Методические материалы для учителя

Громова В.И.

Русский язык. 9 класс. Создай свой имидж. – Саратов:

Издательский центр «Наука», 2008. – 152 с.

В целях обеспечения учебно-методического сопровождения

предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях об-

ласти данный элективный курс рекомендован на основании реше-

ния экспертного научно-методического совета при министерстве

образования от 14 марта 2008 г.

Знание норм современного русского языка, стереотипов речевого об-

щения, этикетных норм, умение владеть ресурсами русского языка - важней-

шие составные успеха в жизни и карьерном росте человека.

В настоящем пособии представлены программа и разработки всех заня-

тий по элективному курсу «Создай свой имидж» для учащихся 9 классов,

включающие материал для учителя, тексты упражнений для учащихся, ин-

тересные формы и приемы работы.

Элективный курс дополнен тестами по нормам русского языка, назна-

чение которых – выработка у учащихся навыков грамотной речи под руко-

водством преподавателя или самостоятельно. С этой целью ко всем тестам

даются ключи-ответы.

Пособие адресовано учителям русского языка и литературы, может

быть полезно учащимся 9-11 классов, абитуриентам, а также всем, кто ин-

тересуется русским языком.

УДК 371.3

ББК 74.268.1 Рус

©Автор-составитель Виктория Ивановна Громова, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 4

Программа курса 6

Учебно-тематический план 8

Методические материалы для учителя 10

o Консультация 1.Имидж – путь к успеху

o Консультация 2.Культура речи 15

o Консультация 3.Орфоэпические нормы

o Консультация 4.Лексические нормы 25

o Консультация 5.Стилистические нормы

o Консультация 6.Морфологические нормы 42

o Консультация 7.Синтаксические нормы

o Консультация 8.Культура общения

o Консультация 9.Невербальные средства общения

o Консультация 10.Этикет

o Консультация 11.Искусство обольщения

o Консультация 12.Внимание: конфликт!

o Консультация 13.Основы ораторского искусства,

или «Не говори шершавым языком…»

o Консультация 14.Культура спора 105

Приложение 1. Основные понятия курса 112

Приложение 2. Примерные темы презентаций 114

Приложение 3. Практикум «Проверь себя!» (тесты) 117

Литература 146

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Создай свой имидж» рас-

считана на учащихся 9 класса, определивших для себя дальней-

шее обучение в классах гуманитарного профиля, а также для

всех по тем или иным причинам интересующихся русским язы-

ком.

Цель курса – развить в школьниках умение ориентировать-

ся в любой языковой ситуации и способность импровизировать в

соответствии с быстро меняющимися речевыми условиями, со-

действовать формированию толерантной, открытой для общения

личности.

Успешная коммуникация предполагает овладение не толь-

ко языковыми навыками, но и навыками, связанными со знанием

закономерностей речевой коммуникации: стереотипов речевого

поведения, приемов ведения спора, умения расшифровывать не-

вербальное поведение собеседника, способности выходить из

конфликта и т.д.

Анализ причин речевых ошибок и их устранение поможет

школьникам повысить уровень своей речевой культуры. Ряд

упражнений по технологии общения позволит учащимся ориен-

тироваться в разных речевых ситуациях. Тесты по психологии

управления должны вызвать у школьников интерес к дальнейше-

му профессиональному самоопределению.

В связи с концепцией и целью основными задачами курса

являются:

· формирование практических навыков успешного, эффектив-

ного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях,

· создание собственного имиджа,

· овладение основными нормами русского литературного язы-

ка,

· привитие навыков пользования словарями и справочниками

по русскому языку,

· расширение общегуманитарного кругозора учащихся.

Новизна данного элективного курса заключается в том, что

он является попыткой синтеза культуры речи, культуры обще-

ния, риторики и психологии управления.

Актуальность курса определяется значимостью умений при-

менять знания норм русского языка на практике и успешно, бес-

конфликтно общаться в современной социокультурной среде.

(См. Приложение 1. Основные понятия курса.)

В содержании программы (34 часа) отсутствует дублирова-

ние тем, изучаемых в 9 классе, поэтому занятия могут быть орга-

низованы по 1 часу в неделю в течение года или по 2 часа в не-

делю в течение I или II полугодия.

На занятиях предпочтительны формы работы, расширяю-

щие классно-урочную систему: ролевая игра, тренинг, презента-

ция и др.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Имидж – путь к успеху(1 ч). Что такое имидж? Природа ими-

джа. Технология создания имиджа. Практикум «Самооценка».

Игра «Интуиция».

2. Культура речи(1 ч). Что такое культура речи? Правильность

речи как главный признак культурного человека. Что представ-

ляют собой нормы литературного языка? Что такое варианты?

Какие существуют словари и справочники по культуре речи?

3. Орфоэпические нормы(4 ч). Виды орфоэпических норм.

Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков.

Произношение [о] и [э] после мягких согласных и шипящих.

Произношение сочетаний ЧН и ЧТ. Произношение твердых и

мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Нормы

ударения. Особенности русского ударения. Колебания ударе-

ния в именах существительных, прилагательных, глаголах.

4. Лексические нормы(3 ч). Что такое лексическая норма?

Определение слова. Лексические значения заимствованных

слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синони-

мы, антонимы, паронимы. Особенности лексической сочетае-

мости слов. Употребление фразеологизмов.

5. Стилистические нормы(2 ч). Что такое стилистические нор-

мы? Два типа стилистической окраски. Стилистические ошиб-

ки, или «Испорченное красноречие». Типы стилистических

ошибок. Дискуссия о сленге.

6. Морфологические нормы(4 ч). Виды грамматических норм.

Трудности оформления существительных по роду. Трудности

в употреблении падежных форм существительного. Имени-

тельный падеж множественного числа. Родительный падеж

множественного числа. Трудности в употреблении прилага-

тельных и числительных.

7. Синтаксические нормы(2 ч). Что регулирует синтаксическая

норма? Порядок слов в предложении. Согласование сказуемо-

го с подлежащим. Нормы управления в русском языке.

Предложения с однородными членами и деепричастными обо-

ротами. Связь частей в сложном предложении. Практикум

«Проверь себя!»

8. Культура общения(1 ч). Определение общения. Виды обще-

ния. Правила для говорящего и слушающего. Речевое поведе-

ние. Социальные роли. Средства воздействия в общении.

Практикум «Кто я?».

9. Невербальные средства общения(2 ч). Техника языка же-

стов. Открытые и закрытые жесты. Значение различных типов

рукопожатий. Распознавание внутреннего состояния собесед-

ников по их жестам и позам.

10. Этикет(4 ч). Этикет поведения за столом. Что и как едят. При-

нимаем гостей. Идем в гости. Этикет сервировки стола. Этикет

внешнего вида. О чем говорят цвета? Этикет телефонного раз-

говора (когда звонят вам и когда звоните вы). Секреты этикета.

11. Искусство обольщения(2 ч). Создание благоприятного пси-

хологического климата. Как создать хорошее впечатление о

себе? Выслушивание собеседника как психологический прием.

Техника манипулирования.

12. Внимание: конфликт!(2 ч) Психологические барьеры. Такти-

ка и техника нейтрализации замечаний собеседников. Защита

от некорректных собеседников. Поведение с собеседниками

различных психологических типов. Как заставить человека

стать на вашу точку зрения. Разрядка отрицательных эмоций и

техника самоуспокоения.

13. Основы ораторского искусства, или «Не говори шершавым

языком…»(2 ч). Общие советы по ораторскому искусству.

Композиция ораторской речи. Правила выступления. Типич-

ные ошибки, допускаемые выступающими. Приемы подготов-

ки устной речи.

14. Культура спора(2 ч). Спор, диспут, дискуссия, полемика.

Виды спора. Правила спора. Логические элементы структуры

спора. Основные формально-логические законы. Типичные

ошибки в доказательстве. Уловки в споре. Полемические прие-

мы. Постановка вопросов.

15. Защита проектов(2 ч). Защита проектов, подготовленных

учениками, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/

п

Темы

занятия

Кол-

во

ча-

сов

Виды деятельно-

сти

Формы

контроля

1 2 3 4 5

1 Имидж – путь к

успеху

1 Практикум в тех-

нике «зигзаг»

(перекрестная

дискуссия)

Взаимопро-

верка

2 Культура речи 1 Вводная лекция с

элементами бесе-

ды

3 Орфоэпические

нормы

4 Практикум с ис-

пользованием

групповой формы

организации дея-

тельности. Само-

стоятельный ана-

лиз орфоэпиче-

ских ошибок

Проверка ра-

бот, определе-

ние уровня зна-

ний учащихся

4 Лексические

нормы

3 Исследователь-

ская работа в

группах, подго-

товка презента-

ций по выбран-

ной теме – защита

проекта, обсужде-

ние

Защита проек-

тов

5 Стилистические

нормы

2 Практикум, дис-

куссия

Самопроверка

6 Морфологиче-

ские нормы

4 Лекция с элемен-

тами беседы

7 Синтаксические

нормы

2 Семинар-практи-

кум, подготовка

презентаций по

нормам русского

языка

Взаимопро-

верка

8 Культура обще-

ния

1 Деловая игра. Со-

ставление психо-

логического досье

9 Невербальные

средства обще-

ния

2 Ролевые игры Оценка экспер-

тов

10 Этикет 4 Ролевые игры

«Вы в гостях», «У

вас гости»; «Вы

звоните» и «Вам

звонят»

Оценка экспер-

тов

11 Искусство обо-

льщения

2 Учебный театр:

разыгрывание ре-

чевых ситуаций

Оценка соот-

ветствия

культуры пове-

дения нормам

12 Внимание: кон-

фликт!

2 Деловая игра Оценка экспер-

тов

13 Основы ора-

торского искус-

ства

2 Вступительная

лекция, практиче-

ское занятие

14 Культура спора 2 Тренинг по

культуре спора

Коллективная

оценка

15 Защита проектов 2 Анализ контроль-

ной работы, под-

ведение итогов

курса, рекоменда-

ции учащимся

Оценка экспер-

тов

Итого: 34 занятия.

Возможный образовательный продукт –презентация.

Примерные темы презентаций см. в Приложении 2.

Практикум «Самооценка»

ТЕСТ «Хорошую ли репутацию вы имеете?»

1. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

а) согласен,

б) верно нечто среднее,

в) не согласен.

2. В разговоре я предпочитаю:

а) высказывать мысли так, как они приходят в голову,

б) верно нечто среднее,

в) сначала хорошенько собраться с мыслями и сформулиро-

вать их.

3.Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокой-

ства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

4.Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым, само-

стоятельным человеком:

а) согласен,

б) не уверен.

в) не согласен.

5.Выполняя какое-либо задание, я бываю доволен только то-

гда, когда должное внимание уделено мелочам:

а) верно,

б) верно нечто среднее,

в) неверно.

6.Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жало-

сти к самому себе:

а) согласен,

б) верно нечто среднее,

в) не согласен.

7. Иногда чувство жалости влияет на мои поступки:

а) согласен,

б) верно нечто среднее,

в) не согласен.

8. Я твердо убежден, что учитель может быть не всегда прав,

но он всегда имеет право настоять на своем:

а) согласен,

б) не знаю,

в) не согласен.

9.Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы

придерживаться общепринятых правил:

а) да, это очень похоже на меня,

б) не уверен,

в) нет, это совершенно на меня не похоже.

10.Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подо-

ждать, пока не буду полностью уверен в своей правоте:

а) всегда,

б) обычно,

в) только если это целесообразно.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов. Ответы ана вопросы 3, 4, 5, 10

и вна 1, 2, 6, 7, 9 – по 2 балла, ответы б– по 1 баллу.

Сумма меньше 7.Вы недостаточно обдумываете свое поло-

жение, практически не заботитесь о своей репутации, подчинены

собственным страстям и не обеспокоены выполнением социаль-

ных требований. Внутренняя конфликтность делает невозмож-

ным самоконтроль. Окружающие склонны считать вас челове-

ком, не соблюдающим принятые правила, безалаберным и недис-

циплинированным.

От 8 до 13 баллов.Вам не свойственна беспорядочность

личной жизни, хотя нельзя сказать, что вы стремитесь действо-

вать по заранее обдуманному плану. Вы разрешаете себе импро-

визировать, прощаете себе недостаточную четкость целей и своей

деятельности. Вы стремитесь произвести хорошее впечатление на

окружающих, поэтому не упускаете возможности продемонстри-

ровать свои достоинства и не спешите проявлять отрицательные

черты своего характера. Но вследствие слабого контроля за своим

поведением окружающим становится известным то, что вы хоте-

ли бы скрыть. В целом вы имеете репутацию хорошую, но недо-

статочно прочную, можете дать повод для пересудов и основания

для нападок со стороны недоброжелателей.

От 14 до 20 баллов.Вам присущ высокий самоконтроль,

основанный на четко осознанных целях и мотивах поведения. Вы

неизменно верны своему представлению о себе, заботитесь о сво-

ей репутации, хорошо контролируете свои эмоции, стараетесь

точно выполнять социальные требования.

ИГРА «Интуиция»

Чтобы осознать роль имиджа в жизни человека и влияние

имиджа на внешность, сыграем в игру «Интуиция» (по типу

игры, представленной на канале «ТНТ»).

5 человек «загадывают», представителя какой профессии

они будут изображать. Остальные пытаются отгадать. Затем со-

став участников меняется.

Задача отгадывающих: определить, как внешность и внеш-

ние проявления человека (жесты, мимика, одежда и т.д.) «выда-

ют» профессию того или иного человека.

НОРМЫ

Орфоэпиче-

ские

Лексические Стилистические Грамматические

Морфологические

Синтаксические

Словообразовательные

в языке параллельных способов выражения, имеющих одинако-

вое лексическое значение, являющееся результатом языкового

развития: род'ился - родилс'я (со времен Пушкина).

Варианты бывают разных типов в зависимости от различ-

ных видов языковых норм:

1) акцентологические (гл'ухи – глух'и),

2) орфоэпические (д[э]кан - д[е]кан),

3) морфологические (секторы – сектора, в цехе – в цеху),

4) синтаксические (ждать поезда – поезд, контроль качества – за

качеством, поражаться чем – чему),

5) словообразовательные (обусловливать – обуславливать, нагрев

- нагревание).

Существует два крайних подхода к проблеме нормы:

1) пуризм (неприятие в языке нового и запрещение всяких нов-

шеств: шишковисты),

2) антинормализаторство (полярное пуризму течение, проповеду-

ющее вседозволенность, отрицающее норму как таковую).

Нормы закрепляются посредством словарей, например, та-

ких как: «Толковый словарь русского языка», «Словарь ино-

странных слов», «Словарь ударений», «Трудности словоупотреб-

ления», «Трудности русского языка», «Орфографический сло-

варь», «Орфоэпический словарь» и др. [См. список литературы в

конце пособия.]

НОРМЫ УДАРЕНИЯ

Среди орфоэпических норм особое место занимают нормы,

связанные с правильной постановкой в словах ударения.

Ударение –это выделение одного из слогов в слове усиле-

нием голоса.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что называется нормой литературного языка?

2. Перечислите типы норм русского литературного языка. Ка-

кие правила регулирует каждый тип нормы?

3. Что входит в понятие «орфоэпические нормы»? Какие суще-

ствуют разновидности орфоэпических норм?

4. Каковы особенности русского ударения?

5. Какими могут быть варианты слов, различающиеся поста-

новкой ударения?

6. Что такое равноправные и неравноправные варианты ударе-

ния? Какие варианты ударения находятся за пределами ли-

тературной нормы?

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что такое лексические нормы русского языка?

2. Что представляет собой лексическое значение слова? Ка-

кая информация может входить в лексическое значение?

3. Сколько значений может иметь слово?

4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

5. Почему соблюдение лексических норм требует знания сино-

нимов, антонимов и паронимов?

6. Что такое лексическая сочетаемость слов и почему она

важна для культуры речи?

7. Что такое фразеологизмы? Какие значения они могут вы-

ражать?

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что называется стилистическими нормами?

41

2. От чего зависит соответствие речи стилистическим нор-

мам?

3. Что такое стилистическая окраска языкового средства?

4. На какие группы делятся слова русского языка в соответ-

ствии с их функционально-стилистической окраской?

5. Что входит в понятие нелитературных слов?

6. Что представляет собой экспрессивно-стилистическая

окраска слова?

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «грамматические нормы»? Какие су-

ществуют разновидности грамматических норм?

48

2. Как определить род несклоняемых имен существительных?

3. Каковы основные особенности склонения количественных и

порядковых числительных?

4. В чем особенность употребления в речи сочетаний с собира-

тельными числительными?

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «синтаксические нормы»?

2. Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Что такое нормы управления?

4. Каковы особенности использования деепричастных оборотов

в современном русском языке?

5. Какие синтаксические нормы надо соблюдать при построении

сложных предложений?

Практикум «Проверь себя!»

(см. Приложение 3.)

Виды общения

Для того чтобы говорить хорошо, иметь положительный

имидж, надо поставить перед собой следующие вопросы:

- Как сказать правильно?

- Как сказать понятно?

- Как сказать красиво?

57

- Как сказать убедительно?

О последнем мы и будем сейчас говорить.

Прежде чем начать повествование об эффективности обще-

ния, необходимо охарактеризовать его виды.

Различаются следующие виды общения:

1. По положению коммуникантов в пространстве и времени –

контактное и дистантное. Понятие контактного общения

очевидно: собеседники рядом. К видам дистантного общения

относят все те, где коммуниканты разделены пространством и

временем (разговор по телефону, общение в письмах).

2. По наличию или отсутствию какого-либо «опосредующего»

аппарата – непосредственное и опосредованное. Непосред-

ственное общение – обычный разговор, беседа, доклад. К ви-

дам опосредованного общения относятся и телефонный разго-

вор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению,

через книгу.

3. С точки зрения формы существования языка различают обще-

ние устное и письменное. Текст устный или письменный име-

ет свои особенности. Устное общение, как правило, связывает-

ся с признаками контактности и непосредственности, а пись-

менное – с признаками дистантности и опосредованности.

Устное общение не допускает переработки текста, кроме

уточнений, оговорок. В обиходно-бытовой сфере употребля-

ются специфические для разговорной речи слова и конструк-

ции. Письменный же текст требует обдумывания, подчиняется

более строгим правилам лексического и грамматического от-

бора. Наконец, он оказывается зафиксированным.

4. С точки зрения переменной~постоянной позиции я-говоряще-

го и ты-слушающего различают общение диалогическое и мо-

нологическое. Диалог образуется сменой ролей «я» и «ты», ор-

ганизующей текст как сумму реплик. При монологическом об-

щении «я» как говорящий относительно длительное время не

оставляет эту свою коммуникативную роль, хотя текст может

быть адресованным конкретному лицу.

5. С точки зрения количества участников различают общение

межличностное и массовое. Количественные отношения

«1-1» и «1-несколько» приводят к межличностной коммуника-

ции, отношение «1-много» – к массовой коммуникации.

58

6. С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений об-

щающихся различают общение частное и официальное. В от-

личие от частного, официальное общение ограничено строги-

ми правилами взаимного поведения и отношений коммуникан-

тов как представителей организации, группы, поэтому текст

официального общения содержит немало клишированных,

стереотипных компонентов. Частное общение может быть не-

принужденным, дружеским, интимным, фамильярным.

В зависимости от вида общения рождаются самые

разные тексты с точки зрения стиля, жанра и т.д.

Правила для говорящего и слушающего

Для разных видов речевой деятельности общество выдвига-

ет определенные правила их осуществления.

Правила ведения речи, или речевой этикет, - необходимый

«багаж» любого человека.

Важнее всего, наверное, выделить правила для говорящего и

слушающего, так как в устном контактном непосредственном об-

щении текст рождается спонтанно. Поэтому надо быть особенно

внимательным к соблюдению таких правил и постараться ввести

их в привычку.

Правила для говорящего:

1. Доброжелательно относись к собеседнику.

2. Будь вежливым.

3. Умей встать на точку зрения партнера.

4. Умей поставить в центр внимания слушающего, учитывай его

социальную роль, его личность.

5. Умей выбрать тему для разговоров.

6. Следуй логике развертывания текста.

7. Учитывай порог смыслового восприятия и концентрацию вни-

мания.

8. Отбирай языковые средства.

9. Сохраняй дистанцию между собой и партнером.

Правила для слушающего:

1. Будь внимательным к говорящему.

2. Уважай партнера.

3. Умей выслушать собеседника.

59

4. Умей поставить в центр внимания говорящего и его интересы.

5. Умей сочетать в себе роль слушающего и роль говорящего.

6. Умей не реагировать на вопрос, заданный не тебе.

Речевое поведение - сложное явление, связанное с особен-

ностями воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в

которой привычно общается человек. Речевое поведение стерео-

типно, привычно, поэтому оно выражается в стереотипных вы-

сказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в индивидуаль-

ных речевых проявлениях данной личности – с другой. К этому

надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуника-

ции (жесты, мимику, тональные и фонационные особенности).

Иначе говоря, в речевом поведении проявляется языковая лич-

ность, принадлежащая данному времени, данной стране, данному

региону, данной социальной (в том числе и профессиональной)

группе, данной семье. Например, человек, профессионально свя-

занный с речевой деятельностью и привыкший к публичным вы-

ступлениям (лектор, журналист, диктор, преподаватель), свобод-

но чувствует себя в общении. Его речевое поведение выдает в

нем человека, владеющего речью, жестом, могущего концентри-

ровать внимание слушателей.

Речевое поведение впрямую связано и с ролевым поведе-

нием, с присущими каждому из нас постоянными и переменными

ролевыми признаками.

Социальная роль – это нормативное сочетание позиции и

функции, при этом та или иная роль в сознании людей связана с

образцом поведения, с ожиданиями того, что человек в данной

роли обязан делать и на что он имеет право. Так, от ребенка не

ждут поучающего тона, хотя старикам это прощают.

Главные социальные роли различаются по следующим па-

раметрам:

- пол,

- возраст,

- место жительства,

- степень образованности,

- профессия,

- положение на работе и в семье и т.п.

60

Речевая ситуация - сложный комплекс внешних условий

общения и внутренних реакций общающегося.

Компоненты речевой ситуации:

- автор речи (кто),

- ее адресат (кому),

- время и место действия (когда и где),

- тема разговора (о чем),

- мотив и цель (почему и зачем).

Средства воздействия в общении

 Вербальные, или речевые – выбор слов, расстановка акцентов.

 Акустические – сила и скорость произнесения слов, громкость,

тембр и модуляции голоса.

 Невербальные, или язык тела - жесты и позы.

 Социально-психологические - приглашение, приказ, наставле-

ние, оскорбление, оправдание.

 Психологические - решение, оценка, поддержка, понимание,

интерпретация, расследование, вербализация.

Практикум «Кто я?»

В нашей культуре человек с самого раннего детства привы-

кает характеризовать себя. Даже четырехлетний ребенок может

ответить на вопросы «Кто ты?» и «Какой ты?». Пусть его ответы

в это время характеризуют скорей его родителей, чем его самого,

но от того, как отвечает ребенок на эти вопросы, во многом зави-

сит его дальнейшая жизнь.

Давайте посмотрим, что скажут о вас ваши ответы. Обычно

на первом месте в списке стоит самое привычное – то, как чело-

век себя осознает, что учитывает, планируя действия. Но это же

обычно и самое банальное и очевидное – очень часто, например,

указание на социальное положение или род занятий. Продолжая

список дальше, с какого-то момента вы сталкиваетесь с трудно-

стями: начинаете называть те свои характеристики, о которых

реже задумываетесь. На первом месте стоит, как правило, та ха-

рактеристика, которая для вас приемлема, а вот на последнем ме-

сте нередко оказывается та, к которой вы не знаете, как относить-

ся, или относитесь плохо.

61

Может оказаться очень интересным сравнить, какими слова-

ми определяете себя вы, а какими вас определяют родители, дру-

зья, одноклассники и др.

Задание 1.

Привести примеры на разные виды общения.

Задание 2.

Составьте списки употребляемых Вами речевых клише, вы-

ражающих:

- приветствие (утреннее, дневное, вечернее),

- прощание,

- извинение,

- поздравление,

- благодарность.

Укажите ситуации употребления этих клише и их стили-

стическое различие.

Задание 3.

Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсу-

ждении и разборе выполненного задания обратите внимание на

поведение участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюде-

ние этикетно-речевых правил.

1. Вы – председатель профсоюзного комитета организации. К

вам ходит

- ваша старая подруга,

- старый знакомый ваших родителей,

- незнакомая женщина,

- незнакомый молодой человек,

- руководитель организации,

- спонсор.

Примите их.

2. Вы – руководитель коммерческой организации. У вас в фирме

есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3-4 пре-

тендентами на это место. Они пришли по объявлению.

Задание 4.

62

Попытайтесь произнести слово-предложение Принеслис

выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы,

удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попробу-

ют определить то настроение, которое вы хотели передать го-

лосом в каждом случае. Это задание поможет вам проверить,

хорошо ли вы владеете интонационными возможностями рус-

ского языка.

Задание 5.

Установите, сколько интонационных и смысловых вариан-

тов имеет предложение Как он смел?Обоснуйте свой ответ.

Задание 6.

Составьте и разыграйте по ролям диалоги мужчины со

своей матерью, которая упрекает его в том, что он не звонит

ей; с его сыном-восьмиклассником, который поздно приходит

домой; с директором школы, который недоволен его пятым

классом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ 9.

По их жестам

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собе-

седника, его добродушном настроении и желании говорить

откровенно.

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник про-

тягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот

жест демонстрирует желание идти навстречу и установить кон-

такт.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком

открытости.

65

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о

недоверии к вам, сомнении в вашей правоте. В этих случаях собе-

седник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится

прикрыть лицо руками.

Жесты защиты являются знаками того, что собеседник чув-

ствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным же-

стом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Если помимо скрещенных рук на груди собеседник еще

сжимает пальцы в кулак – это свидетельствует о его враждебно-

сти или наступательной позиции.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задум-

чивости. Размышляющее выражение лица сопровождается же-

стом «рука у щеки».

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочета-

ется с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенно-

сти и напряженных размышлениях.

Когда собеседник занят процессом принятия решения, он

почесывает подбородок.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбо-

родком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки,

это является красноречивым свидетельством того, что он крити-

чески воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с по-

чесыванием указательным пальцем правой руки места под моч-

кой уха или же боковой части шеи. Жест «почесывание уха» сви-

детельствует о желании собеседника отгородиться от слов, кото-

рые он слышит.

Поза обиды принимается собеседником, когда он обижен

или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает

плечи и опускает голову («набычивается»). Такая поза нередко

сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и

т.п.).

Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это

сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны.

Жест «расхаживание» служит знаком того, что не надо спе-

шить.

Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды,

это является верным признаком того, что ему не нравится всё, что

говорится.

66

КОНСУЛЬТАЦИЯ 10. ЭТИКЕТ

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин.)

Это один из элементов этикета. А что такое этикет? Не есть

ли это самые разнообразные словесные и несловесные знаки,

оповещающие окружающих о принадлежности человека к опре-

деленной среде.

Иными словами, этикет – это совокупность правил поведе-

ния, касающихся внешнего проявления отношения к людям (об-

хождение с окружающими, формы обращения и приветствия, по-

ведение в общественных местах, манеры и одежда).

Вот некоторые советы по этикету.

ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

1. Садитесь, обходя стул слева.

2. Взяв столовый прибор в руку, его уже не возвращают на преж-

нее место, а кладут только на свою тарелку.

3. Кофейную или чайную ложку кладут на блюдце.

4. Нож держат в правой руке, вилку – в левой.

5. За столом следует сидеть прямо, не сутулясь и не ставя локти

на стол.

6. Если вы взяли салфетку со стола, не следует затыкать ее за во-

ротник, лучше положить ее себе на колени.

7. Находясь за столом, никогда не сопровождайте свою речь же-

стикуляцией, размахивая при этом вилкой или ножом.

8. Не следует пережевывать пищу с открытым ртом.

9. Есть слишком быстро в присутствии других людей считается

дурным тоном.

10.Не кладите свои личные вещи (например, мобильный телефон,

ключи или кошелек) на стол, когда вы принимаете пищу.

70

11.Прежде чем намазать хлеб маслом, сначала отрежьте от него

небольшой кусочек, затем намажьте маслом этот маленький

ломтик.

12.Если вы обедаете в чужом доме, не следует категорично отка-

зываться от какого-либо блюда, отведайте хотя бы немного.

13.Всегда кладите на тарелку ровно столько, сколько сможете

съесть, старайтесь не оставлять на тарелке недоеденную пи<

Наши рекомендации