Трудности при постановке ударения
Трудности при постановке ударения в словах русского язы-
ка часто имеют объективный характер. Русское ударение, во-пер-
вых, отличается разноместностью (нефиксированностью), сво-
бодностью, то есть может падать на любой слог, на любую часть
слова. Следует запомнить слова с неподвижным ударением: гос-
питаль - г'оспитали, грунт - гр'унты, кварт'ал - кварт'алы, сват -
св'аты. Во-вторых, русское ударение отличается подвижностью,
то есть может перемещаться в разных формах одного слова с од-
ной его части на другую. Третьей особенностью русского ударе-
ния является его изменчивость с течением времени.
Процесс изменения ударения происходит и в наше время. В
результате этого процесса некоторые слова имеют два варианта
постановки ударения. Варианты слова, различающиеся постанов-
кой ударения, могут быть равноправными и неравноправными.
Равноправные вариантыодинаково правильны, норматив-
ны: б'аржа - барж'а, п'етля - петл'я, тв'орог - твор'ог, т'ефте-
ли - тефт'ели. Подобных равноправных вариантов в русском
языке немного.
Неравноправные вариантыбывают двух типов.
В первом случае один вариант признается основным, пред-
почтительным, а второй оценивается как дополнительный, менее
желательный, но все-таки находящийся в пределах литературного
языка. Такие допустимые варианты используются в разговорной
речи или являются устаревшими. Например: кулин'ария – доп.,
кулинар'ия (разг.), отд'ал – доп., 'отдал (разг.). собр'ался – доп.,
собралс'я (устар.).
Следует иметь в виду, что слова с разговорным вариантом
ударения недопустимы в официальной речи и официальных ситу-
ациях общения. Ср.: догов'ор, догов'оры (лит.) и д'оговор, дого-
вор'а (разг.).
Второй тип неравноправных вариантов касается случаев,
когда один вариант является литературным, нормированным, а
второй находится за пределами литературной нормы. Нелитера-
турными (неправильными) являются просторечные и жаргонные
варианты ударения. Например, докум'ент - док'умент (прост.),
кварт'ал - кв'артал (прост.), нач'ать - н'ачать (прост.).
К разряду нелитературных относятся варианты, специфиче-
ское ударение в которых традиционно принято только в какой-
либо узкопрофессиональной среде: 'искра - искр'а (у инженеров),
эпил'епсия - эпилепс'ия (у медиков), к'омпас - комп'ас (у
моряков), шасс'и - ш'асси (у летчиков).
Ударение в русском языке также может играть смыслораз-
личительную роль (прив`од в милицию – пр`ивод в механизме).
Вашему вниманию предлагается краткий словарь ударений,
в котором представлены основные для образованного человека
орфоэпические нормы.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ
аф¢ера
балов¢ать
бензопров¢од
быти¢е
вероиспов¢еда-
ние
газир¢ованный
диспанс¢ер
догов¢ор
жалюз¢и
зак¢упорить
звон¢ит
катал¢ог
кварт¢ал
кладов¢ая
крас¢ивее
манёвр
нач¢ать
новорождён-
ный
нормир¢ован-
ный
обесп¢ечение
облегч¢ить
околёсица
опека
пломбир¢ован-
ный
опт¢овый
осв¢едомить
премиров¢ать
прид¢аное
прин¢удить
рассредот¢оче-
ние
свёкла
симм¢етрия
(асимметр`ия)
стол¢яр
углуб¢ить
ход¢атайство
ч¢ерпать
шасс¢и щав¢ель
Колебание ударения у существительных
1) Существительные м.р. на –лог, называющие неодушевленные
предметы, имеют ударение на последнем слоге (эпил`ог, ка-
тал`ог, некрол`ог, но ан`алог), а называющие лиц по роду заня-
тий – на средней части слов (физио`лог, антроп`олог).
2) Приставочные существительные чаще имеют ударение на при-
ставке: з`асуха, `отзыв, `отсвет, з`аговор, но: догов`ор, при-
гов`ор.
3) Сложные существительные с частью –провод имеют ударение
на последнем слоге: трубопров`од, нефтепров`од.
4) Существительные ж.р. на –ота:
А) ударение на окончании, если они образованы от прилага-
тельного: глухот`а, слепот`а, немот`а;
Б) ударение на основе, если образованы от глагола: лом`ота,
дрем`ота, зев`ота.
5) Слова, заимствованные из французского языка, сохраняют уда-
рение на последнем слоге: шофёр, кварт`ал, диспанс`ер,
парт`ер, жалюз`и.
Колебание ударения у прилагательного
1) У полных прилагательных есть тенденция к перемещению
ударения на суффикс или окончание: тигр`овый, заводск`ой,
кедр`овый, опт`овый, но: сл`ивовый, гр`ушевый.
2) В прилагательных с суффиксом –ист- ударение перемещается
на этот суффикс: бархат`истый, камен`истый, мускул`истый,
но нав`аристый, сос`удистый.
3) В кратких прилагательных ударение падает на окончание у
прилагательных ж.р., в других формах – на основу: б`оек, бой-
к`а, б`ойко, б`ойки. То же самое наблюдаем в кратких формах
страдательных причастий (пр`инят – принят`а) и глагольных
формах прошедшего времени (брал – брал`а – бр`али).
Колебание ударения у глаголов
1) У глаголов на –еть ударение падает на суффикс: лилов`еть,
багров`еть, черств`еть, но пл`есневеть.
2) В неопределенных формах на –ить ударение тоже падает на
суффикс: облегч`ить, углуб`ить, подбодр`ить, усугуб`ить,
упрост`ить, убыстр`ить, ободр`ить.
3) Глаголы на –ировать. У части глаголов остается исконное
ударение: абон`ировать, коп`ировать, форс`ировать,
блок`ировать, но: костюмиров`ать, пломбиров`ать, пре-
миров`ать, газиров`ать, гравиров`ать.
4) У страдательных причастий прошедшего времени с суффик-
сом –енн- ударение на суффиксе: углублённый, облегчённый,
новорождённый, осуждённый, подсолённый.
5) В личных формах глаголов в процессе развития языка
произошло перемещение ударения с окончания на корень:
в`арит, д`арит, гр`узит, но: звон`ит, облегч`ит, усугуб`ит,
вдолб`ит, вруч`ит, включ`ит.
6) У возвратных глаголов существуют варианты: взялс`я –
вз`ялся, родилс`я – род`ился, занялс`я – зан`ялся.
Упражнение 1.
Расставьте ударения в следующих словах:
колледж, феномен, кулинария, диспансер, газопровод, баловать,
договор, премировать, обеспечение, осведомить, начал, начала,
начавший, звонит, углубленный.
Упражнение 2.
Расставьте ударение в следующих существительных:
1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение,
кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала,
приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.
2. Апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость,
иконопись, каучук, ломота, пасквиль, похороны, созыв, упро-
чение, феерия, феномен.
3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, бунгало, генезис,
диспансер, жизнеобеспечение, каталог, квартал, некролог.
4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, пре-
мирование, пурпур, ракурс, столяр, узаконение, христианин.
Упражнение 3.
Расставьте ударение в прилагательных. Если возможны
варианты, укажите их.
Безудержный, единовременный, зубчатый, лубочный,
неоцененный, тигровый, госпитальный, гербовый, искристый, ка-
менноугольный, мизерный, юродивый, украинский.
Упражнение 4.
Расставьте ударение и особо отметьте слова, имеющие
варианты ударения. Составьте с ними словосочетания.
1. Баловать, балованный, делящий, заиндеветь, закупорить,
запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать,
премировать, усугубить.
2. Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наго-
ло.
Упражнение 5.
Расставьте ударение в неопределенной форме глагола.
Багроветь, бронировать (покрывать броней), бронировать
(закреплять), группировать, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, нор-
мировать, облегчить, опошлить, плесневеть, принудить, ржаветь,
уведомить, ходатайствовать, экипировать.
Упражнение 6.
Возможны ли варианты произношения в данных словах?
Булочная, конечно, мелочный, скучно, нарочно, пустячный,
сливочный, яичница, прачечная, Ильинична, беспорядочный, к
шапочному разбору.
Упражнение 7.
Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в сле-
дующих словах?
Безнадежный, блеклый, желчь, никчемный, обнесший, од-
новременный, одноименный, поблекший, подсекший, предрек-
ший, преемник, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решет-
чатый, бытие, опека, затекший, острие.
Упражнение 8.
Определите значения слов в зависимости от произношения.
Составьте с данными словами словосочетания.
Железка – желёзка; истекший – истёкший; небо – нёбо; па-
деж – падёж; оглашенный – оглашённый.
Упражнение 9.
Как правильно произносить следующие слова? Проверьте
себя по орфоэпическому словарю.
Декан, тема, академия, крем, музей, декор, декоративный,
декорум, декольте, декрет.
Упражнение 10.
Обратите внимание на нарушения языковых норм в речи
окружающих вас людей, в разных видах устной публичной речи.
Вопросы для обсуждения теоретического материала
1. Что называется нормой литературного языка?
2. Перечислите типы норм русского литературного языка. Ка-
кие правила регулирует каждый тип нормы?
3. Что входит в понятие «орфоэпические нормы»? Какие суще-
ствуют разновидности орфоэпических норм?
4. Каковы особенности русского ударения?
5. Какими могут быть варианты слов, различающиеся поста-
новкой ударения?
6. Что такое равноправные и неравноправные варианты ударе-
ния? Какие варианты ударения находятся за пределами ли-
тературной нормы?