Екатерина II в храме богини правосудия.
Д. Г. Левицкий. X., м. 1783.
Программа портрета, заказанного канцлером А. А. Безбородко для его петербургского особняка, сочинена Н. А. Львовым. На создание портрета откликнулись в стихах И. Ф. Богданович и Г. Р. Державин (ода «Видение Мурзы»), Сжигаемые на алтаре цветы мака означают, что императрица «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя»; статуя справа вверху — богиня правосудия, в храме которой происходит действие. Орел с перунами на стопке книг охраняет законы, дарованные императрицей подданным. Home!
Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге.
Ф. К. Неелов. Акв. 1809. Home!
Портрет Павла I в короне и одеянии ордена св. Иоанна Иерусалимского.
Д. И. Евреинов. Миниатюра. Ок. 1800.
В одеянии сочетаются элементы парадного костюма российского императора («большая» императорская корона, мантия, подбитая горностаевым мехом, скипетр в правой руке, держава слева на подушке, знак высшего российского ордена св. Андрея Первозванного на груди) с символикой ордена св. Иоанна Иерусалимского, великим магистром которого Павел стал в конце 1798 г. (далматик золотистого цвета с белым мальтийским крестом, надетый под императорскую мантию, и знак ордена в виде креста на шейной ленте). Home!
«Сражение при Клястицах и смерть храброго генерал-майора Якова Петровича Кульнева 1812 года июля 20».
Неизвестный гравер. Офорт (иллюстрация из кн. «Жизнь... Я. П. Кульнева, писанная А. Н. Н-м». СПб., 1815). Home!
Марсово поле и Румянцевский обелиск в Петербурге.
Б. Патерсен. Гравюра очерком, акв. 1806. Фрагмент. Home!
«Вид большого парада у дворца императора Александра I в Петербурге».
Б. Патерсен. Гравюра очерком, акв. 1807—1808. Home!
Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова.
М. Дюбург по рис. А. Орловского. Раскраш. гравюра. 1814.
Денис Васильевич Давыдов (1784— 1839) изображен в казачьем чекмене, с казачьей шашкой (вместо полагавшейся по уставу сабли) и неуставной шапочке, что отличает его костюм от формы изображенных справа гусар (интересно, что такую деталь униформы, как офицерский шарф, Давыдов сохранил: кисти шарфа, повязанного на поясе, свисают на круп коня). Home!
Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка.
А. Ладюрнер. X., м. 1840. Home!
Портрет великой княгини Елизаветы Петровны ребенком.
Л. Каравакк. X., м. Втор. пол. 1710-х. Home!
Портрет императрицы Елизаветы Петровны в мужском костюме.
Л. Каравакк (?). X., м. Середина XVIII в. Home!
Портрет генерала Н. Н. Раевского.
С. Карделли. Гравюра. 1813. Николай Николаевич Раевский (1771— 1829) — герой войны 1812 года, прославился в сражениях под Салтановкой, когда лично водил солдат Смоленского полка в штыковую атаку, при Смоленске и Бородине, где корпус под его командованием занимал центр позиции русской армии. Два генерала-декабриста — князь С. Г. Волконский и М. Ф. Орлов были женаты на его дочерях. Под портретом изображена апокрифическая сцена боя под Салтановкой 11 июля 1812 г.: согласно распространенной легенде, Раевский пошел в атаку на французские войска вместе со своими юными сыновьями. Home!
К. Н. Батюшков. Автопортрет в цилиндре.
Рис. Первая четв. XIX в. Home!
Портрет В. Л. Пушкина
(1766-1830).
Ж. Вивьен. Рис. 1823 (?).Home!
Портрет генерал-майора П. Г. Лихачева.
Д. Доу. X., м. Не позднее 1825.
В 1812 г. Петр Гаврилович Лихачев (1758—1812) командовал 24-й пехотной дивизией в корпусе Д. С. Дохтурова. Изображен в парадном общегенеральском мундире со знаками орденов св. Георгия 3-й степени (крест белой эмали на шее), св. Анны 1-й степени (звезда на левой стороне груди), св. Владимира 3-й степени (крест красной эмали на шее), командорским крестом ордена св. Иоанна Иерусалимского («мальтийский» крест белой эмали с королевскими лилиями между лучами, увенчанный короной). Доу изобразил справа от орденов медали за войну 1812 года: серебряную (для военных) и бронзовую (дворянскую), которые умерший во французском плену Лихачев носить, конечно, не мог. Home!
Наполеон на поле сражения при Аустерлице.
Э. Росотт по оригиналу Ф. Жерара 1810 г. Офорт. 1853.
Изображен эпизод конца сражения. Справа — Наполеон со свитой, правее — группа русских пленных под конвоем гренадеров Старой гвардии в высоких меховых шапках. В левой части мамелюк с трофейными русски-
ми штандартами (знаменами кавалерийских частей); адъютант Наполеона (без треуголки, верхом) указывает императору на пленных русских кавалергардов и конногвардейцев (в кирасирских касках) на втором плане. Картина Жерара украшала зал Государственного совета во дворце Тюильри. Home!