VIII. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция.
1. Диагностика личности, уровня его тревожности, адаптации, определение общеучебных умений и навыков, психических особенностей и творческих навыков.
2. Изучение классного коллектива, уровня его воспитанности, развития, сплоченности, определение межличностных отношений, психологического климата в коллективе.
3. Изучение семей учащихся.
4. Изучение социума ребенка, его окружения, наклонностей.
5. Создание социального паспорта класса.
6. Определение основных форм и методов работы, направленных на воспитание положительных и устранение отрицательных качеств личности.
Ознакомлен(а).
Классный руководитель ______________________
Заповеди классного руководителя
Ø Классный руководитель – автор своей программы, системы, методов, своего класса.
Ø Главная цель воспитания – счастливый человек.
Ø Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
Ø Люби детей! Защити их любовью и правдой!
Ø Не ври!
Ø Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
Ø Научи детей думать и любить.
Ø Дари себя детям!
Ø Знай, к чему стремишься!
Ø Ни дня без новизны!
Ø Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Ø Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Ø Учитель учит других до тех пор, пока учится сам!
Схема анализа воспитательной работы класса
За прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем учебном году:
§ результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании;
§ правильность выбора основных направлений, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
- особенности социальной ситуации развития учащихся, ее изменение за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на изменение этой ситуации?
- какое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает их ближайшее социальное окружение (родители, сверстники) и занятия в системе дополнительного образования;
- особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся.
Анализ развития коллектива класса:
- социометрическая, ролевая и коммуникативные структуры класса; уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем;
- особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношение мальчиков и девочек, доброжелательность и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям, школе; доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса; особенности общения в классном коллективе;
- степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
- развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса).
Анализ развития учащихся класса:
- уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся (указать, какие факторы повлияли на их состояние);
- степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности;
- уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
- сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
- учащиеся группы «риска» (их индивидуальные особенности, ведущие мотивы поступков; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся).
Анализ педагогического взаимодействия с семьей:
- влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
- участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:
- что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? К каким остались равнодушны? В каких были пассивны? Почему?
- насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
- какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся?
- какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду?
- какие мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
Выводы:
- об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
- о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.