Тема 27. Русская народная художественная культура и социальная жизнь народа
Народная художественная культура является не только частью духовной культуры этноса, но и органически вплетена в его социальную жизнь.
Большой пласт народной художественной культуры связан со следующими направлениями народной жизни:
· общинная организация жизни сельского населения;
· цеховая организация жизни городского трудящегося населения (кожевников, гончаров и т.п.), рабочих заводов;
· другие различные формы жизнедеятельности народных масс (например, способы и формы досуга).
В основе этого пласта социальной жизни народных масс лежат социально-утопические и нравственно-педагогические воззрения народа. В них в качестве идеала воспевается честность, справедливость, счастье и т.п. нравственные этнопедагогические представления народа, которые с точки зрения реальной жизни и истории народа были утопическими. Однако в разных формах и видах народной культуры народ как бы компенсировал отсутствие реальной реализации этих идеалов и устремлений в его жизни.
Эти воззрения отражаются в следующих формах:
· большая область социально-утопических легенд и преданий, исторических песен, семейно-бытовой обрядности (родильной, свадебной, похоронной, поминовения усопших);
· вся внеобрядовая сфера повседневного быта и народного этикета, взаимоотношений различных социумов, социальных групп, поколений, межличностных отношений.
Эти сферы также наполнены различными материальными и духовными ценностями:
· богатство и красота предметов домашнего обихода;
· разнообразие семейно-бытового обрядового фольклора (от жизнерадостных мотивов и красок родильной и свадебной обрядности до трагических мотивов и горестной эстетики похоронной обрядности);
· многообразный внеобрядовый фольклор - занимательные бытовые и сатирические сказки, анекдоты, нравоучительные притчи, пословицы, поговорки, головоломные загадки, весь детский фольклор (колыбельные песни, потешки, сказки, прибаутки, считалки, игры), любовная лирика, баллады с их драматизмом и мелодраматические городские романсы, инструментальная музыка, танцы, пляски, разнообразные зрелища, театр Петрушки, раек, действа и прибаутки балаганных «дедов».
Во всех представленных формах реализуется народное представление о прекрасном, справедливом, нравственном.
Тема 28. Структура народного декоративно-прикладного искусства как части народной художественной культуры.
Народная художественная культура в наиболее общем виде может быть разделена на два вида:
· фольклор – нерукотворный вид народной художественной культуры
· народное декоративно-прикладное искусство (рукотворный вид народного художественного творчества).
Пример более сложного системного подхода к народной художественной культуре и месту в ней народного декоративно-прикладного искусства предполагает следующие основные положения:
· народное искусство в целом (фольклор, народная музыка, танец, декоративно-прикладное искусство и др.) – одна из подсистем культуры этноса;
· народное декоративно-прикладное искусство – одна из составляющих этой подсистемы;
· народное декоративно-прикладное искусство имеет относительную самостоятельность в его отношениях с внешней средой.
Народное декоративно-прикладное искусство реализуется через определение его структурных элементов:
· образ, который создается в процессе творчества как результат сложного взаимодействия структурных элементов.
· стилистический способ его воплощения;
· средства воплощения (рельеф, скульптура, живопись, композиция, колорит, сюжет, материал, техника изготовления.).
· колорит, который можно считать проявлением стилистической особенности;
· технические средства зависят от материала, а художественные средства определяются и материалом и техникой;
Традиционной в искусствоведении является классификация, в основу которой положен принцип разделения на виды по материалу (классификация В.М.Василенко).
Действительно, для народного изобразительного искусства основными структурообразующими элементами являются различные виды материала, подлежащего обработке, - дерево, глина, металл, ткань и др. (Гусев В.Е). Они диктуют технику и технологию изготовления изделия народного искусства.
Как известно, характерная черта народного декоративно-прикладного искусства:
· повышенная семиотичность предметов;
· соединение в одной вещи утилитарного и сакрального значений.
· в изготовлении изделия имело значение все: не только сам материал, скажем, дерево, но и его сорт, и место, где это дерево росло, и время его вырубки - утро или вечер, зима или весна; форма изделия должна была соответствовать его утилитарным функциям - но и у этих функций, скажем, столового прибора, были свои сакральные значения.
Таким образом, народное декоративно-прикладного искусство как часть народной художественной культуры имеет свою исторически обусловленную структуру и семантику ее содержательной части.