Тема 2. Русская народная вышивка
Знакомство с искусством вышивания
История развития искусства вышивания в регионах России. Значение традиционной вышивки.
Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, наперсток, карандаши, кисти, фломастеры, измерительные инструменты, калька, миллиметровка, копировальная бумага, ткани, нитки). Назначения каждого инструмента, правила пользования, хранения, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ним.
Практическая работа. Организация рабочего места. Проверка ткани для работы. Определение основных и уточных нитей, лицевой и обратной сторон. Подготовка пальцев для работы.
Выполнение простых швов цветными нитками
Орнамент и его особенности в вышивке. Виды орнаментов: геометрический, растительный, изобразительный. Понятие о ритме и цвета в орнаменте народной вышивке (демонстрация народных образцов и изделий местных мастериц).
Технология выполнения простых швов цветными нитками. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку; строчка, стебельчатый шов, петельный шов.
Практическая работа. Зарисовка швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный - карандашом по миллиметровке с показом хода рабочей нитки на лице и изнанке и расчетом длины стежка (демонстрация технического рисунка).
Освоение рабочих приемов выполнения простых швов. Последовательность выполнения швов: вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, петельный. Расчет длины стежка в зависимости от толщины, основы и утка ткани, правильный ход рабочей нити. Выполнение изделия по выбранному образцу (детское полотенце, салфетка, косынка).
Выполнение вышивки счетными швами
Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применения в оформлении изделий различного назначения. Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их смысловая значимость в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления современных изделий.
Практическая работа. Зарисовки несложного орнамента с народных образцов. Технология выполнения счетных швов. Разработка собственной композиции для счетных швов. Освоение приемов шитья - набор определенного количества нитей на иглу для образования стежков. Выполнения изделия в материале по выбранному образцу. Примерные образцы изделий: закладки для книг, небольшие дорожки, салфетки.
Организация выставки работ учащихся.
Тема 3. Вязание крючком
Демонстрация иллюстраций, фотографий и работ местных мастериц показывающих образцы вязания, области применения данного декоративного искусства.
Знакомство с инструментами и материалами для вязания крючком. Организация рабочего места.
Основные приемы вязания крючком, их условные обозначения. Схематическое изображение узора. Создание вариантов узора из одних и тех же элементов (мотив)
Составление орнамента. Понятие о цветоведении.
Практическая работа.
Выполнение основных приемов вязания. Упражнения в выполнении столбцов и воздушных петель. Выполнение образцов из столбиков с накидом, ажурных узоров. Выполнить образец орнаментальной полосы из ниток разных цветов. Изготовление готового изделия: кружево для вышитого полотенца, салфетки, косынки.
Тема 4. Бисероплетение
История бисероплетения.
Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока). Ручные инструменты и приспособления (иглы, ножницы). Правила безопасности труда при работе. Анализ изделия. Зарисовка схем изделий. Подборка деталей для работы. Планирование последовательности изготовления изделия. Самостоятельное составление схем.
Практическая работа.
Название бисера "в две нити": цепочка "в крестик", соединение цепочек "в крестик", "колечки", "полотно", "мозаика".
Вязание бисера "в одну нить"
Плетение брошек и подвесок. Фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами. Ажурная цепочка с ячейками - ромбами, ажурная цепочка с зубчиками по краям. Работа по самостоятельно составленным схемам.
Организация выставки работ учащихся.
Тема 5. Мастерим кукол
История русской куклы. Назначение куклы. Способы изготовления: кукла из конуса, сшивная кукла, несшивная кукла, кукла-куватка. Традиционные тряпичные куклы, распространенные в разных регионах России. Техника изготовления некоторых традиционных тряпичных кукол. Игровая тряпичная кукла.
Практическая работа.
Мастерим тряпичную куклу в русском костюме. Одеваем в одежду разных поколений семьи. Разыгрываем кукольную сцену жизни крестьянской семьи.
Второй год обучения
Второй уровень обучения содержит сведения об истории русского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучается комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выясняется, какие возрастные группы какую одежду носим (включая головной убор и обувь); дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, старики и старухи. Знакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассматриваются разнообразие способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка, тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили в комплект костюма (бусы, серьги, браслеты и так далее).
Практическая часть включает работы по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.
Тема 1. Вводное занятие
Итоги занятий прошло года. Ознакомления с планом предстоящей работы. Правила безопасности труда личной гигиены. Общие правила организации труда. Типичные элементы русского костюма конца XIX - начало XX вв.
Практическая работа.
Организация рабочего места. Представления эскизов фотографий, репродукций образцов русского народного костюма.
Тема 2. Рубаха
Детская рубашка, её покрой и украшенье. Классическая русская девичья рубаха - цельная (пороходница, исцельница), рубаха вороту - долгорукая. Ворот и рукава рубахи, их отделка. Мужская рубаха. Отличительные особенности праздничной и будничной рубахи.
Практическая работа.
Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи.
Тема 3. Сарафан
Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан _бочка, косоклиннке сарафаны, сарафаны (Москович, продуванка, раздувай) .Глухой и распашной сарафан .Сарафан - набиванник , Ткань для сарафана.
Практическая работа.
Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.
Тема 4. Понёвный комплекс
Поясная одежда - понева. Понева - разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность и украшения.
Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.
Практическая работа.
Пошив праздничной поневы.
Тема 5. Головной убор
Девичий головной убор "краса"- "повязка", "увясло", "венчик".
Головной убор замужней женщины - "повой", "убрус". Разновидности головного убора замужней - "кика", "кичка".
Платок, манера ношение платка.
Практическая работа.
Изготовление девичьего головного убора- повязки.
Тема 6. Украшение
Украшение, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений.
Ушные украшения: серьги - бусы, серьги- голубцы, "орлики, гуски".
Украшения запястья - зарукавья.
Шейные украшения: жерелок, гайтан, бусы. Материалы для их изготовления
Пояс - обязательная часть любой одежды.
Практическая работа.
Мастерим шейное украшение из бисера.