Методы исследования в физическом воспитании.
Методы теоретического анализа и обобщения
Теоретическое исследование протекает в форме логических операции (индукции и дедукции, логического и логико-математического моделирования и т. д.), для выполнения которых надо располагать фактическим материалом. Его черпают в значительной мере из литературных и документальных источников.
Способы анализа и обобщения литературных данных.Изучение литературных данных - неотъемлемая часть любого научного исследования. В отыскании необходимой научной информации помогает библиография, занимающаяся описанием и систематизацией печатных изданий.
Библиография, делится на текущую (описание вновь вышедшей литературы) и ретроспективную (сводка литературы за прошедший более или менее длительный промежуток времени).
Анализ и обобщение документальных материалов.К документальным материалам относятся специально составляемые анкеты и опросные листы. Анкеты и опросные листы применяются обычно для первоначального знакомства с состоянием дела; результаты анкетирования или опроса не могут быть решающим доводом при определении эффективности какой-либо методики занятий
Методы педагогического обследования
Сюда относится педагогическое наблюдение, которое отличается от повседневного, бытового наблюдения в основном двумя чертами: а) четко обозначенным предметом наблюдения, б) разработанной системой фиксации наблюдаемых фактов (специальные протоколы):
Результаты исследования не должны зависеть от личных качеств исследователя. Одним из широко распространенных методов фиксации при наблюдении является хронометрирование (определение времени, затрачиваемого на выполнение тех или иных действий). Методы регистрации параметров движений в зависимости от времени, необходимого для получения данных, делятся на 2 группы:
1) методы срочной информации; 2) методы отставленной информации.
Экспериментальные методы
Эксперимент – метод научного исследования, в котором явления и условия, интересующие исследователя, прямо или косвенно находятся под его воздействием и контролем. Возможность создания условий, необходимых исследователю, устранения побочных – все это определяет незаменимую ценность данного метода. Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных условий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочисленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В зависимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать естественный, модельный и лабораторный эксперименты.
Основные понятия системы физического воспитания.
К основным понятиям ТФВ относятся следующие: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «система физического воспитания».
Физическая культура. Это часть общей культуры, совокупность духовных и материальных ценностей, направленных на физическое совершенствование человека.
Физическое воспитание.Это педагогический процесс, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Спорт.Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Физическая рекреация. Отдых человека с помощью средств ФК.
Физическая реабилитация. Восстановление поврежденных функций с помощью средств ФК.
Физическое образование. Процесс и результат деятельности, направленный на формирование знаний, двигательных умений и навыков, а также способы их самостоятельного усвоения и использования в жизнедеятельности.
Физическая подготовка. Педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств. ОФП направлена на повышение уровня ФР, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. СФП – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом ФП является физическая подготовленность (результат ФП), отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках.
Физическое развитие. Это процесс изменения морфофункциональных свойств организма в течение жизни.
ФР характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения.
2. Показатели (критерии) здоровья.
3. Показатели развития физических качеств.
ФР в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс ФР подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс ФР человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс ФР подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека.
Большое значение для управления ФР в процессе ФВ имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности.
Выбирая ФУ и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое.
Физическое совершенство. Оптимальная мера гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.
Система физического воспитания.Исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, отражающий целесообразную упорядоченную совокупность исходных основ и форм организации ФВ, обеспечивающих физическое совершенствование людей формирование ЗОЖ.