Методы исследования для написания
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Метод экспертной оценки
Метод экспертной оценки выражен в графической форме в качестве эксперта чаще всего выступает классный руководитель, но можно привлечь и друзей, и родителей. Заполняя карту, эксперт отмечает (например, галочкой) на каждой шкале степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от полюсов характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности. Шкалы сгруппированы в 5 блоков, фиксирующих основные психологические показатели, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности учеников. Так, заполняя шкалу “имеет много друзей, пользуется популярностью – непопулярен”, эксперт оценивает социометрический статус школьника, определяющий его положение в классе. Таким образом, используются одновременно и психологический и педагогический подходы к учащемуся. Для облегчения работы экспертов и студентов в названиях в минимальной мере использованы специальные психологические термины.
Для дополнительной информации в карте оставлено свободное место, заполняемое по желанию эксперта.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
Школа_______ Класс_________
Ф.И.О. ____________________________________________
1. УЧЕБА
Сильный ученик | 1 2 3 4 5 | Слабый ученик |
Учится с интересом | 1 2 3 4 5 | Учебой не интересуется |
Есть учебные интересы с ориентацией на будущую профессию (для ст. классов) | 1 2 3 4 5 | Учебных интересов нет |
2. ПОВЕДЕНИЕ
Упрямый | 1 2 3 4 5 | Покладистый |
Дисциплинирован | 1 2 3 4 5 | Плохая дисциплина |
Отсутствие конфликтов с учителями | 1 2 3 4 5 | Частые конфликты с учителями |
Отсутствие конфликтов с учениками | 1 2 3 4 5 | Частые конфликты с уч-ми |
Агрессивное поведение | 1 2 3 4 5 | Спокойный, уступчивый, доброжелательный |
Усидчивый | 1 2 3 4 5 | Высокая двигательная активность |
3. ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ
Высокая общественная активность | 1 2 3 4 5 | Низкая общественная активность |
Хороший организаторские | 1 2 3 4 5 | Слабые орг. способности |
Высокая инициативность | 1 2 3 4 5 | Низкая инициативность |
Занимает ведущие (лидерские) позиции | 1 2 3 4 5 | Выступает в роли “ведомого” |
Высокий авторитет, уважение товарищей | 1 2 3 4 5 | Низкий авторитет |
Охотно выполняет общественные поручения. | 1 2 3 4 5 | Отлынивает от общественных поручений |
4.ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ
Имеет много друзей, пользуется популярностью | 1 2 3 4 5 | Непопулярен |
Отсутствуют недоброжелатели недруги | 1 2 3 4 5 | Многие недолюбливают |
Любит быть на людях, ищет новых друзей | 1 2 3 4 5 | Замкнутый |
Открытый | 1 2 3 4 5 | Скрытый |
Отзывчивый | 1 2 3 4 5 | Черствый |
Ориентируется на собственное мнение | 1 2 3 4 5 | Озабочен мнением окружающих |
Дурно влияет на соучеников | 1 2 3 4 5 | Является опорой педагога |
5. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Спокойный, уверенный в себе | 1 2 3 4 5 | Тревожный, неуверенный |
Переоценивает свои силы | 1 2 3 4 5 | Недооценивает свои силы |
Честолюбив | 1 2 3 4 5 | Скромный, незаметный |
Вызывает симпатию | 1 2 3 4 5 | Не вызывает симпатии |
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение
Схема наблюдения за выдержкой ученика на уроке физической
Культуры
Проследить за проявлением выдержки ученика на протяжении урока физической культуры, отметить при этом следующие моменты:
как ученик входит в зал, как ведет себя в строю; насколько при этом он сдерживает себя: движения, речь и т. д,;
сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвлекается ли, он чем-либо посторонним;
достаточно ли подтянут, когда выполняет команды, когда к нему обращается педагог;
насколько сдерживает свои эмоции после удачных и неудачных попыток выполнения упражнений;
владеет ли собой в игре: не проявляет ли в движениях излишней торопливости, резкости, суетливости, не слишком ли возбужден, не допускает ли выкриков, грубостей;
как ведет себя на уроке в том случае, когда выдержка его подвергается особому испытанию (например, если его задевает кто-то, если в зале присутствуют гости, которые могут отвлечь внимание, если в окно видно что-либо интересное и т. д.);
является ли выдержка привычным, естественным состоянием ученика или же она требует от него значительных усилий.
Шкала значения баллов
Психологические процессы | Внимание | Эмоции | Волевое усилие |
Баллы | |||
В высшей степени внимателен, абсолютно дисциплинирован и очень старателен | Положительная эмоция большой интенсивности | Волевое усилие большой интенсивности (заставляет себя преодолеть усталость, страх и т.п.) | |
Внимателен, редко отвлекается (только по внешним поводам). Достаточно добросовестно выполняет требования тренера | Положительная эмоция средней интенсивности | Волевое усилие средней интенсивности (пытается заставить себя выполнять нужное на занятиях) | |
Внимание удовлетворительное | Обычное ровное эмоциональное состояние | Обычное состояние без видимых затрат волевого усилия | |
Недостаточно внимателен, часто отвлекается, нарушает порядок | Отрицательная эмоция средней интенсивности | Иногда пытается управлять своим поведением | |
Внимание отсутствует (занят другим делом, плохо ориентируется на занятии) | Отрицательная эмоция большой интенсивности | Полное отсутствие попыток управлять своим поведением |