Раздел 1. Русский литературный язык как средство общения. Стили языка.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Цель курса «Русский язык и культура речи» – обеспечить коммуникативную компетенцию будущих бакалавров, которая заключается в умении оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных профессионально и социально значимых ситуациях. Курс направлен на расширение общегуманитарного кругозора обучающихся, выработку навыков хорошей речи (прежде всего в сфере делового и научного общения), умения пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

Поэтому задачами дисциплины являются:

- повышение уровня речевой культуры студентов;

- повышение их общей культуры, уровня гуманитарной образованности;

- выработка навыков свободного общения и оптимального речевого поведения, т.е. умения соотнести ситуацию общения и выбор языковых средств.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умения логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

В результате освоения курса обучающийся должен знать основные разделы культуры речи, принципы употребления языка, его функции, основы делового общения; уметь самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу, ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно им реализовывать свои коммуникативные намерения; владеть навыками публичной речи, приёмами и навыками делового общения, способностью работать в коллективе.

Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на 72 учебных часа (для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - на 108 часов) и делится на следующие основные разделы:

1. Русский литературный язык как средство общения. Стили языка.

2. Культура речи.

3. Деловой русский язык.

4. Риторика.

В рамках учебной дисциплины читается 17 часов лекций и проводится 17 часов практических занятий. На самостоятельную работу студента отводится 38 часов (для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 74 часа). Формой аттестации по дисциплине «Русский язык и культура речи» является зачёт.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Русский литературный язык как средство общения. Стили языка.

Понятие коммуникации. Единицы общения. Организация вербального воздействия: принцип кооперации и принцип вежливости. Язык как универсальное средство общения. Сферы общения. Структура национального русского языка. Литературный язык. Формы литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Обиходно-разговорный стиль. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие нормы языка. Типы норм. Экология языка.

Формы национального русского языка и сферы общения Слово как основная единица языка. Работа с толковым словарём. Конспект как жанр научного стиля.

Раздел 2. Культура речи.

Язык и речь. Понятие культуры речи. Её аспекты. Нормативный аспект культуры речи: акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.

Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы и коммуникативные качества речи. Морфологические нормы. Синтаксические нормы и коммуникативные качества речи.

Раздел 3. Деловой русский язык.

Официально-деловой стиль, сфера его использования, функции, основные стилевые черты. Виды документов и их жанровое разнообразие. Языковые особенности текста документа. Правила оформления документов. Этический аспект культуры речи делового человека. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Особенности рекламы в деловом тексте.

Жанры официально-делового стиля. Информационно-справочные документы и частные деловые бумаги. Этика в деловом общении. Ситуация трудоустройства.

Раздел 4. Риторика.

Особенности устной публичной речи. Композиция публичного выступления. Композиционные элементы выступления, их содержание и соотношение. Структура основной части. Понятие аргументации. Доказательство как логическая операция. Прямое и косвенное доказательство. Основные виды аргументов. Способы расположения аргументов. Речевая форма выступления: требования разговорности стиля, простоты изложения, конкретности, разнообразия номинативных средств и приёмы, позволяющие выполнить их. Контакт с аудиторией.

Композиция публичного выступления и речевая форма публичного выступления: подбор и расположение аргументов, языковые средства формирования логичности, речевые средства воздействия. Обсуждение общественно значимой проблемы.

Распределение разделов дисциплины по видам

Учебной работы

№ п/п   Наименование разделов дисциплины Виды учебной работы
Лекции Практ зан. СРС Всего часов
Русский литературный язык как средство общения. Стили языка 7 (16)[1] 15 (24)
Культура речи 10 (19) 22 (31)
Деловой русский язык 11 (20) 18 (27)
Риторика 10 (19) 17 (26)
  ИТОГО 38 (74) 72 (108)

График самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

№ п/п Всего часов Распределение по неделям семестра в часах
                                   
                         
                     
                         
                         
№ п/п Всего часов Распределение по неделям семестра в часах
                                   
                         
                     
                         
                         

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Основной учебник:Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – 544 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунёв, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2003. – 509 с.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М., 2007. – 257 с.

Дополнительная литература:

1. Русский и английский речевой этикет. Сходства и различия: справочник / Н.И.Формановская, С.Р.Габидуллина. – М., 2008, - 311 с.

2. Риторика и культура речи / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – Ростов-на-Дону, 2008. – 573 с.

3. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

Методические разработки по дисциплине

1. Культура письменной научной и деловой речи: языковые средства оформления письменного текста / Сост. В.А.Моисеева, Р.Я.Дубынина. – Братск, 2006.

2. Нормативный аспект культуры речи: Орфография в таблицах и алгоритмах / Сост. Н.М.Татарникова. – Братск, 2008.

3. Нормативный аспект культуры речи: Пунктуация в таблицах и алгоритмах / Сост. Н.М.Татарникова. – Братск, 2008.

4. Русский язык и культура речи: Работа со словарём / Сост. Н.М.Татарникова. – Братск, 2010.

5. Сборник упражнений по стилистике и культуре речи / Сост. В.А. Моисеева, Р.Я. Дубынина. – Братск, 2005.

Словари и справочники

1. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / Сост. А.А. Семенюк и др. – М., 1994.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

3. Красных В.И. Словарь сочетаемости: глаголы, предикативы, прилагательные и причастия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 302 с.

4. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и стилистике. – СПб, 1997.

Электронные ресурсы

1. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

2. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

3. Русские словари (http://www.slovari.ru/)

4. Толковый словарь русского языка (www.mega.km.ru/ojigov)

5. Словарь сокращений русского языка (www.sokr.ru)

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы студента

И график их представления

I. Темы для самостоятельного изучения по каждому разделу дисциплины.

Конспекты:

1) Организация вербального взаимодействия.

2) Выразительность как коммуникативное качество речи: тропы и фигуры речи.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Вопросы к зачёту

1. Национальный русский язык: понятие и структура.

2. Устная и письменная разновидности русского языка.

3. Общая характеристика научного стиля.

4. Основные жанры учебной разновидности научного стиля: аннотация, реферат, конспект.

5. Общая характеристика официально-делового стиля.

6. Общая характеристика публицистического стиля.

7. Особенности устной публичной речи.

8. Подготовка содержания устной публичной речи.

9. Композиция устной публичной речи.

10. Доказательство как логическая операция.

11. Произнесение речи: контакт с аудиторией, приёмы управления вниманием аудитории.

12. Выразительность речи: тропы.

13. Выразительность речи: фигуры речи.

14. Особенности языка служебных документов.

15. Виды и жанры документов. Основные реквизиты. Структура служебного документа.

16. Реклама в деловой речи.

17. Речевой этикет в служебном документе.

18. Основные единицы речевого общения.

19. Принципы вербального взаимодействия.

20. Язык и речь. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи.

21. Языковая норма: понятие, типология норм.

22. Нормы ударения.

23. Основные лексические нормы.

24. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет.

Примерные задания практической части зачёта

1. Прочитайте данные слова, соблюдая орфоэпические и акцентологические нормы.

2. Вставьте пропущенные буквы в данные слова.

3. Объясните значение подчёркнутых слов.

4. Покажите знание морфологических норм (определить род имени существительного, образовать нормативные формы именительного или родительного падежей мн. числа от данных существительных, поставить в нужную падежную форму имя собственное, образовать нормативную форму степени сравнения имени прилагательного, поставить в нужную падежную форму имя числительное с зависимыми словами и т.д.); исправьте нарушения синтаксической нормы (в словосочетаниях со связью управление, в порядке слов, в координации подлежащего и сказуемого, в употреблении деепричастного оборота, однородных членов и т.д).

5.Исправьте нарушения коммуникативных качеств речи (точности, логичности, лаконизма, чистоты, богатства и разнообразия).

6. Составьте документ по заданной ситуации.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1(2 часа)

Деловая речь

Практическое занятие № 5(2 часа)

  1. Словарный диктант № 4.
  2. Жанры официально-делового стиля.

2.1. Частные деловые бумаги: доверенность, расписка.

2.2. Информационно-справочные документы: докладная записка

2.3. Деловые жанры с элементами рекламы: резюме. Структура резюме, особенности языка деловых текстов с элементами рекламы.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунёв и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2003.

3. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

5. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

Задание для самоподготовки

Изучить материал о деловой этике в параграфе 6.2 основного учебника, в теме 12 электронного учебника «Русский язык и культура речи», гл. 5, 6 в учебнике М.В. Колтуновой «Деловое общение: Нормы, риторика, этикет»; познакомиться со структурой и правилами ведения делового телефонного разговора. Подготовиться к тестированию по разделам «Речевое общение» и «Деловой русский язык», используя тесты данного пособия. Выполнить контрольную домашнюю работы: на отдельном двойном листе составить четыре документа (личную доверенность, расписку, заявление, докладную записку) от своего имени с учётом своего социального положения.

Практическое занятие № 6(1 час)

Этика в деловом общении.

2.1. Работа в малых группах: отредактировать данные тексты в плане соблюдения норм делового этикета; обосновать использование этикетных формул. Для редактирования предлагаются письмо-благодарность, письмо-приглашение, письмо-предложение и письмо-рекламация.

2.2. Работа в малых группах: подготовить и проиграть деловой телефонный разговор на заданную тему. Оценивает телефонный разговор группа экспертов, в которую входит по одному представителю каждой малой группы. Оценка даётся на основе правил ведения делового телефонного разговора.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунёв и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2003.

3. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

4. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

5. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

Задание для самоподготовки

Подготовиться к деловой игре «Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата» с участием двух команд. Команды заранее знакомятся с описанием названной деловой игры в данном пособии и готовят необходимые материалы: презентационную речь, газетное объявление о вакансиях (объявлениями команды обмениваются не позднее, чем за неделю до игры), сообщение о вакансиях, резюме, вопросы к собеседованию с претендентом на вакансию, заявление о приеме на работу.

Практическое занятие № 7(2 часа)

Деловая игра «Открытие фирмы: набор сотрудников

И комплектование штата»

Описание игры. Цель игры – проверить коммуникативные навыки участников в жанрах письменной деловой речи (объявление, заявление), в жанрах саморекламы (составление резюме, саморекомендации), навыки устной монологической речи.

В группе формируются две команды и группа экспертов.

В каждой команде на роль директора фирмы выбирается наделённый лидерскими задатками, коммуникативно раскрепощённый студент. Он вместе с командой решает, какую фирму они будут открывать, распределяются роли – секретаря директора, менеджера по персоналу и претендента (-ов) на вакансию в фирму другой команды. За неделю до игры другой команде, группе экспертов и преподавателю передаётся объявление о вакансиях в открывающейся фирме.

Заранее дома готовятся резюме и заявления о приёме на работу. По одному экземпляру каждого документа перед игрой передаётся группе экспертов и преподавателю.

Игра начинается с делового телефонного разговора претендента (-ов) на вакансию и сотрудника открывающейся фирмы с целью уточнения времени собеседования.

Перед собеседованием директор в короткой презентационной речи (3 – 5 мин.) рассказывает об открытии новой фирмы, о направлении её деятельности, перспективах, кадровой политике.

Затем слово предоставляется менеджеру по персоналу, который зачитывает согласованный заранее список вакансий с приблизительными ставками и приглашает желающих пройти собеседование.

Далее директор и менеджер по персоналу проводят собеседование с претендентами на вакантные должности (до 5 минут на человека). Во время собеседования зачитывается резюме. Принимающими оцениваются деловые и коммуникативные качества претендентов, их умение находить способы решения сложных проблем.

После заслушивания всех претендентов комиссия совещается в течение 5 – 7 минут, принимает решение о приёме на работу из числа прошедших собеседование, объявляет список принятых, комментируя свой выбор.

Затем принимающей стороной становится другая команда, а первая отправляет к ней претендентов на вакантные должности.

В конце игры работу каждой команды оценивает группа экспертов, которой руководит координатор из числа студентов-экспертов. Учитывается качество письменных деловых текстов (газетной объявление о вакансиях, резюме, заявления) и устных (деловой телефонный разговор, презентационная речь, оглашение списка вакансий, собеседование, объявление списка принятых и комментирование выбора). Командам начисляются баллы, которые затем распределяются между её участниками в зависимости от вклада каждого в работу команды.

Преподаватель оценивает работу экспертной группы, учитывая распределение обязанностей между её членами, обоснованность оценок заданий и выступления с этими оценками.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

5. Материалы сайтов www. rabota. ru, www. joblist.ru, БезРаботы. ru.

Задание для самоподготовки

Изучить гл. 5 основного учебника, выполнить конспект № 4, подготовиться к тестированию по разделу «Риторика», используя тесты данного пособия. Составить «Памятку ведущего дискуссию» и «Памятку участника дискуссии».

Практические занятия № 8 – 9 (4 часа)

Риторика

Практическое занятие № 8(2 часа)

  1. Тестирование по разделу «Риторика».
  2. Композиция публичного выступления

2.1. Сопоставительный анализ композиционных изменений в письменном тексте и подготовленном на его основе тексте для устного публичного выступления.

2.2. Сопоставительный анализ речевых изменений в письменном тексте и подготовленном на его основе тексте для устного публичного выступления.

  1. Речевая форма публичного выступления.

3.1. Работа в группах: орализация письменного текста. Прослушивание орализованного текста в рабочей группе.

3.2. Выступление с подготовленным текстом перед академической группой.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

Задание для самоподготовки

Подготовиться к дискуссии на выбранную тему.

подготовиться к тестированию по разделу «Русский литературный язык. Стили языка», используя тесты данного пособия.

Практическое занятие № 9(2 часа)

  1. Тестирование по разделу «Русский литературный язык. Стили языка»
  2. Обсуждение общественно значимой проблемы.

Дискуссия на одну из тем:

  1. Экология языка – нужна ли она?
  2. А нужна ли инженеру высокая культура речи?
  3. «Образование – единственная ценность, не поддающаяся девальвации» (М. Тэтчер).
  4. «Сильнее всех – владеющий собой» (Сенека).

Группа может предложить для обсуждения другую тему.

Литература.

1. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2009. – основной учебник.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет: Учебное пособие / М.В.Колтунова. – М., 2005. – 312 с.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева (www.gumer.info.ru)

4. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

[1] В скобках даны часы для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Цель курса «Русский язык и культура речи» – обеспечить коммуникативную компетенцию будущих бакалавров, которая заключается в умении оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных профессионально и социально значимых ситуациях. Курс направлен на расширение общегуманитарного кругозора обучающихся, выработку навыков хорошей речи (прежде всего в сфере делового и научного общения), умения пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

Поэтому задачами дисциплины являются:

- повышение уровня речевой культуры студентов;

- повышение их общей культуры, уровня гуманитарной образованности;

- выработка навыков свободного общения и оптимального речевого поведения, т.е. умения соотнести ситуацию общения и выбор языковых средств.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умения логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

В результате освоения курса обучающийся должен знать основные разделы культуры речи, принципы употребления языка, его функции, основы делового общения; уметь самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу, ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно им реализовывать свои коммуникативные намерения; владеть навыками публичной речи, приёмами и навыками делового общения, способностью работать в коллективе.

Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на 72 учебных часа (для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - на 108 часов) и делится на следующие основные разделы:

1. Русский литературный язык как средство общения. Стили языка.

2. Культура речи.

3. Деловой русский язык.

4. Риторика.

В рамках учебной дисциплины читается 17 часов лекций и проводится 17 часов практических занятий. На самостоятельную работу студента отводится 38 часов (для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Садово-парковое и ландшафтное строительство» - 74 часа). Формой аттестации по дисциплине «Русский язык и культура речи» является зачёт.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Русский литературный язык как средство общения. Стили языка.

Понятие коммуникации. Единицы общения. Организация вербального воздействия: принцип кооперации и принцип вежливости. Язык как универсальное средство общения. Сферы общения. Структура национального русского языка. Литературный язык. Формы литературного языка. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Обиходно-разговорный стиль. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие нормы языка. Типы норм. Экология языка.

Формы национального русского языка и сферы общения Слово как основная единица языка. Работа с толковым словарём. Конспект как жанр научного стиля.

Раздел 2. Культура речи.

Язык и речь. Понятие культуры речи. Её аспекты. Нормативный аспект культуры речи: акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.

Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы и коммуникативные качества речи. Морфологические нормы. Синтаксические нормы и коммуникативные качества речи.

Наши рекомендации