Екатерина II в храме богини правосудия.

Д. Г. Левицкий. X., м. 1783.

Программа портрета, заказанного канцлером А. А. Безбородко для его петербургского особняка, сочине­на Н. А. Львовым. На создание пор­трета откликнулись в стихах И. Ф. Богданович и Г. Р. Державин (ода «Видение Мурзы»), Сжигаемые на алтаре цветы мака означают, что императрица «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя»; ста­туя справа вверху — богиня правосу­дия, в храме которой происходит дей­ствие. Орел с перунами на стопке книг охраняет законы, дарованные императрицей подданным. Home!

Вид Адмиралтейского бульва­ра и Дворцовой площади в Пе­тербурге.

Ф. К. Неелов. Акв. 1809. Home!

Портрет Павла I в короне и одеянии ордена св. Иоанна Иерусалимского.

Д. И. Евреинов. Миниатюра. Ок. 1800.

В одеянии сочетаются элементы парадного костюма российского императора («большая» императорская корона, мантия, подбитая горностаевым мехом, скипетр в правой руке, держава слева на подушке, знак высшего российского ордена св. Андрея Первозванного на груди) с символикой ордена св. Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел стал в конце 1798 г. (далматик золотистого цвета с белым мальтийским крестом, надетый под императорскую мантию, и знак ордена в виде креста на шейной ленте). Home!

«Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20».

Неизвестный гравер. Офорт (иллюстрация из кн. «Жизнь... Я. П. Кульнева, писанная А. Н. Н-м». СПб., 1815). Home!

Марсово поле и Румянцевский обелиск в Петербурге.

Б. Патерсен. Гравюра очер­ком, акв. 1806. Фрагмент. Home!

«Вид большого парада у двор­ца императора Александра I в Петербурге».

Б. Патерсен. Гравюра очер­ком, акв. 1807—1808. Home!

Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова.

М. Дюбург по рис. А. Орлов­ского. Раскраш. гравюра. 1814.

Денис Васильевич Давыдов (1784— 1839) изображен в казачьем чекмене, с казачьей шашкой (вместо полагав­шейся по уставу сабли) и неуставной шапочке, что отличает его костюм от формы изображенных справа гусар (интересно, что такую деталь унифор­мы, как офицерский шарф, Давыдов сохранил: кисти шарфа, повязанного на поясе, свисают на круп коня). Home!

Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка.

А. Ладюрнер. X., м. 1840. Home!

Портрет великой княгини Ели­заветы Петровны ребенком.

Л. Каравакк. X., м. Втор. пол. 1710-х. Home!

Портрет императрицы Елиза­веты Петровны в мужском ко­стюме.

Л. Каравакк (?). X., м. Середи­на XVIII в. Home!

Портрет генерала Н. Н. Раев­ского.

С. Карделли. Гравюра. 1813. Николай Николаевич Раевский (1771— 1829) — герой войны 1812 года, просла­вился в сражениях под Салтановкой, когда лично водил солдат Смоленско­го полка в штыковую атаку, при Смо­ленске и Бородине, где корпус под его командованием занимал центр пози­ции русской армии. Два генерала-де­кабриста — князь С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов были женаты на его до­черях. Под портретом изображена апокрифическая сцена боя под Салта­новкой 11 июля 1812 г.: согласно рас­пространенной легенде, Раевский по­шел в атаку на французские войска вместе со своими юными сыновьями. Home!

К. Н. Батюшков. Автопортрет в цилиндре.

Рис. Первая четв. XIX в. Home!

Портрет В. Л. Пушкина

(1766-1830).

Ж. Вивьен. Рис. 1823 (?).Home!

Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева.

Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.

В 1812 г. Петр Гаврилович Лихачев (1758—1812) командовал 24-й пехотной дивизией в корпусе Д. С. Дохтурова. Изображен в парадном общегенераль­ском мундире со знаками орденов св. Георгия 3-й степени (крест белой эма­ли на шее), св. Анны 1-й степени (звезда на левой стороне груди), св. Владимира 3-й степени (крест красной эмали на шее), командорским кре­стом ордена св. Иоанна Иерусалим­ского («мальтийский» крест белой эмали с королевскими лилиями меж­ду лучами, увенчанный короной). Доу изобразил справа от орденов медали за войну 1812 года: серебряную (для военных) и бронзовую (дворянскую), которые умерший во французском плену Лихачев носить, конечно, не мог. Home!

Наполеон на поле сражения при Аустерлице.

Э. Росотт по оригиналу Ф. Же­рара 1810 г. Офорт. 1853.

Изображен эпизод конца сражения. Справа — Наполеон со свитой, пра­вее — группа русских пленных под конвоем гренадеров Старой гвардии в высоких меховых шапках. В левой ча­сти мамелюк с трофейными русски-

ми штандартами (знаменами кавале­рийских частей); адъютант Наполеона (без треуголки, верхом) указывает императору на пленных русских кава­лергардов и конногвардейцев (в кира­сирских касках) на втором плане. Кар­тина Жерара украшала зал Государст­венного совета во дворце Тюильри. Home!


Наши рекомендации