Методы исследования для написания

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Метод экспертной оценки

Метод экспертной оценки выражен в графической форме в качестве эксперта чаще всего выступает классный руководитель, но можно привлечь и друзей, и родителей. Заполняя карту, эксперт отмечает (например, галочкой) на каждой шкале степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от полюсов характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности. Шкалы сгруппированы в 5 блоков, фиксирующих основные психологические показатели, в которых проявляются индивидуально-психологические особенности учеников. Так, заполняя шкалу “имеет много друзей, пользуется популярностью – непопулярен”, эксперт оценивает социометрический статус школьника, определяющий его положение в классе. Таким образом, используются одновременно и психологический и педагогический подходы к учащемуся. Для облегчения работы экспертов и студентов в названиях в минимальной мере использованы специальные психологические термины.

Для дополнительной информации в карте оставлено свободное место, заполняемое по желанию эксперта.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

Школа_______ Класс_________

Ф.И.О. ____________________________________________

1. УЧЕБА

Сильный ученик 1 2 3 4 5 Слабый ученик
Учится с интере­сом 1 2 3 4 5 Учебой не интересуется
Есть учебные ин­тересы с ориентацией на будущую профессию (для ст. классов) 1 2 3 4 5 Учебных интересов нет

2. ПОВЕДЕНИЕ

Упрямый 1 2 3 4 5 Покладистый
Дисциплинирован 1 2 3 4 5 Плохая дисциплина
Отсутствие конф­ликтов с учителями 1 2 3 4 5 Частые конфликты с учителями
Отсутствие конфлик­тов с учениками 1 2 3 4 5 Частые конфликты с уч-ми
Агрессивное поведе­ние 1 2 3 4 5 Спокойный, уступчивый, доброжелательный
Усидчивый 1 2 3 4 5 Высокая двигательная активность  

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Высокая обществен­ная активность 1 2 3 4 5 Низкая общественная активность
Хороший организаторские 1 2 3 4 5 Слабые орг. способности
Высокая инициативность 1 2 3 4 5 Низкая инициативность
Занимает ведущие (лидерские) позиции 1 2 3 4 5 Выступает в роли “ведомого”
Высокий авторитет, уважение товарищей 1 2 3 4 5 Низкий авторитет
Охотно выполняет об­щественные поручения. 1 2 3 4 5 Отлынивает от общественных поручений

4.ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ

Имеет много друзей, пользуется популя­рностью 1 2 3 4 5 Непопулярен
Отсутствуют недобро­желатели недруги 1 2 3 4 5 Многие недолюбливают
Любит быть на людях, ищет новых друзей 1 2 3 4 5 Замкнутый  
Открытый 1 2 3 4 5 Скрытый
Отзывчивый 1 2 3 4 5 Черствый
Ориентируется на собственное мнение 1 2 3 4 5 Озабочен мнением окружающих
Дурно влияет на соу­чеников 1 2 3 4 5 Является опорой педагога

5. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



Спокойный, уверенный в себе 1 2 3 4 5 Тревожный, неуверенный
Переоценивает свои силы 1 2 3 4 5 Недооценивает свои силы
Честолюбив 1 2 3 4 5 Скромный, незаметный
Вызывает симпатию 1 2 3 4 5 Не вызывает симпатии

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение

Схема наблюдения за выдержкой ученика на уроке физической

Культуры

Проследить за проявлением выдержки ученика на протяжении урока физической культуры, отметить при этом следующие моменты:

как ученик входит в зал, как ведет себя в строю; насколько при этом он сдерживает себя: движения, речь и т. д,;

сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвлекается ли, он чем-либо посторонним;

достаточно ли подтянут, когда выполняет команды, когда к нему обращается педагог;

насколько сдерживает свои эмоции после удачных и неудачных попыток выполнения упражнений;

владеет ли собой в игре: не проявляет ли в движениях излишней торопливости, резкости, суетливости, не слишком ли возбужден, не допускает ли выкриков, грубостей;

как ведет себя на уроке в том случае, когда выдержка его подвергается особому испытанию (например, если его задевает кто-то, если в зале присутствуют гости, которые могут отвлечь внима­ние, если в окно видно что-либо интересное и т. д.);

является ли выдержка привычным, естественным состоянием ученика или же она требует от него значительных усилий.

Шкала значения баллов

Психологические процессы Внимание Эмоции Волевое усилие
Баллы
В высшей степени внимателен, абсолютно дисциплинирован и очень старателен Положительная эмоция большой интенсивности Волевое усилие большой интенсивности (заставляет себя преодолеть усталость, страх и т.п.)
Внимателен, редко отвлекается (только по внешним поводам). Достаточно добросовестно выполняет требования тренера Положительная эмоция средней интенсивности Волевое усилие средней интенсивности (пытается заставить себя выполнять нужное на занятиях)
Внимание удовлетворительное Обычное ровное эмоциональное состояние Обычное состояние без видимых затрат волевого усилия
Недостаточно внимателен, часто отвлекается, нарушает порядок Отрицательная эмоция средней интенсивности Иногда пытается управлять своим поведением
Внимание отсутствует (занят другим делом, плохо ориентируется на занятии) Отрицательная эмоция большой интенсивности Полное отсутствие попыток управлять своим поведением

Наши рекомендации