Идеальные типы стратификационных систем, по Радаеву В.В.
Тип системы | Основа дифференциации | Способ детерминации различий |
Физико-генетическая | Пол, возраст, физические данные | Физическое принуждение, обычай |
Рабовладельческая | Права гражданства и собственности | Военное принуждение, кабальное право |
Кастовая | Религиозное и этническое разделение труда | Религиозный ритуал, этническая замкнутость |
Сословная | Обязанности перед государством | Правовое оформление |
Этакратическая | Ранги во властной иерархии | Военно-политическое господство |
Социально-профессиональная | Род занятий и квалификация | Образовательные сертификаты |
Классовая | Размеры доходов и собственности | Рыночный обмен |
Культурно-символическая | Сакральное знание | Религиозное, научное и идеологическое |
Культурно-нормативная | Нормы поведения, стили жизни | Моральное регулирование, подражание |
В основе первого типа лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам.
Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками, считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине (?). Продолжает воспроизводится и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: Здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства.
Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию – во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.
Вторая система также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением.
Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.
Античное рабство. Холопство времен «Русской правды». Плантационное рабство на юге США. Работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фирмах во время Второй мировой войны.
Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже разнообразны. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерно было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала в средневековом Китае. Там же обращали в рабов разного рода преступников (в том числе и политических).
В основе кастовой системы лежат этнические различия, которые в свою очередь закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится четко определенное место в общественной иерархии.
Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься (жреческие, воинские, земледельческие). Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальных перемещений здесь крайне ограничены.
Индия. Юридически система каст была отменена в 1950 г., но воспроизводится (особенно в сельской местности). В более сглаженном виде кастовость воспроизводится в клановом строе среднеазиатских государств. Кастовость утверждалась в гитлеровской Германии. Арийцам отводилась роль высшей этнической касты.
В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие – «тягло» в виде податей и трудовых повинностей.
Примеры. Феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия.
Это юридическое, а не этническо-религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.
В этакратических системахдифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций.
Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях.
Все прочие различия – демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные – играют производную роль.
Масштабы и характер дифференциации в этакратических системах находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически. – посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям. Но могут находиться вне системы государственного законодательства. Система советской партийной номенклатуры не была прописана в законах.
Для этого типа систем характерна формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций (отличает от системы сословий).
Этакратическая система проявляется с наибольшей четкостью в авторитарных государствах. Она наблюдалась в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа). Также в Перу и Египте. В ХХ в. она утверждалась в странах социалистических.
В социально-профессиональной стратификационной системе группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной роли – обладание соответствующим опытом, умениями и навыками.
Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности.
Действенность сертификатов поддерживается силой государства или мощной корпорацией. Сертификаты обычно по наследству не передаются (бывали исключения).
Этот тип системы встречается везде, где развито разделение труда. Строй ремесленных цехов средневекового города. Разрядная сетка в современной государственной промышленности. Система аттестатов и дипломов о полученном образовании. Система научных степеней и званий.
Классы – социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.
Принадлежность к классам не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается имущество и капитал).
Длительное время классовая дифференциация носит подчиненный характер (критерий?). На первый план она выходит в буржуазных западных обществах.
Дифференциация в системе культурно-символического типа возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам, шаманам. В средневековье – служителям церкви, толкователям священных текстов. В Новое время – ученым, технократам и партийным идеологам.
Более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеют лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества. У кого лучше символический капитал.
Для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных – партократическое, для постиндустриальных – технократическое манипулирование.
В стратификационной системе культурно-нормативного типа характерна построение дифференциации на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует человек или группа.
Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) – все это ложится в основу деления.
Происходит разграничение "своих" и "чужих", а также ранжирование внутри групп («благородные – неблагородные», «порядочные – непорядочные», «элита – обычные люди – дно»).
Благородные манеры джентльмена, праздное времяпрепровождение аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя – не только знаки высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования.
Касается всех слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести» и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».
Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Контркультура.
Список не исчерпывается этими типами. Можно ставить вопрос об особом социально-территориальном типе, где группы дифференцируются местом своего жительства и типом поселений, а различия детерминируются системой гражданства, паспортным режимом, жилищной политикой и т.п.
Для каждого типа важным является наследуемость или не-наследуемость статусных позиций. Рабовладельческая, кастовая и сословная системы включают в себя элементы пожизненного и формально-юридического наследования. Прочие же системы формального пожизненного характера статусов не предусматривают.
Однако указанный водораздел подвижен. Существуют пределы жесткости формально-юридических стратификационных границ. Рабы могут отпускаться или выкупаться на свободу. Представители купеческого сословия – разоряться. Иногда можно купить или заслужить почетный, наследственный титул.
В реальности стратификационные типы переплетаются, дополняют друг друга.
Группы, обладающие в обществе наибольшей символической властью, зачастую становятся его высшей кастой (индийские брахманы или партийные идеологи).
Статус богатых представителей общества определяется не просто размерами их частной собственности, но поддерживается особым стилем жизни недоступным большинству их собратьев.
Рабовладение, основанное на частной собственности на людей можно считать формой классовых отношений (государственное рабовладение ближе к этакратической системе).
Профессиональные или чисто физические данные становятся инструментом для выполнения сложных символических ролей (звезды спорта и кинозвезды).
Отдельные стратификационные системы могут взаимообусловливать друг друга, меняясь местами с течением времени. Первоначально в русской истории сословия возникли на основе экономических классов – из профессиональных различий и имущественного расслоения. Затем, наоборот, уже классовые различия определяются преимущественно сословной принадлежностью. Так, на примере российской Табели о рангах 1722 г. можно проследить, как сословная система во многом определяет место в этакратической системе, а последняя, в свою очередь, влияет на классово-собственнические позиции (происхождение влияет на служебный ранг, а последний – на материальный достаток).
Затем на подходе к рубежу ХХ века сословия и классы становятся все более независимыми друг от друга, во многом существуя параллельно. Например, запись в первую купеческую гильдию происходит здесь уже скорее по неэкономическим причинам (престиж, преодоление ценза оседлости), в то время как множество представителей торгово-промышленных слоев формально к купечеству не принадлежат.
В рамках концепции стратификации была разработана концепция социальной мобильности.
Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп в социальном пространстве; изменение положения индивида или группы в социальной структуре..
Классификация социальной мобильности:
Межпоколенная мобильность – изменение социального положения или статуса от одного поколения к другому (от отца к сыну); суммарные различия в социальном положении и статусе между различными поколениями данного общества.
Внутрипоколенная мобильность, когда один индивид на протяжении жизни меняет несколько социальных позиций (социальная карьера).
Вертикальная социальная мобильность – мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса. Бывает восходящая и нисходящая вертикальная мобильность.
Горизонтальная социальная мобильность – мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения положения в социальной иерархии. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (примеры). Географическая мобильность. Если с переменой статуса – миграции.
"Утечка мозгов" – эмиграция из страны ученых, инженеров, людей, составляющих интеллектуальный потенциал данной страны.
Индивидуальная мобильность.
Групповая мобильность.
Структурная мобильность:
ü изменение структуры народного хозяйства;
ü нехватка молодежи в среднем слое;
ü доступность образования.
Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.
Объем мобильности – число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.