Эксперимент как метод научного
ИССЛЕДОВАНИЯ
«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С.797).
Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организации работы, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.
Различают два вида эксперимента – натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный(модельный).
В любом эксперименте можно выделить три этапа:
1) организационно-прогностический;
2) содержательно-процессуальный;
3) аналитико-корректирующий.
Организационно-прогностический этап реализуется через следующие операции:
– определение темы и цели исследования;
– выбор предмета экспериментальной работы;
– планирование проведения экспериментальной работы;
– определение этапов хода эксперимента;
– определение критериев эксперимента.
Содержательно-процессуальный этап включает в себя:
– отбор содержания эксперимента;
– проведение самого эксперимента;
– стимулирование участников;
– сбор информации о ходе эксперимента.
Аналитико-корректирующийэтап связан:
– с анализом полученных данных;
– со сверкой полученных материалов с целью, задачами
и гипотезой;
– с коррекцией эксперимента, если есть отклонения;
– с обработкой материалов.
Эксперимент – трудоемкий, сложный метод исследования. Используется несколько видов экспериментов:
а) Констатирующий– позволяет выяснить реальное состояние явления или процесса. Его задачей является – определить исходные основы организации и поведения базового эксперимента.
б) Преобразующий(созидательный) – имеет целью проверку гипотезы, позволяет выяснить новые связи, отношения, свойства, принципы, закономерности, пути совершенствования процессом.
в) Проверочный(контрольный) – имеет целью перепроверку полученных результатов на достоверность, уточнение ранее сформулированных теоретических выводов.
КРУГ ПРОБЛЕМ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ
И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
· Праздничный мир детей в контексте игровой культуры
· Современный праздничный календарь башкир в контексте традиционной народной культуры
· Современная художественная деятельность и фольклор: к вопросу о фольклоризме художественной культуры
· Свадебный комплекс в контексте семиотического знания
· Русско-казахские праздничные параллели
· Историко-этнографические исследования празднично-обрядовых ситуаций ( на примере отдельных этнографических групп населения )
· Дом в фольклорно-этнографической картине мира
· «Культурный горизонт» в этнической культуре русских
· Знак птицы в структуре календарно-обрядового комплекса
· Знаковый мир куклы в художественно-зрелищных формах искусства: история и современность
· Удмуртская хореография в системе современных досугово-зрелищных форм деятельности как источник возрождения традиционной народной культуры
· Гендерные традиции в современных художественно-зрелищных и досуговых формах культуры
· Русская волшебная сказка в контексте семиотического знания
· Функциональные особенности ударных инструментов в структуре современной культуры
· Фольклорные традиции сказок А.С. Пушкина в контексте современной праздничной культуры
· Семиотические аспекты праздника и театрализованные представления
· Семиотика лирической песни и вопросы современной школьной педагогики
· Современная масленица в контексте традиционной культуры к вопросу о знаковости масленичного театра)
· Театрализованное представление в городе: история и современность
· Масленица в Башкортостане
· Возможности кинетического кода в современных художественно-зрелищных формах искусства
· Проблема семьи в условиях полиэтнической ойкумены в деятельности досуговых учреждений культуры
· Проблемы возрождения традиционной культуры нагайбаков
· Традиции народной педагогики в тексте праздничной культуры в дошкольных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа является оригинальной формой научно-творческой деятельности студента в Высшей школе: институте, академии, университете. Она предполагает, как правило, фронтальное ознакомление с фундаментальной литературой по избранной теме, т.е. овладение историческим знанием. К тому же, научное исследование (курсовая работа) основывается на форме деятельности – научных методах, позволяющих подтвердить или опровергнуть изначальную гипотезу.
Желательно, чтобы цель научного исследования, заключающаяся в получении новых данных, была в большей или меньшей степени достигнута.
Достоинством работы можно считать наличие в ней региональногокомпонента, т.е. изучение научно-исследовательских проблем конкретной историко-этнографической ойкумены. Это, во-первых, поднимает практическую значимостьработы, и, во-вторых, повышает репрезентативностьданных конкретного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2002. – 112 с.
2. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. – Челябинск, ЧГАКИ, 2002. – 276 с.
3. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.– сост. И.Н. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2000. – 544 с.
4. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск, 1979. – 64 с.
5. Усачева И.В., Ильясова И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980. – 37 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1