Эксперимент как метод научного

ИССЛЕДОВАНИЯ

«Эксперимент – (лат. experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М.,1997. – С.797).

Эксперимент – надежный способ получения достоверных данных. Эффективное его использование в научном исследовании зависит от подготовленности исследователя, умения организации работы, знания структуры, функции, принципов и условий проведения эксперимента.

Различают два вида эксперимента – натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный(модельный).

В любом эксперименте можно выделить три этапа:

1) организационно-прогностический;

2) содержательно-процессуальный;

3) аналитико-корректирующий.

Организационно-прогностический этап реализуется через следующие операции:

– определение темы и цели исследования;

– выбор предмета экспериментальной работы;

– планирование проведения экспериментальной работы;

– определение этапов хода эксперимента;

– определение критериев эксперимента.

Содержательно-процессуальный этап включает в себя:

– отбор содержания эксперимента;

– проведение самого эксперимента;

– стимулирование участников;

– сбор информации о ходе эксперимента.

Аналитико-корректирующийэтап связан:

– с анализом полученных данных;

– со сверкой полученных материалов с целью, задачами

и гипотезой;

– с коррекцией эксперимента, если есть отклонения;

– с обработкой материалов.

Эксперимент – трудоемкий, сложный метод исследования. Используется несколько видов экспериментов:

а) Констатирующий– позволяет выяснить реальное состояние явления или процесса. Его задачей является – определить исходные основы организации и поведения базового эксперимента.

б) Преобразующий(созидательный) – имеет целью проверку гипотезы, позволяет выяснить новые связи, отношения, свойства, принципы, закономерности, пути совершенствования процессом.

в) Проверочный(контрольный) – имеет целью перепроверку полученных результатов на достоверность, уточнение ранее сформулированных теоретических выводов.

КРУГ ПРОБЛЕМ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ

И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

· Праздничный мир детей в контексте игровой культуры

· Современный праздничный календарь башкир в контексте традиционной народной культуры

· Современная художественная деятельность и фольклор: к вопросу о фольклоризме художественной культуры

· Свадебный комплекс в контексте семиотического знания

· Русско-казахские праздничные параллели

· Историко-этнографические исследования празднично-обрядовых ситуаций ( на примере отдельных этнографических групп населения )

· Дом в фольклорно-этнографической картине мира

· «Культурный горизонт» в этнической культуре русских

· Знак птицы в структуре календарно-обрядового комплекса

· Знаковый мир куклы в художественно-зрелищных формах искусства: история и современность

· Удмуртская хореография в системе современных досугово-зрелищных форм деятельности как источник возрождения традиционной народной культуры

· Гендерные традиции в современных художественно-зрелищных и досуговых формах культуры

· Русская волшебная сказка в контексте семиотического знания

· Функциональные особенности ударных инструментов в структуре современной культуры

· Фольклорные традиции сказок А.С. Пушкина в контексте современной праздничной культуры

· Семиотические аспекты праздника и театрализованные представления

· Семиотика лирической песни и вопросы современной школьной педагогики

· Современная масленица в контексте традиционной культуры к вопросу о знаковости масленичного театра)

· Театрализованное представление в городе: история и современность

· Масленица в Башкортостане

· Возможности кинетического кода в современных художественно-зрелищных формах искусства

· Проблема семьи в условиях полиэтнической ойкумены в деятельности досуговых учреждений культуры

· Проблемы возрождения традиционной культуры нагайбаков

· Традиции народной педагогики в тексте праздничной культуры в дошкольных учреждениях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа является оригинальной формой научно-творческой деятельности студента в Высшей школе: институте, академии, университете. Она предполагает, как правило, фронтальное ознакомление с фундаментальной литературой по избранной теме, т.е. овладение историческим знанием. К тому же, научное исследование (курсовая работа) основывается на форме деятельности – научных методах, позволяющих подтвердить или опровергнуть изначальную гипотезу.

Желательно, чтобы цель научного исследования, заключающаяся в получении новых данных, была в большей или меньшей степени достигнута.

Достоинством работы можно считать наличие в ней региональногокомпонента, т.е. изучение научно-исследовательских проблем конкретной историко-этнографической ойкумены. Это, во-первых, поднимает практическую значимостьработы, и, во-вторых, повышает репрезентативностьданных конкретного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось-89, 2002. – 112 с.

2. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. – Челябинск, ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

3. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.– сост. И.Н. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2000. – 544 с.

4. Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск, 1979. – 64 с.

5. Усачева И.В., Ильясова И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980. – 37 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации