обладает лексическим значением, т.е.

смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, гово-

рящими на данном языке. В лексических значениях слов получа-

ют отражение прежде всего понятия о различных предметах и яв-

лениях действительности. Помимо понятийного содержания, в

лексических значениях слов могут закрепляться эмоции и оцен-

ки. Ср.: хам (презр., бран.), показуха (неодобр.), голубушка

(ласк.).

Незнание значений слов и их компонентов ведет к двусмыс-

ленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.

Лексические значения заимствованных слов.Особые

трудности употребления в речи вызывают заимствованные слова.

Правильное и уместное использование заимствованных слов сви-

детельствует не только о речевой культуре человека и знании им

лексических норм русского языка, но и об уровне интеллектуаль-

ного развития говорящего, широте его кругозора.

Однозначные и многозначные слова.В русском языке

есть слова, которые имеют не одно, а несколько значений. У не-

которых многозначных слов может быть два-три, а у иных – до

пяти-десяти.

От многозначных слов следует отличать слова-омонимы.

Омонимы– слова, совпадающие в звучании и написании, но от-

личающиеся по значению. Например: брак (супружество) и брак

(испорченная продукция).

Соблюдение лексических норм также предполагает умение

говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже

тождественных по содержанию, т.е. из ряда синонимов.

Синонимы –это слова одной части речи, различные по зву-

чанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и

отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или упо-

треблением в речи (стилистической окраской). Например: сме-

лый – храбрый – мужественный (смысловые синонимы), есть –

кушать (стилистические синонимы).

Антонимы –слова, противоположные по значению (правда

– ложь, высоко – низко).

Паронимы –слова, сходные по звучанию и написанию, но

имеющие разные значения. Например: единый – единичный,

факт – фактор.

Для правильного употребления в речи необходимо еще учи-

тывать особенности лексической сочетаемости слов,т.е. их

способность соединяться в речи друг с другом. Например, про-

ливной сочетается только со словом дождь, карие – со словом

глаза, закадычный – со словом друг и т.д.

Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических

норм требуют от говорящих точности в использовании не только

отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний. Фразеологиз-

мы –несвободные целостные единицы, которые не создаются в

процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. По значе-

нию фразеологизмы могут соответствовать одному слову (кот

наплакал = мало, зарубить на носу = запомнить, семи пядей во

лбу = умный) или целому выражению (ловить рыбку в мутной

воде, садиться на мель).

Внимание! Не путайте!

1. Абонент – лицо, которому направлена какая-то информация.

Абонемент – документ на право пользования чем-либо.

2. ¢ Адресат – получатель письма. Адресант – отправитель

письма.

3. ¢ Ванна – емкость для купания. Ванная – комната.

4. Дипломат – должностное лицо. Дипломант – призер конкур-

са.

5. Занят¢ой человек. З¢анятый дом.

6. Невежа – не знающий приличий, грубый человек. Невежда –

необразованный человек.

7. Предоставить слово. Представить человека.

8. Эмигрант – лицо, навсегда покинувшее свою страну. Имми-

грант – лицо, приехавшее в чужую страну для постоянного

проживания.

ЗАПОМНИТЕ!

Заведующий чем?

Управляющий чем?

Окончить (учебное заведение)

Оплатить что?

Заплатить, уплатить за что?

Играть роль

Иметь значение

Благодаря чему?

Вопреки чему?

Согласно чему?

Надеть что?

Одеть кого?

Думать о чем?

Говорить о чем?

Уверенность в чем?

Отзыв о чем?

Рецензия на что?

Удостоить чего?

Присущий чему?

Свойствен чему?

Характерен для кого?

Поражаться чем?

Удивляться чему?

Удивлен чем?

27

Упрекать в чем?

Порицать за что?

Отметить, что…

Подчеркнуть, что…

Заметить, что…

Признать, что…

Скучать по кому?

Наблюдать что?

Наблюдать за чем?

Придать что?

Придать чего?

Удовлетворять что?

Удовлетворять чему?

Упражнение 1.

Определите, правильно ли даны толкования книжных слов.

Неправильные определения исправьте.

Авгур – верховный правитель, обладающий неограниченной

властью, основанной на произволе.

Адепт – приверженец, последователь какого-либо учения,

идеи.

Аскет – тот, кто стойко и мужественно переносит жизнен-

ные испытания.

Базилика – кустарник или полукустарник, распространен-

ный в тропиках и субтропиках.

Визави – тот, кто находится напротив, стоит или сидит

лицом к лицу к кому-либо.

Догмат – некритическое мышление, опирающееся на догмы,

т.е. положения, принимаемые на веру за непреложные истины.

Идефикс – навязчивая идея.

Конкистадор – председатель палаты лордов в Великобрита-

нии.

Обскурант – справочник, справочная таблица цен на товары

и разного рода услуги.

Панегирик – торжественная песнь в честь бога Диониса.

Пасквиль – клеветническое сочинение с грубыми нападка-

ми.

Псевдоним – автор письма или произведения, скрывший

свое имя.

Ренегат – клеветник, сочинитель клеветнических писем.

Фетиш – то, что является предметом безусловного призна-

ния, слепого поклонения.

Цензор – свирепый и бдительный страж.

Экскурс – коллективная поездка куда-нибудь, посещение

чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.

28

Экслибрис – художественно выполненный знак на книге с

обозначением ее владельца.

Эксперт – тонкий ценитель прекрасного.

Эллины – граждане Древнего Рима.

Упражнение 2.

Определите различия в значении слов. За справками об-

ращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям ино-

язычных слов.

1) Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия.

2) Аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы.

3) Импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

4) Пресс-конференция, брифинг.

5) Феноменальный, уникальный, эксклюзивный.

6) Факс, телекс, телеграмма, электронное письмо, SMS-сообще-

ние.

7) Кутюрье, модельер.

8) Визажист, косметолог, гример.

Упражнение 3.

Лексическое значение слова указано неверно в примере:

1. Абориген – человек, проживающий в джунглях.

2. Абонент – лицо или учреждение, обладающее абонементом.

3. Каверза – интрига, проделка, затеваемая с целью запутать что-

либо, повредить кому-либо.

4. Кириллица – одна из систем художественной росписи право-

славных храмов.

5. Фантом – призрак, привидение.

Упражнение 4.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и

существительными, данными в скобках. Составьте с этими со-

четаниями предложения.

Абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библио-

течный, молодой, концертный); описка – отписка (возмутитель-

ная, непростительная, досадная, неубедительная); советник – со-

ветчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабри-

кат – фабрикант (дешевый, богатый, зарубежный, высококаче-

ственный); удачный – удачливый (день, охотник, намек, опера-

29

ция); экономичный – экономический (базис, машина, метод, за-

кон, затраты); нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение,

боль, обычай, блеск, положение).

Упражнение 5.

Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае не-

правильного использования слова исправьте предложения.

1) Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.

2) Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки.

3) Наш город характерен старинными парками, за что его ува-

жают все жители.

4) Наш завод славится возделыванием комфортабельных трол-

лейбусов.

5) В транспортировке кормов участвует семь подвод.

6) Декада французской музыки продлится две недели.

7) Нерадивых водителей неизменно встречает авария.

8) Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фами-

лии всех античных героев и богов.

9) Какие только чудеса не вытворяет современная наука!

10)Новогодняя елка стала любимым праздником нашего дет-

ства.

Упражнение 6.

Объясните, за счет чего возникают неуместные каламбуры

в следующих предложениях. Обратите внимание на значение вы-

деленных слов.

1) У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за

их счет.

2) После тяжелого приступа больной начал отходить.

3) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

4) Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия

информации.

5) Продавца можно подобрать и в своем поселке.

Упражнение 7.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:

1. прочитать доклад,

2. ностальгия о детстве,

3. тосковать по семье,

4. провозгласить тост,

30

5. оказать вред.

Упражнение 8.

В приведенных ниже предложениях найдите речевые

ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Отредактируйте предложения.

1) Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости

в этом году.

2) В парке запрещен выпас собак.

3) Склад закрыт на неопределенное время ввиду прихода тарака-

нов.

4) Дети читают стих, стоя врассыпную.

5) От усталости мое тело подкашивалось на ногах.

6) Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропо-

стижно покинула квартиру.

7) Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.

Упражнение 9.

Объясните, в чем заключается ошибка, дайте правильный

вариант:

1. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на

ногах.

2. Достоевский верит в очищенную силу страдания.

3. Тургенев главную роль в романе дает уверенному в себе моло-

дому человеку.

4. Под Аустерлицем князь Андрей возглавляет солдат, не думая о

славе.

5. Его творчество возникает в разные периоды жизни.

6. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больши-

ми местами.

Упражнение 10.

В приведенных ниже примерах укажите ошибки в употреб-

лении фразеологизмов. Исправьте предложения, если это необ-

ходимо.

1) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты

русскую пословицу.

2) В связи с участившимися терактами всем надо держать уши

наготове.

31

3) Хоть я не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти

на кабана.

4) Это легче пареной репы.

5) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.

Упражнение 11.

Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых

словосочетаний. Исправьте искажения.

1. Отношения России и Германии всегда играли важное значение

в жизни обоих народов.

2. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке,

сыграли резонанс по всей стране.

3. Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, зани-

мала почетную роль при дворе.

4. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий,

направленных на защиту атомных станций от аварий.

5. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве се-

кретаря играло умение кандидаток печатать на машинке.

Упражнение 12.

Заменить данные глаголы синонимичными словосочетания-

ми, состоящими из глагола оказать + существительное.

Доверять, помогать, влиять, поддерживать, содействовать,

сопротивляться, противодействовать, принимать, предпочитать,

давить, нажимать, воздействовать.

Упражнение 13.

Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости

данных глаголов с существительными.

Образец: разрешить спор, вопрос.

Вынести, высказать, достичь, заслушать, затребовать, избе-

жать, наладить, наметить, нанести, обеспечить, объявить, предо-

ставить, предупредить, признать, принести, принизить, прису-

дить, продлить, реализовать, сдерживать, составить, удержать,

удовлетворить.

Упражнение 14.

32

Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным вы-

бором слова из ряда синонимов. Объясните характер ошибки.

1. Я уже давно не кушаю в этой столовой.

2. Я мыслю, что сдам экзамены.

3. Ученики малость переигрывают в спектакле.

4. Екатерина была поставлена на престол.

5. Студенты выходили на улицу и заявляли свой протест.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что такое лексические нормы русского языка?

2. Что представляет собой лексическое значение слова? Ка-

кая информация может входить в лексическое значение?

3. Сколько значений может иметь слово?

4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

5. Почему соблюдение лексических норм требует знания сино-

нимов, антонимов и паронимов?

6. Что такое лексическая сочетаемость слов и почему она

важна для культуры речи?

7. Что такое фразеологизмы? Какие значения они могут вы-

ражать?

Наши рекомендации